Нравственно-этические основы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Социальная работа была и остается одной их самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.
Предмет исследования может быть сформулирована следующим образом: нравственно-этического основы социальной работы.
Задачи:
- проанализировать нравственно-этические особенности социальной работы
- рассмотреть этические нормы в социальной работе.
- проанализировать основные документы, регламентирующие деятельность специалистов социальной работе
- выявить духовно-нравственные качества социального работника.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
Глава I. Нравственно-этические основы социальной работы.
1.1 Понятие профессиональной этики социального работника..............................5
1.2 Этические нормы в социальной работе...............................................................8

Глава II. Духовно-нравственные качества социального работника.
2.1 Моральные качества............................................................................................12
2.2 Гуманизм, как одно из важнейших качеств социального работника..............15
2.3 Этика социального работника, как основа формирования духовно-нравственных качеств...............................................................................................17
Заключение...............................................................................................................20
Список литературы...................................

Файлы: 1 файл

КР по технологии.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

-черствость и равнодушие;

-несправедливость;

-высокомерие;

-взяточничество, коррупция» 

Таким образом, этика социального  работника предусматривает широкую  систему моральных обязанностей и прав. «Она отражает основные возможности  морального выбора социального работника, создает объективную возможность  личности выработать активную жизненную  позицию, отношение к существующим в данном обществе и конкретной социальной группе моральным нормам21

«Принципы Кодекса этики социального  работника отражают только основные требования к деятельности социального  работника.» Но, стоит заметить что  этика социального работника  представляет собой не просто формальное следование его положениям, а «определенный  уровень нравственного сознания. Она направлена на изучение специфики  нравственных отношений в системе  социальной сферы в целом и  социальных служб в частности.22»

Таким образом, следование кодексу является важной основой  для формирования нравственных качеств  социального работника, и «согласие  с Кодексом этики и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессиям социальной сферы.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Социальная работа – деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний, изучения социальной философии и этики, но самое главное, чем должен обладать социальный работник, - это высокие морально – нравственные устои, которые не позволят ему поддаться соблазну манипулировать людьми в корыстных целях. Он призван творить добро и не имеет право приносить зло.

Роль духовно-нравственных качеств  в деятельности социального работника  велика. Как уже было замечено социальному  работнику не достаточно обладать профессиональными  знаниями и соответствующим образованием, ему необходимо обладать высокой  нравственной культурой.

Социальная работа относится к  тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личные качества специалиста во многом определяют успешность  и эффективность работы.

Важную роль играет этика социального  работника. Этическая деятельность социального работника расширяет  возможности нравственного самовоспитания его личности.

Такие общечеловеческие нравственные категории и ценностные ориентиры, как жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, любовь, благополучие людей, социальная справедливость, ответственность  – являются теми основаниями, на которых  строится конкретная социальная работа. Именно к ним стремится и желает достичь каждый нравственно развитый человек, и именно на эти принципы должен ориентироваться специалист по социальной работе в своей деятельности.

В заключении необходимо сказать, что будущим работникам сферы помощи необходимо не только приобретать профессиональные навыки и умения, но и совершенствовать свои личностные, профессиональные и  духовно-нравственные качества.

 

Список литературы.

1. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона — М., 1981. с. 408.

 

2. Медведева Г.П. Этика  социальной работы. - М.: Владос, 1999.с  36

 

3. Сараева Д. А. Этика  социальной работы.- Томск: Изд-во  ТПУ, 2002 стр.15-18

 

4. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. –     М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и Ко», 2007. с 63.

 

5. Философский энциклопедический  словарь/Гл. редакция:   Л.Ф. Ильичев,  И.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.  Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. с 271.

 

6. Теория социальной работы: Учебник/Под  ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 1999. с 272.

 

7. Социальная работа / Под общ.  ред. проф. В.И. Курбатова. –  Ростов н/Д: «Феникс», 1999, стр 108

 

8. Основы социальной работы: Учебник/Отв.  ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. стр 478

 

9. Социальная работа: Введение в  профессиональную деятельность: Учебное  пособие/Отв. ред. проф. А.А. Козлов. –  М.: КНОРУС, 2005. стр 93

 

10. Словарь справочник по социальной  работе. М.: Юристъ, 2007.- 424 с.

 

11. Интернет -портал о социальной работе http://soc-work.ru.

 

12.Холостова Е.И. Профессиональный  и духовно-нравственный портрет  социального работника. М.: Союз, 1993.

 

13. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная  этика социальной работы / Е. Ярская-Смирнова. М.: КЛЮЧ-С, 1999. 95 с.

 

14. Этика социальной работы: принципы  и стандарты .Российский журнал  социальной работы. 1995. № 2.

 

15. Этика: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 1999.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

  ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ЭТИЧЕСКИЙ  КОДЕКС

  СОЦИАЛЬНОГО  РАБОТНИКА  РОССИИ1


 

 

1. ПОВЕДЕНИЕ И  ОБЛИК СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

1.1. Стиль

Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом  и как представителем профессии

.

1.2. Компетентность  и профессиональное совершенствование

Социальный работник должен приложить все усилия к тому, чтобы  стать и оставаться специалистом-экспертом  в своей профессиональной практике и в выполнении своих профессиональных обязанностей. Он имеет право вести  работу только в рамках своей компетентности и в том случае, если он намерен  приобрести ее. Сотрудник социальной службы должен нести персональную ответственность  за качество работы, которую он индивидуально  ведет, назначает или исполняет.

Социальный работник должен действовать так, чтобы предупредить возможности негуманного или  дискриминационного поведения по отношению  к личности или группе людей.

1.3. Честность

Социальный работник должен соизмерять свои поступки с высшими  стандартами профессиональной честности:

а) социальный работник должен не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои профессиональные обязанности;

б) социальный работник не имеет  права использовать свои профессиональные отношения в личных целях.

 

1.4. Учеба и исследовательская  работа

Специалист в области  социальной работы должен стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, включаться в систему  обучения и исследовательскую работу:

а) социальный работник, вовлеченный  в исследовательскую работу, должен четко сознавать, какие последствия  может иметь эта работа для  человека, личности;

б) социальный работник, вовлеченный  в исследовательскую работу, должен удостовериться в том, что все  участники объединены на основе добровольности и информированности, с полным соблюдением  личной свободы и достоинства  участвующих;

в) социальный работник, вовлеченный  в эксперимент, должен защищать участников от незаконного физического или  душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;

г) социальный работник, приглашенный для оценки тех или иных служб (или процессов), должен обсуждать  их только с профессиональной целью  и только с теми, кто непосредственно  или профессионально имеет к  ним отношение;

д) информация, полученная об участниках исследования за время его  проведения, должна рассматриваться  как конфиденциальная;

е) социальный работник должен принимать плату только за реально  выполненную работу, касающуюся научных  или исследовательских изысканий, и только добровольно предлагаемую и на законных основаниях.

 

2. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА  ПО ОТНОШЕНИЮ К КЛИЕНТАМ

 

2.1. Права и прерогативы,  первостепенность интересов клиентов

Социальный работник должен приложить максимум усилий, чтобы  воспитать и развить самостоятельность  со стороны клиента. Основными обязанностями  социального работника являются его обязанности по отношению  к клиенту:

а) социальный работник не должен использовать отношения с клиентами  в собственных интересах;

б) социальный работник не должен практиковать, способствовать или принимать  участие в любых формах дискриминации, основанной на национальности, сексуальных  отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках; напротив, его цель — всеми доступными ему средствами бороться с такой  дискриминацией;

в) социальный работник должен избегать связей и отношений, которые  идут во вред его клиентам;

г) социальный работник не должен вступать в сексуальные отношения  с клиентами ни при каких обстоятельствах;

д) социальный работник должен осведомлять клиентов о риске, правах, возможностях, обязанностях, связанных  для них с социальной службой;

е) социальный работник должен следовать советам и консультациям  коллег и наставников, если они, по его  мнению, служат интересам дела;

ж) социальный работник должен завершить работу с клиентом и  профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения  не являются необходимыми и более  не служат нуждам и интересам этого  человека или семьи;

з) в случае, когда какое-либо другое лицо официально назначено выступать  в защиту клиента, социальный работник должен иметь дело с этим лицом  исключительно в интересах клиента;

и) социальный работник не должен позволять вовлекать себя в любые  действия, которые оскверняют или  уменьшают гражданские или юридические  права клиента, даже если это делается по просьбе клиента;

к) социальный работник должен обеспечивать активную субъективную позицию  самого клиента, не допускать унижения достоинства личности клиента формами  оказываемой ему благотворительной  помощи.

 

2.2. Конфиденциальность  и сохранение тайны

Сотрудник социальной службы обязан уважать тайны клиентов и  не распространять информацию, прошедшую  в ходе профессиональной социальной помощи:

а) социальный работник может  поделиться конфиденциальной информацией, узнанной им от клиентов без их на то согласия, только в случаях, необходимых  по профессиональным обстоятельствам;

б) социальный работник должен полностью информировать клиентов о пределах конфиденциальности в  данной ситуации, а также о целях, для которых данная информация может  быть использована;

в) социальный работник должен в случае необходимости обеспечить клиентов любыми официальными записями, касающимися их;

г) обеспечивая клиентов необходимыми записями, сотрудник социальной службы должен соблюдать конфиденциальность остальной хранящейся в записях  информации;

д) социальный работник должен получить согласие клиентов, прежде чем  печатать, делать магнитофонные записи или разрешить какой-либо третьей  инстанции наблюдать за его работой.

 

2.3. Гонорары

Сотрудник социальной службы должен убедиться, что установленные  гонорары за различные виды социальной помощи справедливы, разумны, тактичны и соразмерны с видами оказанной  социальной помощи и со способностью клиента платить. Социальный работник не должен принимать ценных подарков за выполненную работу.

 

3. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

ПО ОТНОШЕНИЮ  К СВОИМ КОЛЛЕГАМ

 

3.1. Уважение, честность,  вежливость

Социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность и справедливость:

а) социальному работнику  следует обращаться с коллегами  на основе профессиональных интересов  и убеждений;

б) социальный работник должен уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений;

в) социальный работник должен создавать и поддерживать ситуации, облегчающие коллегам этические, профессионально  компетентные действия;

г) при работе с клиентом социальному работнику необходимо детально и честно представить данные о квалификации, точке зрения, творческих находках коллег; использовать подходящие каналы для оценки методов работы коллег;

д) социальный работник, замещающий коллегу, должен действовать в интересах  репутации того, кого замещает;

е) социальный работник не должен использовать конфликт между коллегой и руководителем в своих интересах  и для укрепления своей позиции;

ж) социальному работнику  следует искать арбитраж (арбитраж: 1) разрешение спорных вопросов арбитрами, третейским судом; 2) государственный  орган, занимающийся таким разрешением) (арбитр: 1) посредник в спорах, третейский судья; 2) то же, что и судья) или  объективное посредничество, когда  профессиональные конфликты с коллегами  требуют немедленного разрешения;

з) социальному работнику  необходимо распространять свое уважение и к коллегам, не связанным непосредственно  со сферой его работы;

и) социальный работник, выполняющий  функции эксперта, руководителя, инспектора, наставника по отношу нию к коллегам, должен доброжелательно, спокойно и подробно доводить до их сведения условия совместной работы и взаимоотношений;

Информация о работе Нравственно-этические основы социальной работы