Нравственно-этические основы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Социальная работа была и остается одной их самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.
Предмет исследования может быть сформулирована следующим образом: нравственно-этического основы социальной работы.
Задачи:
- проанализировать нравственно-этические особенности социальной работы
- рассмотреть этические нормы в социальной работе.
- проанализировать основные документы, регламентирующие деятельность специалистов социальной работе
- выявить духовно-нравственные качества социального работника.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
Глава I. Нравственно-этические основы социальной работы.
1.1 Понятие профессиональной этики социального работника..............................5
1.2 Этические нормы в социальной работе...............................................................8

Глава II. Духовно-нравственные качества социального работника.
2.1 Моральные качества............................................................................................12
2.2 Гуманизм, как одно из важнейших качеств социального работника..............15
2.3 Этика социального работника, как основа формирования духовно-нравственных качеств...............................................................................................17
Заключение...............................................................................................................20
Список литературы...................................

Файлы: 1 файл

КР по технологии.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

 

 Конфиденциальность - один из ведущих принципов сотрудничества социального работника и клиента. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, является конфиденциальной информацией, и клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте социальный работник может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблем клиента. Например, практически всегда социальный работник ставит в известность свое руководство обо всех значимых обстоятельствах дела клиента - это является необходимым для оказания наиболее адекватной обстоятельствам и эффективной помощи и основанием для привлечения к решению проблемы других подразделений социальной службы и даже сторонних организаций. Но социальный работник обязан при этом поставить в известность клиента о том, что информация будет передана работникам социальной службы.

 

 Доброжелательность - основа нравственной культуры социального работника, принцип профессиональной этики и одно из непременных условий его успешного взаимодействия с клиентом. Само содержание социальной работы как профессиональной деятельности основано на желании людям добра и творении добра.

 

 Бескорыстие - необходимый принцип этики социальной работы. Он не входит в противоречие с тем обстоятельством, что социальный работник, являясь трудящимся, работающим по найму, получает за свою работу соответствующую заработную плату. Бескорыстие проявляется в отношениях социального работника и его клиента, поскольку клиент не оплачивает услуг специалиста. Если клиенту оказываются платные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он, а учреждение эту работу оплачивает. Такие опосредованные финансовые отношения между социальным работником и клиентом дают право считать основой их отношений отсутствие материальной заинтересованности друг в друге, бескорыстие со стороны социального работника6.

 

 Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента являются основой их взаимного доверия и уважения, а значит, и плодотворного сотрудничества. Социальному работнику следует знать, что доверие со стороны клиента к нему - не обязанность, а следствие его деятельности. Доверие не выдается, а заслуживается. Поэтому отношения социального работника и клиента могут строиться только на основах открытости и честности. Социальный работник не вправе скрывать от клиента правдивую информацию, важную для его жизнедеятельности; он должен видеть в клиенте своего полноправного союзника и партнера, а от партнера скрывать ничего нельзя.

Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях необходима не только для того, чтобы клиент знал, что социальный работник предполагает предпринять для решения его проблем. Одной из задач социальной работы является активизация личностного потенциала клиента, а выполнение этой задачи невозможно без полного информирования клиента. Даже если клиент в силу различных объективных или субъективных причин не может активно подключиться к выполнению намеченного плана действий, то на стадии принятия решения он имеет полное право на участие в обсуждении и на решающее слово. Недостаток информации отрицательно скажется и на качестве принимаемого клиентом решения — не зная всех обстоятельств и фактов, он может принять ошибочное решение, которое приведет к результату, прямо противоположному желаемому7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Духовно-нравственные качества социального работника.

2.1 Моральные качества.

Для выполнения предписанных социальным работникам функций необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы.

«Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно, только обладая знаниями и опытом социального  работника, его узаконенными полномочиями, статусом и репутацией, харизматическими данными и личной привлекательностью8

«Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система  ценностей кандидата, которая, в  конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность  практической деятельности9

Важную роль играют личностные качества социального работника.

«Особенно важны такие  личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному  работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность  быть информированным о различных  социальных группах населения их особенностях; предвидеть последствия  своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей («»трудными подростками, детьми-сиротами, инвалидами, людьми престарелого возраста и др.); быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать  профессиональную тайну, проявлять  деликатность в интимных вопросах жизни  клиента и т.д.); обладать эмоциональной  устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно  исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимание к  клиентам10»

«Стиль поведения социального  работника, обусловленный совокупностью  личностных качеств, его ценностными  ориентациями и интересами, оказывает  решающее воздействие на систему  отношений, которую формирует. Некоторые  социальные работники чувствуют  себя как рыба в воде в конфликтных  ситуациях, другие – в ситуациях  сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми  клиентами, другие успешно находят  общий язык с замкнутыми, молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие более  сочувствуют людям пожилого возраста11

Все это требует действительно  неординарных личностных качеств социального  работника. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и  справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства  другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатия, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Гуманизм, как одно  из важнейших качеств социального  работника.

Являясь деятельностью  по оказанию помощи людям в решении  их проблем, социальная работа принадлежит  к числу гуманных профессий. «Подобно медицине, имеющей своей целью  избавление людей от болезней, или  педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма13

«Гуманизм -  совокупность взглядов, основанных на признании человека

 высшей ценностью, учение, защищающее достоинства и права человека, свободу и всестороннее развитие личности»

 Гуманистический принцип можно сформулировать следующим образом: «Все во имя человека, все для блага человека» .Таким образом, принцип гуманизма направлен на реализацию прав и свобод человека, как высшей ценности, на всестороннее гармоническое развитие его личности.

«Рассматриваемая как моральное  качество, гуманность вытекает из сущности социальной работы, т.е. является одной  из ее характеристик. Применительно  к отдельным социальным работникам она выступает в качестве морального требования, согласно которому они  должны проявлять гуманное отношение  к своим клиентам14.» Гуманность может выражаться в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм.

 

«Альтруизм – моральный принцип, бескорыстная забота человека о благе  других людей, готовность жертвовать для  них личными интересами» 

 Альтруизм как черта характера, проявляющаяся в поведении человека, то есть совокупности совершаемых им действий, имеющих нравственное значение, необходим, прежде всего, для представителей тех профессий, которые так или иначе связаны с помощью людям.

 Альтруизм является наиболее общей формой проявления гуманности, поскольку его содержание сводится лишь к признанию авторитета интересов других людей. «Жить для других» - в этом общем правиле очень точно схватывается его сущность. Выражая отношение человека к другим людям, альтруизм, однако, крайне абстрактен, поскольку не учитывает специфику различных ситуаций, складывающихся в обыденной жизни. Между тем эти «ситуации довольно разнообразны: одно дело, например, отношение к человеку, попавшему в беду, а другое – к побежденному противнику. В первом случае наиболее естественной проявления гуманности было бы сочувствие, а во втором великодушие.»

Исходя из этих требований, социальный работник должен быть не только квалифицированным  специалистом в своей области, но также обладать рядом моральных  качеств, свидетельствующих о его  гуманности.

Таким образом, для успешного осуществления  своей деятельности социальный работник должен обладать чертами и качествами не только определяющими его профессиональные навыки и умения, но и характеризующими его с точки зрения нравственного  регулирования поведения15. Эти качества определены не просто на словах и в теории, они закреплены в документах, называемых кодексами этики социального работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Кодекс этика социального работника, как основа формирования духовно-нравственных качеств.

Реализация личностных духовно-нравственных качеств может  быть определена названием «профессиональная», «трудовая этика» социального работника. «Ее содержанием определяется отношение  людей к труду, интегрированным  в комплекс моральных ценностей  и норм, находящих свое выражение  в поведении человека в сфере  трудовой деятельности16

Зарубежные и отечественные  специалисты ныне руководствуются  в понимании профессиональной этики  социального работника «Кодексом  этики Национальной Ассоциации социальных работников» (НАСР), принятым в США  в 1979 г. Этика социального работника  «представляет собой кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, который вытекает из требований к  профессиональной деятельности и профессиональной компетентности17.

 Этические принципы представленные в данных документах «определяют поведение социального работника и исполнение им своих обязанностей, моральные обязательства социального работника перед клиентами, коллегами, организациями, работодателями, профессией, перед обществом18

Так, исходя из содержания указанных  выше документов, в структуре этики  социального работника можно  выделить следующие принципы:

  • «общие – гуманизм, коллективизм, единство слова и дела и др.;
  • специфические – соответствие уровня квалификации функциональным особенностям, экономическим требованиям по результатам труда и его оплаты и т.п.;
  • а также нормы, то есть конкретные требования, предъявляемые к каждому члену коллектива (например, быть терпимым, честным, правдивым и т.п.)19»

Указанные два кодекса  по своей структуре отличаются, но в своем содержании имеют сходства. Так в этих документах определяются этические обязательства социального  работника по отношению своим  клиентам, к своим коллегам, к  работодателям и организациям, нанявшим его, к своей профессии и к обществу в целом. Помимо этого уделяется внимание поведению и внешнему облику социального работника.

Так в разделе, посвященном этическим  обязанностям социального работника  относительно своей профессии говорится  о том, что социальный работник, во-первых, «должен поддерживать и развивать  значимость этику, знания и миссию профессии» во-вторых, «повышает статус социальной  работы, защищают ее от необоснованной критики и укрепляют у людей различных социальных групп веру в ее необходимость», в-третьих, «нести ответственность за развитие и всестороннее применение знаний в профессиональной практике.20»

 

В основе этики социального работника  лежат следующие нормы морали:

 -гуманизм  и безусловное уважение к человеку;

 -обостренное чувство профессионального долга. «Долг – нравственны обязанности человека, выполняемые из побуждений совести; определенный круг действий, который требует безусловного исполнения»

 -обостренное чувство добра и справедливости;

 -добросовестность и вежливость, терпимость;

 -честность и порядочность. Так «личная порядочность  социального работника гарантирует качество и эффективность их профессиональной деятельности»

Социальному работнику «противопоказаны следующие антиподы морали:

-бюрократизм и волокита;

Информация о работе Нравственно-этические основы социальной работы