Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:06, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является наука как социальный институт.
Предметом исследования – особенности развития вузовской науки.
Цель курсовой работы – охарактеризовать особенности развития вузовской науки в современном российском обществе.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Выявить основные подходы к определению понятия «социальный институт».
Описать основные виды социальных институтов.
Охарактеризовать понятие «социальный институт науки».
Выявить особенности вузовского сектора науки.
Проанализировать особенности институционализации вузовской науки (на примере ХГУ им. Н.Ф.Катанова).
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методологические основания изучения социальных институтов…5
§ 1.1. Понятие «социальный институт»………………………………………..5
§ 1.2. Виды социальных институтов…………………………………………...9
Глава 2. Наука как социальный институт в современном обществе……….13
§ 2.1 К определению понятия «социальный институт науки»……………...13
§ 2.2 Вузовская наук…………………………………………………………...19
§ 2.3 Институционализация науки в Хакасском государственном университете им. Н.Ф.Катанова……………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………..34
Курирует:
В структуре университета выделяется управление научных исследований, инноваций и подготовки научно-педагогических кадров (УНИИ и ПНПК).
В соответствии с задачами и объемом работ в УНИИ и ПНПК организационно входят:
Еще одной формой
организации научной
В последние годы в университете в целях оптимизации управления научной деятельностью создаются различные советы. А именно: Научно – технический совет (далее - НТС) и Совет по научно – исследовательской работе студентов.
НТС ХГУ является
коллегиальным экспертно-
Совет по научно-исследовательской
работе студентов высшего учебного заведения создается
и функционирует для осуществления научно-методического
и организационно-
Одним из приоритетных
направлений развития университета, определенных в «Среднесрочной
программе стратегического развития ХГУ
им. Н. Ф. Катанова» является создание институциональных
научно-образовательных центров (сегментов),
которые являются одной из инновационных
форм организации научной деятельности.
Этих центров 9 (физико-математический
и естественнонаучный; гуманитарный; педагогический;
физкультурно-образовательный; информационно-
Таким образом, в ХГУ им. Н.Ф.Катанова существуют как традиционные формы организации научной деятельности, так и формируются инновационные формы институционализации.
Заключение
В рамках данной курсовой работы было выявлено, что понятие «социальный институт» имеет множество значений.
В общем смысле социальный институт – это система учреждений, в которых определенные люди, получают возможность выполнять определенные общественные функции, направленные на создание материальных и духовных ценностей, удовлетворяющих индивидуальные или групповые потребности.
Из описания видов социальных институтов можно увидеть, что все социальные институты любого общества в различной степени объединены и взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Кроме этого, институты оказывают определенное влияние друг на друга. К тому же существует большое разнообразие классификаций социальных институтов, что обусловлено различными критериями деления. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй.
Наука как социальный институт включает в себя множество компонентов. Как отмечают современные социологи, социальный институт науки придаёт устойчивость и определённость общественным отношениям и, более того, ускоряет общественное развитие. Институциональный характер научной деятельности выступает в качестве причины того, что современная наука представляет собой целостно-иерархичную деятельность, она имеет сложные организационные формы, опирается на специальную материальную базу и систему специальных методов. Благодаря социальным институтам люди имеют все основания надеяться не только на то, что их потребности будут удовлетворены, но и на то, что поставленная цель будет достигнута на качественно высоком уровне. А также доказано, что современная научная практика осуществляется только в рамках науки, понимаемой как социальный институт.
В курсовой работе были выявлены особенности вузовского сектора науки. В вузовских научно-исследовательских структурах работают вместе маститые ученые, аспиранты и студенты. Здесь развиваются фундаментальная наука, прикладные разработки и наукоемкое производство. Это обеспечивает вузовской науке высокую эффективность и необычайную гибкость. А так же нужно сказать, что эффективность вузовской науки примерно в три раза выше, чем в любых других организациях по производству научной продукции.
Проанализировав особенности институционализации вузовской науки в ХГУ им. Н. Ф. Катанова можно сказать, что важнейшим компонентом институционализации науки является нормы и правила, регулирующие научную деятельность. В ХГУ им. Н.Ф.Катанова существуют как традиционные формы организации научной деятельности, так и формируются инновационные формы институционализации.
Список литературы
Информация о работе Наука как социальный институт в современном обществе