Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:34, контрольная работа
Социальная работа была и остается одной их самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.
Предмет исследования может быть сформулирована следующим образом: нравственно-этического основы социальной работы.
Задачи:
- проанализировать нравственно-этические особенности социальной работы
- рассмотреть этические нормы в социальной работе.
- проанализировать основные документы, регламентирующие деятельность специалистов социальной работе
- выявить духовно-нравственные качества социального работника.
Введение......................................................................................................................3
Глава I. Нравственно-этические основы социальной работы.
1.1 Понятие профессиональной этики социального работника..............................5
1.2 Этические нормы в социальной работе...............................................................8
Глава II. Духовно-нравственные качества социального работника.
2.1 Моральные качества............................................................................................12
2.2 Гуманизм, как одно из важнейших качеств социального работника..............15
2.3 Этика социального работника, как основа формирования духовно-нравственных качеств...............................................................................................17
Заключение...............................................................................................................20
Список литературы...................................
Конфиденциальность - один из ведущих принципов сотрудничества социального работника и клиента. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, является конфиденциальной информацией, и клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте социальный работник может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблем клиента. Например, практически всегда социальный работник ставит в известность свое руководство обо всех значимых обстоятельствах дела клиента - это является необходимым для оказания наиболее адекватной обстоятельствам и эффективной помощи и основанием для привлечения к решению проблемы других подразделений социальной службы и даже сторонних организаций. Но социальный работник обязан при этом поставить в известность клиента о том, что информация будет передана работникам социальной службы.
Доброжелательность - основа нравственной культуры социального работника, принцип профессиональной этики и одно из непременных условий его успешного взаимодействия с клиентом. Само содержание социальной работы как профессиональной деятельности основано на желании людям добра и творении добра.
Бескорыстие - необходимый принцип этики социальной работы. Он не входит в противоречие с тем обстоятельством, что социальный работник, являясь трудящимся, работающим по найму, получает за свою работу соответствующую заработную плату. Бескорыстие проявляется в отношениях социального работника и его клиента, поскольку клиент не оплачивает услуг специалиста. Если клиенту оказываются платные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он, а учреждение эту работу оплачивает. Такие опосредованные финансовые отношения между социальным работником и клиентом дают право считать основой их отношений отсутствие материальной заинтересованности друг в друге, бескорыстие со стороны социального работника6.
Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента являются основой их взаимного доверия и уважения, а значит, и плодотворного сотрудничества. Социальному работнику следует знать, что доверие со стороны клиента к нему - не обязанность, а следствие его деятельности. Доверие не выдается, а заслуживается. Поэтому отношения социального работника и клиента могут строиться только на основах открытости и честности. Социальный работник не вправе скрывать от клиента правдивую информацию, важную для его жизнедеятельности; он должен видеть в клиенте своего полноправного союзника и партнера, а от партнера скрывать ничего нельзя.
Полнота информирования
клиента о предпринимаемых
Глава II. Духовно-нравственные качества социального работника.
2.1 Моральные качества.
Для выполнения предписанных социальным работникам функций необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы.
«Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно, только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями, статусом и репутацией, харизматическими данными и личной привлекательностью8.»
«Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности9.»
Важную роль играют личностные качества социального работника.
«Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.
Наличие (формирование и закрепление)
таких качеств позволяет
«Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие – в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми, молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста11.»
Все это требует действительно
неординарных личностных качеств социального
работника. В специальной литературе
чаще всего отмечают такие качества,
как гуманистическая
2.2 Гуманизм, как одно
из важнейших качеств
Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. «Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма13.»
«Гуманизм - совокупность взглядов, основанных на признании человека
высшей ценностью, учение, защищающее достоинства и права человека, свободу и всестороннее развитие личности»
Гуманистический принцип можно сформулировать следующим образом: «Все во имя человека, все для блага человека» .Таким образом, принцип гуманизма направлен на реализацию прав и свобод человека, как высшей ценности, на всестороннее гармоническое развитие его личности.
«Рассматриваемая как
«Альтруизм – моральный
Альтруизм как черта характера, проявляющаяся в поведении человека, то есть совокупности совершаемых им действий, имеющих нравственное значение, необходим, прежде всего, для представителей тех профессий, которые так или иначе связаны с помощью людям.
Альтруизм является наиболее общей формой проявления гуманности, поскольку его содержание сводится лишь к признанию авторитета интересов других людей. «Жить для других» - в этом общем правиле очень точно схватывается его сущность. Выражая отношение человека к другим людям, альтруизм, однако, крайне абстрактен, поскольку не учитывает специфику различных ситуаций, складывающихся в обыденной жизни. Между тем эти «ситуации довольно разнообразны: одно дело, например, отношение к человеку, попавшему в беду, а другое – к побежденному противнику. В первом случае наиболее естественной проявления гуманности было бы сочувствие, а во втором великодушие.»
Исходя из этих требований, социальный работник должен быть не только квалифицированным специалистом в своей области, но также обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности.
Таким образом, для успешного осуществления
своей деятельности социальный работник
должен обладать чертами и качествами
не только определяющими его
2.3. Кодекс этика социального работника, как основа формирования духовно-нравственных качеств.
Реализация личностных духовно-нравственных качеств может быть определена названием «профессиональная», «трудовая этика» социального работника. «Ее содержанием определяется отношение людей к труду, интегрированным в комплекс моральных ценностей и норм, находящих свое выражение в поведении человека в сфере трудовой деятельности16.»
Зарубежные и отечественные
специалисты ныне руководствуются
в понимании профессиональной этики
социального работника «
Этические принципы представленные в данных документах «определяют поведение социального работника и исполнение им своих обязанностей, моральные обязательства социального работника перед клиентами, коллегами, организациями, работодателями, профессией, перед обществом18.»
Так, исходя из содержания указанных выше документов, в структуре этики социального работника можно выделить следующие принципы:
Указанные два кодекса
по своей структуре отличаются, но
в своем содержании имеют сходства.
Так в этих документах определяются
этические обязательства
Так в разделе, посвященном этическим обязанностям социального работника относительно своей профессии говорится о том, что социальный работник, во-первых, «должен поддерживать и развивать значимость этику, знания и миссию профессии» во-вторых, «повышает статус социальной работы, защищают ее от необоснованной критики и укрепляют у людей различных социальных групп веру в ее необходимость», в-третьих, «нести ответственность за развитие и всестороннее применение знаний в профессиональной практике.20»
В основе этики социального работника лежат следующие нормы морали:
-гуманизм и безусловное уважение к человеку;
-обостренное чувство профессионального долга. «Долг – нравственны обязанности человека, выполняемые из побуждений совести; определенный круг действий, который требует безусловного исполнения»
-обостренное чувство добра и справедливости;
-добросовестность и вежливость, терпимость;
-честность и порядочность. Так «личная порядочность социального работника гарантирует качество и эффективность их профессиональной деятельности»
Социальному работнику «противопоказаны следующие антиподы морали:
-бюрократизм и волокита;
Информация о работе Нравственно-этические основы социальной работы