Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:06, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является наука как социальный институт.
Предметом исследования – особенности развития вузовской науки.
Цель курсовой работы – охарактеризовать особенности развития вузовской науки в современном российском обществе.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Выявить основные подходы к определению понятия «социальный институт».
Описать основные виды социальных институтов.
Охарактеризовать понятие «социальный институт науки».
Выявить особенности вузовского сектора науки.
Проанализировать особенности институционализации вузовской науки (на примере ХГУ им. Н.Ф.Катанова).
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методологические основания изучения социальных институтов…5
§ 1.1. Понятие «социальный институт»………………………………………..5
§ 1.2. Виды социальных институтов…………………………………………...9
Глава 2. Наука как социальный институт в современном обществе……….13
§ 2.1 К определению понятия «социальный институт науки»……………...13
§ 2.2 Вузовская наук…………………………………………………………...19
§ 2.3 Институционализация науки в Хакасском государственном университете им. Н.Ф.Катанова……………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………..34
Научные исследования вузов проводятся на основе сотрудничества с научными учреждениями Российской академии наук, республиканских и отраслевых академий наук, с научными организациями и предприятиями всех форм собственности (совместные программы исследований, образование ассоциаций, союзов, научно-учебных центров, временных творческих коллективов и т.п.). Вузы самостоятельно решают вопросы заключения договоров. Финансирование научных работ осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств.
Исполнителями научной работы в вузе являются: профессорско-преподавательский состав в соответствии с индивидуальными планами в основное рабочее время; студенты в ходе выполнения курсовых и дипломных работ; докторанты, аспиранты, стажеры.
При проведении вузовской научной работы обеспечивается взаимосвязь учебного и научного процессов. Все выполненные научные работы подлежат государственной регистрации в учреждениях Миннауки России.
Можно выделить две особым образом взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга отрасли законодательства: законодательство Российской Федерации об образовании и законодательство Российской Федерации о науке.
Важнейшими различиями
правового регулирования
Во-первых, образовательная деятельность, в отличие от научной, является лицензируемым видом деятельности.
Во-вторых, образовательные организации, в отличие от научных организаций, могут существовать только в форме образовательных учреждений.
В-третьих, научная и образовательная системы России различны по организационной структуре. Образовательные учреждения можно достаточно точно расклассифицировать в соответствии с уровнями образования. Градация и классификация научных организаций более сложная. Существует три основных научных сектора: академический сектор, сектор вузовской науки, а также сектор науки, в который включены ведомственные научные организации. Кроме того, внутри каждого сектора, можно выделить организации, ведущие фундаментальные либо прикладные научные работы.11
Подробнее рассмотрим порядок реализации научных исследований в вузах. Законодатель в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предписывает обязательность ведения научной деятельности для всех видов высших учебных заведений (университет, академия, институт). Более того, законодатель включает в структуру системы высшего и послевузовского профессионального образования совокупность: научных, проектных, производственных, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования. Каждый университет обязан быть ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности и осуществлять фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук.
Вузы приобретают право
на ведение образовательной
Вуз не может заниматься научной деятельностью, как основной, равно, как и не может осуществлять подготовку научных работников в качестве своей основной деятельности. Основной уставной задачей вузов является ведение образовательной деятельности. Следовательно, вузы иным способом должны реализовывать свое участие в научной деятельности.
Обычно для ведения научной деятельности вузы организуют внутри себя научные подразделения, научно-исследовательские сектора, научные лаборатории или иные структуры.
В силу перечисленных юридических ограничений вузы не могут быть признаваемы в качестве научной организации. Поэтому, правовое регулирование научных исследований в вузах, отлично от правового регулирования научных исследований в научных организациях. Не все положения Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политики» могут быть автоматически распространены на вузы. В частности, кадровое обеспечение и финансирование научных исследований в вузах осуществляется иначе, чем в научных организациях.
Можно сказать, что вузовская наука стоит особняком. Здесь объединяются различные направления и организационные формы; государственное финансирование и хоздоговорные научные разработки по заказам заинтересованных организаций; постоянные научные сотрудники в проблемных лабораториях и научно-исследовательских институтах; научная работа сотрудников кафедр в самых различных организационных формах - лаборатории, совместительство, временные научно-исследовательские коллективы.
В вузовских научно-исследователь
В российских вузах работает треть, а если учесть дипломированных научных работников (докторов и кандидатов наук), то половина всех ученых. Но они получают только 6% средств, выделяемых государством на научные исследования, хотя здесь создается 20% научной продукции страны. Следовательно, эффективность вузовской науки примерно в три раза выше.
Вузовская наука в России многогранное значение. Во-первых, она, является необходимым условием научно-технического прогресса, предпосылкой развития современных наукоемких производств и передовых технологий. Во-вторых, выступает в качестве основы подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства. В-третьих, представляет собой одно из перспективных направлений предпринимательской деятельности. Вузовская наука содействует повышению социальной активности и кроме того, она оказывает непосредственное влияние на состояние общего уровня культуры и образования в обществе.
§ 2.3 Институционализация
науки в Хакасском
Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования. ХГУ им. Н.Ф.Катанова не только осуществляет образовательную деятельность, но и является основным субъектом научной деятельности в Республике Хакасия.
В университете проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования по всем областям наук: естественные, технические, сельскохозяйственные, медицинские, гуманитарные, общественные. Научно- исследовательская деятельность университета осуществляется по 16 основным научным направлениям, 6 из которых соответствуют Приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники РФ и Перечню критических технологий РФ.
Источниками финансирования научной деятельности университета за период 2006-2010 года являлись средства Минобрнауки России, средства российских и зарубежных грантов, средства бюджетов РХ и муниципальных бюджетов, средства заказчиков, собственные средства вуза.
Объемы финансирования научных исследований университета возросли с 15,6 млн. руб. до 30, 6 млн. руб. В этот период впервые были получены средства из фондов РГНФ и РФФИ, Роснауки, Фонда «Центра социальных программ» РУСАЛ, Фонда Михаила Прохорова и ежегодного финансирования НИР. В среднем за 5 лет доля финансирования по естественным, медицинским, сельскохозяйственным и техническим наукам составила 27, 5%, на исследования в области гуманитарных и общественных наук приходится 72,5%.
Так же увеличились объемы фундаментальных исследований, их доля составила 62% от всего объема НИР. На прикладные НИР и экспериментальные разработки приходится соответственно 30% и 8%.
В рамках ФЦП «научные и научно-педагогичские кадры для инновационной России» поддержаны проекты по гуманитарным и общественным наукам. Сумма финансирования составила 11,8 млн. руб. и 10,6 млн. руб.
Увеличилось количество ежегодно поддерживаемых грантов РФФИ (от 0 в 2006 г. до 9 в 2010 г.).
С 2006 по 2010 годы увеличены объемы финансирования в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие потенциала высшей школы» Минобрнауки России, из средств Роснауки, грантов РФФИ и РГНФ, зарубежных источников. Однако за 2009-2010 годы произошло снижение объемов НИР, выполняемых за счет средств хозяйственных договоров и бюджетов РХ и муниципальных образований.12
За
прошедшее пятилетие
–Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 ГГ.»;
–Республиканские целевые программы (Развитие инновационной, научной и научно-технической деятельности в РХ; Культура РХ и другие);
–Муниципальные целевые программы: Развитие туризма в муниципальном образовании «Усть-Абаканский район» на 2010-2015 годы и другие.
Возросли объемы НИР в области социологии, выполняемые по заказам Министерства образования и науки РХ, Министерства национальной и территориальной политики РХ и т.д.
Таким образом, ХГУ является примером развития вузовской науки в регионе.
Одной из задач нашей курсовой работы является анализ институционализации вузовского сектора науки на примере ХГУ им. Н.Ф.Катанова.
Важнейшим компонентом
институционализации науки
«Положение о научной школе в ХГУ» устанавливает порядок регистрации и присвоения статуса научной школы, определяет признаки научных школ, их характеристики, критерии оценки научных школ. Целью положения является создание и развитие ведущих научных школ, повышение качества научных исследований, вовлечение молодежи в научную деятельность, повышение престижа научной деятельности.
В «Положении о системе НИРС ХГУ» определяются цели и задачи системы НИРС, описывается ее организация и меры поощрения студентов и руководителей НИРС.
«Положение о совете НИРС ХГУ» определяет цели создания, задачи, функции совета. Есть раздел о структуре совета, а так же прописаны права и обязанности совета.
«Политика ХГУ в области интеллектуальной собственности» - документ, в котором описываются цели, направления, приоритетные задачи политики, а так же принципы ее построения.
«Положение о научно-техническом совете ХГУ» определяет цели, задачи и функции НТС, его права, структуру и состав.
В декабре 2010 года в ХГУ им. Н.Ф.Катанова была утверждена «Среднесрочная программа стратегического развития ХГУ им. Н. Ф. Катанова». В этом документе дается анализ научной и инновационной деятельности не только в ХГУ, но и по всей РХ. Это позволяет увидеть, что научный потенциал Республики Хакасия имеет устойчивые тенденции роста и по объемам финансирования НИР, и по числу кадров высшей научной квалификации, и по вовлечению кадров в научную деятельность. Так же там обозначены проблемы и ограничения социально-экономического развития РХ.
Кроме этого, анализ Официального сайта ХГУ им. Н.Ф.Катанова13 показал, что институционализация науки в университете обеспечивается посредством следующих организационных форм:
Возглавляет управление наукой в университете Проректор по науке и инновациям. Он координирует работу и контролирует деятельность университета по таким вопросам, как:
Информация о работе Наука как социальный институт в современном обществе