Объект и предмет социологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Что же представляет объект и предмет научного познания социологии?
Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 77.31 Кб (Скачать файл)

1.Объект и предмет социологии как науки

 

      Что же  представляет объект и  предмет   научного  познания  социологии?

Совпадают ли объект и предмет  социологии? Нет, не  совпадают.  Объект  любой науки есть то, на что направлен  процесс исследования, а сфера  предмета —  те стороны,  связи  и   отношения,   составляющие   объект   изучения.   Объект социологии, как  и  других  общественных  наук —  социальная  реальность,  а поэтому социология — наука  об обществе. Но еще недостаточно для  определения предмета социологии. Это  лишь  определение  объекта  исследования,  который часто совпадает с  объектом других общественных  наук  (история,  этнография, право,  философия  и  др.).  Социология  наука  о  целостности  общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.

      Естественно,   объект   социологии   и   есть   определенная   сфера действительности, обладающая относительной завершенностью  и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук  выступают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний.  Каждый  из  объектов  тоже  «расчленяется»  науками   на отдельные части, фрагменты,  которые становятся  их  предметами.  Вопрос  о соотношении объекта и предмета социологии  как науки состоит в том,  как понимать общество,  процесс его функционирования  и развития  в качестве объекта гуманитарного знания. Дело  в том,  что основной  порок в понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде  базиса и надстройки,  совокупность  экономической,  социальной,   политической   и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения  теории  об  обществе  и, прежде  всего,  самый важный,  главный объект—человек,  его   потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть  не  что иное  как деятельность   человека   осуществляющего   свои   цели.   Сведение   ее   к взаимодействию  базиса  и надстройки,   состязание   различных   социально-экономических   систем,   ступеней   развития   цивилизации   обрекает    на абстрактное, одномерное видение общества,  на  безальтернативный взгляд  на его развитие.   Здесь-то   и   таятся   истоки   экономического   признания игнорирования личности  и общечеловеческих   ценностей,   отрицания   мира культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность  социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность  людей, преследующих  определенные  цели.  Люди   ставят   самые   разные   цели   и руководствуются ими в своей жизни.  Именно  цели  есть  специфическая  черта деятельности  человека.   Целеобразная   деятельность   включает   множество различных,  органично связанных   между   собой   элементов.   Сознательная деятельность  в силу  внутреннего содержания  имеет и противоречивый   и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди,  получив определенный  результат корректируют  на  его   основе   свою   последующую деятельность с  тем,  чтобы  достигнутое  максимально  совпало  с  желанием.     

Особую  актуальность приобретает  раскрытие  жизнедеятельности  личности,  социальных  общностей, групп,  слоев  и  индивидов  в  общественной   жизни   в   их   целостности.

    Деятельность  личности, социальных общностей,  групп в  общественной  жизни   и есть предмет исследования  социологии.

2. Становление  социологии как науки (О.Конт, К.Маркс, Гю Спенсер).

Представим "социологические  портреты" ученых, заложивших основы социологии и внесших наибольший вклад в ее развитие.     Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввел в научный оборот сам термин "социология". В своем главном произведении "Курс позитивной философии" (1842) он устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная.

На первой, теологической  стадии человеческий ум объясняет мир  и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях  мира. Что касается третьей стадии, позитивной, то Конт характеризует ее так: "человеческий Ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как от познания внутренних причин явлений", чтобы заниматься лишь "открытием путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений, то есть неизменных отношений последовательности и сходства между ними".

Таким образом, "позитивность" у Конта относится, с одной  стороны, к познанию, а с другой - к социальному устройству. Позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-морального развития, достижения согласия общественных отношений  с помощью "естественных законов".

С помощью социологии Конт пытается  объединить оба полюса - порядок и прогресс. Прогресс без  порядка - это анархия, порядок без  прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядок и  прогресс - это две неразрывные  стороны одного и того же принципа. Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии - социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика  имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности, и акцентирует внимание на "структуре коллективного существа" (общества), исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи и общества.

Социальная динамика основывается на определенной последовательности этапов развития. Согласно законам  развития общества, по Конту, имеют  место три стадии политико-социальных форм организации:

теологическая стадия - военное господство;

метафизическая  стадия - феодальное господство;

позитивная стадия - промышленная цивилизация.

Эти стадии закономерно  следуют друг за другом; поэтому  неравенство между социальными  группами связано с определенным уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными  изменениями, а духовно-нравственными  отношениями между людьми. Основной закон социальной динамики ("закон  прогресса") заключается в том, что каждый подъем духа в силу всеобщего  консенсуса вызывает соответствующий  отклик во всех без исключения общественных областях - искусстве, политике, промышленности. Дух везде играет руководящую  роль, образуя силовой центр социальной эволюции.

Труды Конта оказали  огромное влияние на многих выдающихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.

Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Точно так же, как человеческое тело состоит из органов, например почек, легких и сердца, общество состоит из различных социальных институтов - семьи, религии, системы образования, государства и экономики. Подобно биологам, описывающим организм в виде его структур и функций, которые обеспечивают выживание организма, Спенсер так же описывал общество. Такое представление об обществе соотносится с тем, что современные социологи называют структурно-функциональной теорией (см. гл. 2).

Большое внимание Спенсер  уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического  развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовавшись теорией естественного  отбора Ч. Дарвина, Спенсер применил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход был определен как социальный дарвинизм. Спенсер пытался доказать, что правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди "приспособленные" будут выживать, а "неприспособленные" - вымирать. По мнению Спенсера, если бы этот принцип свободно функционировал, то человеческие существа и их социальные институты, подобно растениям и животным, смогли бы постепенно приспособиться к существующим условиям и достигать все более высоких уровней исторического развития.

Социальный дарвинизм  Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих  себе и Вселенной формируются  под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем. Большинство  главнейших трудов Спенсера было создано  в эпоху расцвета капиталистической  свободной конкуренции, поэтому  совсем неудивительно, что Спенсер  придерживался доктрины, согласно которой  вульгарный индивидуализм, неограниченная конкуренция и невмешательство  государства способны привести к  достижению самых положительных  результатов.

Карл  Маркс (1818-1883) - политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса - идея материалистического понимания истории.

Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства (например, сельского хозяйства или промышленности). На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты (см. гл. 6 и 8).

На самого Маркса значительное влияние оказало творчество немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) и особенно его учение о диалектике. Маркс и Энгельс использовали диалектический подход с его содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при рассмотрении общественных отношений  в материальном мире. В дальнейшем он получил название диалектический и исторический материализм. Марксистская концепция заключается в том, что развитие зиждется на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Согласно взгляду Маркса на историю, каждый экономический  строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются  внутренние противоречия или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться  в недрах существующего строя. Маркс  утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование  и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественных институтов. Когда  один класс распоряжается самыми насущными средствами, с помощью  которых люди обеспечивают свое существование, в его руках оказывается целая "система рычагов", необходимых  для формирования прочих аспектов институциональной  жизни - надстройки, причем таким образом, чтобы это соответствовало интересам правящего класса. Однако экономическая система воздействует на надстройку не в одностороннем порядке. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. По этой причине Маркс полагал, что когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он свергнет существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй - коммунизм.

 

 

3.МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ( Д.МИД,Г. ГАРФИНКЕЛЬ)

Микросоциологические теории  уделяют основное внимание изучению человеческого поведения как социального действия. К ним относятся: символический интеракционизм, теории обмена, феноменологическая социология, этнометодология. Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований — поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.       Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, А. Стросс) главный акцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.        Сторонники этого подхода считают, что люди не реагируют на воздействия внешнего мира непосредственно наподобие лягушки, которая автоматически делает хватательные движения языком, когда слышит жужжание мухи. Вместо этого люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки.     Так, с точки зрения создателя теории символического интеракционизма Д. Мида (1863 – 1931 гг.), поведение человека является сугубо социальным, и индивид может стать человеком только в социальной среде. Причём люди одновременно и создают социальную среду и находятся под её воздействием. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых находятся в языке. В основе символическогоинтеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлечённый в него должен ещё и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли», т.е. поставить себя на место партнёра.

Этнометодология (Г. Гарфинкель)

- направление в социологии, изучающее взаимодействие людей  и их отношение к происходящему с позиции близкой к этнографической. 
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. 
В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.

Информация о работе Объект и предмет социологии как науки