Наука как социальный институт в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является наука как социальный институт.
Предметом исследования – особенности развития вузовской науки.
Цель курсовой работы – охарактеризовать особенности развития вузовской науки в современном российском обществе.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Выявить основные подходы к определению понятия «социальный институт».
Описать основные виды социальных институтов.
Охарактеризовать понятие «социальный институт науки».
Выявить особенности вузовского сектора науки.
Проанализировать особенности институционализации вузовской науки (на примере ХГУ им. Н.Ф.Катанова).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Методологические основания изучения социальных институтов…5
§ 1.1. Понятие «социальный институт»………………………………………..5
§ 1.2. Виды социальных институтов…………………………………………...9
Глава 2. Наука как социальный институт в современном обществе……….13
§ 2.1 К определению понятия «социальный институт науки»……………...13
§ 2.2 Вузовская наук…………………………………………………………...19
§ 2.3 Институционализация науки в Хакасском государственном университете им. Н.Ф.Катанова……………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая по о.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей. Регулятивные институты определяют допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмов социального контроля). Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

В «Социологическом словаре» приведено пять основных комплексов социальных институтов: « экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг; политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней; институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов; институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью».6

И.И.Лейман в  зависимости от выполняемых функций делит институты на следующие группы: экономические; политические; воспитательные и культурные, включая науку; социальные институты в узком смысле слова (добровольные общества, клубы, товарищеские объединения и т.п.

Большое разнообразие существующих классификаций социальных институтов, во многом обусловлено различными критериями деления.

В связи с  тем, что существенные функции, выполняемые  институтами, различные, проведенный анализ социальных институтов позволяет выделить следующие группы институтов:

    • институты брака и семьи - потребность в воспроизводстве рода и первичной социализации;
    • экономические - потребности в добывании средств существования;
    • политические - потребности в безопасности, порядке и управлении;
    • религиозные - потребности в решении духовных проблем, смысла жизни;
    • институты образования - потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров.

В приведенной классификации описаны только так называемые «главные институты», в высшей степени необходимые институты, образованные непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются характерными для всех типов цивилизации. Так же одним из наиболее важных социальных институтов является социальный институт науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Наука  как социальный институт в современном обществе

 

§ 2.1 К определению  понятия «социальный институт науки»

 

Наука как социальный институт - это способ организации совместной деятельности ученых по производству научных знаний. Наука как социальный институт зависит от других социальных институтов, которые обеспечивают ее необходимыми материальными и социальными условиями. А также доказано, что современная научная практика осуществляется только в рамках науки, понимаемой как социальный институт.

Наука как социальный институт включает в себя следующие  компоненты:

• совокупность знаний и их носителей;

• специфические  познавательные цели и задачи;

• определенные функции;

• специфические  средства познания и учреждения;

• формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

• определенные санкции.

Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение  научного знания, разработка средств  и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. Наука как социальный институт берет на себя функции распределения вознаграждений, обеспечивает признание результатов научной деятельности, переводя, таким образом, личные достижения ученого в коллективное достояние.

 

 

 

 

Большое значение в понимание сущности социального института науки является рассмотрение ее институционализации. Институционализация науки - это одно из ключевых понятий современной социологии науки, которое позволяет раскрыть основные особенности и закономерности формирования развития системы научного знания, превращения ее в социальный институт.

Институционализация науки  предполагает рассмотрение процесса ее развития с трех сторон:

1) создание различных организационных  форм науки, ее внутренней дифференциации  и специализации, благодаря чему она выполняет свои функции в обществе;

2) формирование системы  ценностей и норм, регулирующих  деятельность ученых, обеспечивающих их интеграцию и кооперацию;

3) интеграция науки в  культурную и социальную системы  индустриального общества, которая при этом оставляет возможность относительной автономизации науки по отношению к обществу и государству.

Можно выделить несколько  этапов в развитии науки как социального  института.

1. Зачатки научной деятельности  и первые системы эмпирического  знания появились еще в эпоху древних цивилизаций Востока и Эллады, а вместе с ними возникли и первые формы организации исследовательской деятельности. Особенно ярко это проявляется в эпоху Древней Греции, история которой характеризуется борьбой различных школ и направлений. Среди них наиболее известными были академия Платона и лицеон Аристотеля.

2. Тенденция взаимосвязи  научных исследований и образования  набирает силу в эпоху Средневековья, а особенно в период Возрождения, когда светская культура отделяется от религии.

 

 

 

Появление в XII-XIII вв. университетов в Европе создает новую, более благоприятную среду для развития науки. Университетская среда способствовала накоплению и систематизации знаний в области физики, химии, медицины и других естественных наук.

3. Известные  философы Нового времени Р.  Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк создавали  свои труды вне стен университетов.  Вот почему в ряде стран  Европы в XVII веке стали создаваться принципиально новые формы организации деятельности ученых. Открывается английское Королевское общество, Французская академия, а позже по указу Петра I создается Российская академия. Эти научные организации ставили своей задачей оказание помощи ученым в проведении экспериментов, налаживании коммуникаций между ними. С образованием научных академий исследовательская деятельность приобретает коллективистский характер.

Благодаря этому  обстоятельству формируется особая инфраструктура науки - сложная многоканальная система научных коммуникаций, стимулируемая и поддерживаемая научными журналами, сборниками, проведением конференций и других организационных мероприятий.

4. В эпоху  Просвещения, когда социальная  роль церкви ослабевает, происходит  окончательное отделение науки  от религиозных верований, формирование собственной научной идеологии и научной этики. Идеал объективной, этически нейтральной науки, независимой от каких-либо религиозных, моральных, философских или политических воззрений, получает широкое распространение во второй половине XIX в. Вторая половина XIX в. ознаменовала начало решающего этапа на пути институционализации науки, интеграции ее в социальную систему.7

 

 

Вместе с интеграцией  науки в общественную систему, происходит и определенная автономизация науки  от общества. Автономия социального  института науки, в отличие от других социальных институтов, имеет ряд особенностей.

  • Она происходит в условиях господства определенной политической системы, а именно – демократического устройства общества, гарантирующего свободу любому виду творческой деятельности, в том числе и научным исследованиям.
  • Дистанционирование от общества способствует формированию особой системы ценностей и норм, регулирующих деятельность научного сообщества, - в первую очередь это строгая  объективность, установление специальных методов определения истинности знания.
  • Создается особый язык науки, отличающийся строгостью определений, логической четкостью и непротиворечивостью.

Специфическая цель науки - познание законов объективной  действительности для удовлетворения общественной практики. Учреждения науки - это академии наук, научно-исследовательские институты и лаборатории, различные научные общества, издательства, библиотеки, музеи и т.д. Материальными средствами выступают - техника, здания, вычислительные центры, экспериментальные заводы и испытательные полигоны. При этом символическими средствами являются научная терминология, научная символика, системы мер, различные формы «технического языка» (графики, чертежи, и т.п.), а идеальными - логика и методология научного познания.8

Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций.

Необходимо  отметить, что в современном обществе  возникают новые институциональные формы организации научной деятельности, связанные с развитием интернета.9 Развивающиеся страны все больше рассматривают общенациональные сети как важный способ развития своих научных институтов. Предпринимаются попытки найти ресурсы для объединения в сеть отечественные университеты, а в перспективе и зарубежные университеты. Обсуждается и то, что необходимо продвигать виртуальные формы организации научной деятельности, такие как:

  1. Прикладные научно-исследовательские интернет – лаборатории. Это позволяет привлекать ученых из разных уголков мира для проведения исследований в своих лабораториях с последующим обменом информацией.
  2. Networks of Excellence (Сети мастерства). Их целью является повышение научного и образовательного потенциала путем организации научно-образовательного взаимодействия исследователей и преподавателей.
  3. Конкурсная поддержка научных исследований. Посредством интернета она происходит путем организации интернет - представительств государственных учреждений и фондов.
  4. Так же большое внимание уделяется интернет – конференциям и интернет – обсерваториям.

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, наука оказывает сильнейшее влияние почти на все сферы человеческой деятельности. Овладение научными знаниями становится необходимым условием формирования человеческой личности, причем процесс этот начинается с первых классов общеобразовательной школы, продолжается в профессиональной высшей школе, но на этом не заканчивается. Динамично развивающееся современное общество требует от человека постоянного овладения новыми научными знаниями, необходимыми для профессионального роста.  Сфера образования испытывает наиболее сильное воздействие науки и научных открытий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.2 Вузовская  наука

 

В структуре  социального института науки  выделяют три основных сектора:

1) академическая  наука;

2) отраслевая наука;

3) вузовская наука

Все большую роль в современном  обществе начинает играть вузовская  наука.

Актуальность изучения вузовской науки обусловлена целым рядом факторов.

Во-первых, в современном обществе высшее образование играет ключевую роль во всех видах деятельности.

Во-вторых, той особой ролью, которую  наука играет в наше время. Наука  не только революционизирует сферу  производства, но и оказывает влияние  на все сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.

В-третьих, по мере развития науки  раскрываются новые грани этого  социального феномена, который является объектом анализа целого ряда социальных наук: философии науки, эпистемологии, психологии науки, социальной психологии пауки. Продуктивность социологического подхода к пауке определяется возрастанием роли и значимости научного сообщества в социальной структуре развивающегося научно-информационного общества.

В-четвертых, процессы глобализации, влияющие на мировое научное сообщество, взаимосвязаны с регионализацией, затрагивающей жизнь и деятельность вузовского научного сообщества в конкретном регионе.

Глобализация и регионализация составляют единую взаимозависимую, многоуровневую систему вертикальных и горизонтальных социокультурных, социально-экономических, политических связей и отношений. Изучение реального механизма институциональной деятельности научного сообщества на региональном уровне предполагает переход от прогнозирования тенденций в развитии науки к формированию регионально направленных секторов научной деятельности, разработке взаимосвязанных регионально организованных структур университетской науки.

Выделяют следующие  основные задачи вузов в области научно-исследовательской деятельности:

  • приоритетное развитие фундаментальных исследований;
  • усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач;
  • исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования;
  • эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований и т.д.10

Информация о работе Наука как социальный институт в современном обществе