Наука как социальный институт в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является наука как социальный институт.
Предметом исследования – особенности развития вузовской науки.
Цель курсовой работы – охарактеризовать особенности развития вузовской науки в современном российском обществе.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Выявить основные подходы к определению понятия «социальный институт».
Описать основные виды социальных институтов.
Охарактеризовать понятие «социальный институт науки».
Выявить особенности вузовского сектора науки.
Проанализировать особенности институционализации вузовской науки (на примере ХГУ им. Н.Ф.Катанова).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методологические основания изучения социальных институтов…5
§ 1.1. Понятие «социальный институт»………………………………………..5
§ 1.2. Виды социальных институтов…………………………………………...9
Глава 2. Наука как социальный институт в современном обществе……….13
§ 2.1 К определению понятия «социальный институт науки»……………...13
§ 2.2 Вузовская наук…………………………………………………………...19
§ 2.3 Институционализация науки в Хакасском государственном университете им. Н.Ф.Катанова……………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая по о.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Курирует:

  • управление научных исследований, инноваций и подготовки научно-педагогических кадров;
  • институт гуманитарных исследований;
  • научно-исследовательские и учебно-экспериментальные подразделения университета т.д.

В структуре университета выделяется управление научных исследований, инноваций и подготовки научно-педагогических кадров (УНИИ и ПНПК).

В соответствии с задачами и объемом работ  в УНИИ и ПНПК организационно входят:

  • Научно исследовательская часть.
  • Отдел аспирантуры и докторантуры.
  • Отдел инноваций.

Еще одной формой организации научной деятельности являются учебно-научные и научно-исследовательские подразделения:

  • Лаборатории, в т.ч. УЭЛСИ
  • Социально-психологический центр «Праксис».
  • Институт гуманитарных исследований и Саяно-Алтайской тюркологии.
  • Научно-образовательный центр «Проблемы эффективной коммуникации».
  • Ресурсный Центр «IT-технологии».

В последние  годы в университете в целях оптимизации  управления научной деятельностью создаются различные советы. А именно: Научно – технический совет (далее - НТС) и  Совет по научно – исследовательской работе студентов.

НТС ХГУ является коллегиальным экспертно-совещательным  органом, координирующим  научную  и инновационную деятельность всех структур университета. Основной деятельностью НТС повышение качества научной и инновационной деятельности университета, широкое привлечение научно-педагогических работников к управлению научной деятельностью, к выполнению научных исследований.

Совет по научно-исследовательской  работе студентов высшего учебного заведения создается и функционирует для осуществления научно-методического и организационно-координационного руководства деятельностью системы научно-исследовательской работы студентов в университете. Совет является коллегиальным органом, к компетенции которого относится рассмотрение и решение всех вопросов, связанных с организацией, функционированием и развитием системы научно-исследовательской работы студентов в ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

Одним из приоритетных направлений развития университета, определенных в «Среднесрочной программе стратегического развития ХГУ им. Н. Ф. Катанова» является создание институциональных научно-образовательных центров (сегментов), которые являются  одной из инновационных форм организации научной деятельности. Этих центров 9 (физико-математический и естественнонаучный; гуманитарный; педагогический; физкультурно-образовательный; информационно-коммуникационный; медико-психолого-социальный; культурно-образовательный; экономика и сервис; сельскохозяйственный и строительный). Эти научно-образовательные сегменты являются системообразующими центрами территориальных объединений региона.

Таким образом, в ХГУ им. Н.Ф.Катанова существуют как традиционные формы организации научной деятельности, так и формируются инновационные формы институционализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В рамках данной курсовой работы было выявлено, что  понятие «социальный институт» имеет множество значений.

В общем смысле социальный институт – это система учреждений, в которых определенные люди, получают возможность выполнять определенные общественные функции, направленные на создание материальных и духовных ценностей, удовлетворяющих индивидуальные или групповые потребности.

Из описания видов социальных институтов можно  увидеть, что все социальные институты любого общества в различной степени объединены и взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Кроме этого, институты оказывают определенное влияние друг на друга. К тому же существует большое разнообразие классификаций социальных институтов, что обусловлено различными критериями деления. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй.

Наука как социальный институт включает в себя множество  компонентов. Как отмечают современные социологи, социальный институт науки придаёт устойчивость и определённость общественным отношениям и, более того, ускоряет общественное развитие. Институциональный характер научной деятельности выступает в качестве причины того, что современная наука представляет собой целостно-иерархичную деятельность, она имеет сложные организационные формы, опирается на специальную материальную базу и систему специальных методов. Благодаря социальным институтам люди имеют все основания надеяться не только на то, что их потребности будут удовлетворены, но и на то, что поставленная цель будет достигнута на качественно высоком уровне. А также доказано, что современная научная практика осуществляется только в рамках науки, понимаемой как социальный институт.

В курсовой работе были выявлены особенности вузовского сектора  науки. В вузовских научно-исследовательских структурах работают вместе маститые ученые, аспиранты и студенты. Здесь развиваются фундаментальная наука, прикладные разработки и наукоемкое производство. Это обеспечивает вузовской науке высокую эффективность и необычайную гибкость. А так же нужно сказать, что эффективность вузовской науки примерно в три раза выше, чем в любых других организациях по производству научной продукции.

Проанализировав особенности институционализации вузовской науки в ХГУ им. Н. Ф. Катанова можно сказать, что важнейшим компонентом институционализации науки является нормы и правила, регулирующие научную деятельность. В ХГУ им. Н.Ф.Катанова существуют как традиционные формы организации научной деятельности, так и формируются инновационные формы институционализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социс. – 2003. - № 4. – С. 113.
  2. Гусева Л. А. К вопросу об образовании как основному социальному институту // Фундаментальные исследования. – 2009. - № 7. – С. 45.
  3. Журавлева Е. Ю. Коллективные формы организации научной деятельности в интернете: общее и специфичное. – 2009. - С. 448.
  4. Информационно-аналитические материалы Государственной Думы [Электронный ресурс] : Анализ нормативно-правового положения науки в высших учебных заведениях. М., 2000. URL: http://pda.iam.duma.gov.ru/node/2/4629/16394 (дата обращения 25.05.2012).
  5. Кораблева, Г. Б. Социальные институты и социальные организации: особенности взаимодействия // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 111
  6. Лейман И.И. Наука как социальный институт. — Л.: Наука. Ленингр. отд., 1971. – 177 с.
  7. Мирский Э. Наука как социальный институт // Высшее образование в России. – 2004. - №8. – С. 89.
  8. Организация науки [Электронный ресурс] : Научные учреждения и сообщества. М., 2009. URL: http://isfic.info/adom1/cint69.html (дата обращения 15.05.2012).
  9. Полтавская Е. И. О понятии социальный институт // Социс. – 2009. - №3. –  С. 68.
  10. Современная западная социология: Словарь / [Сост. Ю.Н.Давыдов (руководитель) и др.]. — М.: Политиздат, 1990. – 432 с.
  11. Современная социологическая теория: В ее преемственности и изменении / под общ. ред. и предисл. Г. Беккера, А. Боскова. — М.: Изд-во иностр. лит., 1961. – 895 с.
  12. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С.Тернер: Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1997. – 405 с.
  13. Среднесрочная программа стратегического развития ХГУ им. Н. Ф. Катанова на 2011-2015 годы от 30.12.2010 №10 // Развитие научно-исследовательской деятельности. – 2010. – С. 21.
  14. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профес<span class="dash0422_0435_043a_0441_0442_0020_0441_043d_043e_0441_043a_0438__Char" style=" font

Информация о работе Наука как социальный институт в современном обществе