Нравственно-этические основы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Социальная работа была и остается одной их самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.
Предмет исследования может быть сформулирована следующим образом: нравственно-этического основы социальной работы.
Задачи:
- проанализировать нравственно-этические особенности социальной работы
- рассмотреть этические нормы в социальной работе.
- проанализировать основные документы, регламентирующие деятельность специалистов социальной работе
- выявить духовно-нравственные качества социального работника.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
Глава I. Нравственно-этические основы социальной работы.
1.1 Понятие профессиональной этики социального работника..............................5
1.2 Этические нормы в социальной работе...............................................................8

Глава II. Духовно-нравственные качества социального работника.
2.1 Моральные качества............................................................................................12
2.2 Гуманизм, как одно из важнейших качеств социального работника..............15
2.3 Этика социального работника, как основа формирования духовно-нравственных качеств...............................................................................................17
Заключение...............................................................................................................20
Список литературы...................................

Файлы: 1 файл

КР по технологии.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И  СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: « Технологии социальной работы»

на тему: « Нравственно-этические основы социальной работы»

 

 

 

 

Выполнила: студентка ФФиС

заочного отделения группа 4.3 СРЗ

специальность «социальная работа»

АхметоваА.А

Проверила: старший преподаватель  кафедры       социальной работы

Большакова Н.Л.

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Уфа-2013

                                                   Содержание

 

Введение......................................................................................................................3

Глава I. Нравственно-этические основы социальной работы.

1.1 Понятие профессиональной  этики социального работника..............................5

1.2 Этические нормы  в социальной работе...............................................................8

 

Глава II. Духовно-нравственные качества социального работника.

2.1 Моральные качества............................................................................................12

2.2 Гуманизм, как одно  из важнейших качеств социального  работника..............15

2.3 Этика социального  работника, как основа формирования  духовно-нравственных качеств...............................................................................................17

Заключение...............................................................................................................20

Список литературы.................................................................................................21

Приложение 1...........................................................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Социальная работа – одна из самых гуманных профессий на

свете. Врач лечит наши телесные недуги и следит за здоровьем, психолог и

психотерапевт лечат  наши душу и  нервы, а социальные работники лечат

общественные недуги – бедность, обездоленность, старческую немощь, детские  расстройства и т. п.

 Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.

Особенность социальной работы, как  гуманистической деятельности, суть которой состоит в гармонизации социальных отношений, приведении их в  соответствие с требованиями современного цивилизованного общества, повышении  их гуманности, укреплении связей между  отдельными личностями, группами, находящимися в трудной жизненной ситуации, и государством в целом, в оказании материальной, юридической, психологической  форм помощи, поставила проблему подготовки социальных работников, потребовала, научного обоснования целостной системы  социального образования, актуализировала  вопросы поиска оптимальных форм не только повышения профессиональной компетентности специалистов социальной сферы, но и их личностного развития.

Социальная работа была и остается одной их самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

Предмет исследования может быть сформулирована следующим образом: нравственно-этического основы социальной работы.

Задачи:

-       проанализировать  нравственно-этические особенности социальной работы

-       рассмотреть  этические нормы в социальной работе.

-    проанализировать основные  документы, регламентирующие деятельность  специалистов социальной работе

-     выявить духовно-нравственные качества социального работника.

Структура работы. Контрольная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы имеется список используемой литературы и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Нравственно-этические  основы социальной работы.

 

1.1 Понятие профессиональной  этики социального работника.

 

Этика (греч. ethika, от ethos - обычай) -философская  наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин "этика1".  Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновывает практическую деятельность человека.

Социальная работа, как особый вид  профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью  идеалов и ценностей, сложившихся  в процессе становления принципов  и норм поведения специалистов2.

Объектом изучения профессиональной этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом - возникающие в процессе работы этические  отношения, этическое сознание и  этические действия социальных работников.

Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально  одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей - нормативная  регламентация отношений, поведения  и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалис-тов социальной сферы.

Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические  отношения, этическое сознание, этические  действия и профессиональный долг специалистов.

Социальная работа, как и любая  деятельность, характеризуется определенными  структурными элементами, которые могут  быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном  мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его  моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре  и зле.

Цели. Высшей целью и мерилом  нравственности, деятельности может  быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой  соци-альный работник, приступая к  действиям, в общем виде может  быть выражена формулой: «способствовать  решению проблем и улучшению  условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника  включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать  помощь нуждающимся, подчиненность  чувству долга - человеческого и  профессионального, потребность в  достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального  работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием  его профессии и значимым конечным результатом является достижение блага  клиента, решение его проблем.

 

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник  или  социальная служба официально опирается  в основах своей деятельности. В первую очередь это, как правило, законы Российской Федерации, касающиеся социальной работы, должностная инструкция для отдельного работника и Положение  о подразделении социальной защиты или о социальной службе - вся  нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждения, органов социальной защиты и их работников.

 

Средства. Вопрос о соотношении  цели и средств ее достижения является одним из ключевых вопросов этики. Для  достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные  ему легальные средства -от материальных до духовных. При выборе средств  необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых - «не  навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели - «использование деструктивных  средств приводит к трансформации  и самой цели». Несмотря на то что  цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности3.

 

Действия. Решение социального  работника приступить к действиям  должно базироваться на понимании и  знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его  социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информи-ровал своего клиента  обо всех этапах предпринимаемых  им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание  клиента достигнуть данной конкретной цели.

 

Конечный результат. Результат -это  естественный ожидаемый продукт  деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе  целеполагания представляет, что  именно он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель - это идеальный  вариант ожидаемого результата. Насколько  отличается реальное от идеального - зависит  и от объективных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного  фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы  общества для выполнения поставленной задачи. Он также должен хорошо знать  о возможных объективных препятствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе разработки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при  их возникновении4.

 

 

1.2 Этические нормы  в социальной работе.

 

Соблюдение разумных интересов клиента. Социальный работник, приступая к работе, вне зависимости от уровня его деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту и обществу. Выполняя свой профессиональный долг, он выступает от имени общества, возложившего на него обязанности по решению определенных задач - в общем случае эта задача может быть выражена формулировкой «стабилизация и гармонизация отношений в обществе». Стабильность же в обществе, в свою очередь, наступает при отсутствии в нем очагов социальной напряженности, каковыми являются ущемленные в своих законных интересах слои, группы населения и отдельные индивиды.

 

 Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий. Разрабатывая вместе с клиентом план совместных действий, социальный работник, вооруженный знанием не только сущности проблемы клиента и его потребностей, но и возможностей системы социальной защиты для ее решения, количества и качества средств, потребных для решения проблемы, несет ответственность за последствия принимаемого решения. Его ответственность носит более серьезный характер, нежели ответственность клиента: клиент, как правило, озабочен лишь достижением своего блага, социальный работник же должен учитывать последствия принятого решения не только для клиента, но и для всего общества и по возможности, сглаживать противоречия их интересов, если таковые возникают5. Он - профессионал, и поэтому он выступает с позиций возможного, целесообразного, должного и желаемого результата, в то время как клиент может позволить себе выступать с позиций желаемого, поскольку не обладает такими знаниями, которые есть у специалиста и не всегда хорошо представляет себе, каковы возможности института социальной работы. Однако нельзя делать социального работника «ответственным за все». Так, например, трудно требовать от социального работника полной личной ответственности за отдаленные результаты совместных с клиентом действий и их последствия. Когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе воспользоваться результатами совместной с социальным работником деятельности для решения своих актуальных проблем. В зависимости от характера этих проблем, морального облика клиента, результат может быть любым - в этом случае ответственность социального работника становится весьма относительной.

 

 Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Уважение этого права клиента есть проявление уважения прав человека. Клиент социальной службы как личность обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, иметь собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле. Приступая к работе, социальный работник выясняет не только проблемы и потребности своего клиента, но и его видение решения проблемы, в том числе и конечного результата совместных действий. Однако в любом случае последнее слово остается за клиентом, поскольку он имеет право самостоятельно решать свою судьбу на основе собственного жизненного опыта, потребностей и мнения.

 

 Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, причем причины этого обстоятельства могут быть разными - как объективными, так и субъективными, не зависящими от самого клиента и кроющимися в его личности и избранном им стиле жизни. Клиент может быть застенчивым или наоборот, грубым, но то и другое мешает ему установить нормальные взаимоотношения с людьми; он может страдать от недостатка силы воли или упорства в достижении поставленной цели; наконец, он может быть человеком не вполне здоровым физически или психически или поведение его может быть охарактеризовано как девиантное - он таков, каков он есть, и с ним надо работать, даже если клиентом социальной службы его сделали его же недостатки. Однако принятие клиента таким, каков он есть, вовсе не означает одобрения всех его поступков. Социальный работник не имеет права предъявлять ко всем клиентам одинаковые требования и давать одинаковые рецепты на все случаи жизни без учета личностного фактора и обстоятельств - этим он снизит эффективность своей работы и оскорбит своего клиента равнодушием и нежеланием понять.

Информация о работе Нравственно-этические основы социальной работы