Цель исследования – выявление факторов мотивации,
уровня удовлетворенности работников
ж/дороги условиями и содержанием труда,
степень влияния указанных факторов на
качество труда.
Задачи
исследования: 1.Выявить признаки хорошего
места работы на основе мнений работников
комбината. 2. Выяснить, насколько оплата
труда на РЖД, по мнению сотрудников соответстувет
уровню нагрузок. 3. Выяснить, насколько
оплата труда на ж/дороге стимулирует
труд работников. 4. Определить, какое место
занимает работа на ж/дороге в системе
жизненных ценностей жнлезнодорожников 5.
Выявить преобладающий тип трудовой мотивации
у работников ж/дороги. 6. Выявить
уровень удовлетворенности и неудовлетворенности
условиями работы на предприятии.
Объект исследования – работники РЖД от 18 лет и старше
Предмет
исследования – жизненные ценности, мотивы
труда, отношение к труду работников РЖД Метод сбора информации
– опрос по специально разработанной
анкете для работников ж/дороги. Рабочий
план исследования:
Блок 1: обсуждение и утверждение
программы и инструментария исследования;
разработка и изготовление инструментария
(анкеты); определение выборочной совокупности.
Блок 2: организация и проведение
анкетного опроса.
Блок 3: подготовка первичной
информации к обработке,
Анкета
Уважаемый работник
ОАО «РЖД»!
Социологическая служба Дирекции
по персоналу ОАО «РЖД» проводит
исследование по изучению трудовой мотивации
трудящихся на предприятии, с целью совершенствования
управления производственными и социальными
процессами, более полного учета материальных
и духовных потребностей трудящихся. Просим
Вас ответить на вопросы анкеты. Опрос
анонимный. Все результаты будут использованы
в обобщенном виде. Внимательно прочитайте
вопрос, предложенные варианты ответов,
затем выберите из них те, которые совпадают
с Вашим мнением и обведите соответствующие
им цифры кружком.
1. Ваш трудовой
стаж на РЖД:
- До 1 года
- 1-5 лет
- 5-10 лет
- 10-15 лет
- 15-20 лет
- Свыше 20 лет
2. Намерены ли
Вы в ближайшее время сменить
место работы?
- Да, на более квалифицированную работу
- Да, на более высокооплачиваемую
- Да, на более престижную
- Нет, моя работа меня устраивает
- Нет, другую работу найти трудно
- Нет, меня устраивает и работа, и зарплата, и мой коллектив
- Затрудняюсь ответить
- Иное мнение ____________________________________________________
3. Оцените факторы,
которыми Вы бы руководствовались,
если бы перед Вами сегодня
встала проблема выбора работы(в
каждой строке поставьте оценку от 1 –
самая низкая до 5 - наивысшая):
Престижность
организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Возможность
долговременных отношений с работодателем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Получение
достойной заработной платы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Возможность
получения социальных благ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Возможность
сделать карьеру |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Иное
мнение:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. По Вашему
мнению, работа – это прежде всего:
- Основа смысла жизни, иногда требующая жертв
- Вынужденная необходимость
- Интерес, рождающийся в процессе её выполнения
- Долг любого человека перед обществом
- Затрудняюсь ответить
- Иное мнение ____________________________________________________
5. Считаете ли
Вы свою работу интересной?
- Да
- Не в полной мере
- Нет
- Затрудняюсь ответить
6. Как Вы оцениваете
свою работу?
- Работа мне нравится, она приносит удовлетворение
- Работа мне нравится, удовлетворяет и уровень заработка
- Работа мне нравится, но слишком мал уровень заработка
- Работа мне не нравится, но привлекает уровень заработка
- Работа мне не нравится, уровень заработка низкий
- Затрудняюсь ответить
7. Что, по Вашему, является
главным признаком хорошей работы? (Выберите
один вариант ответа)
1. Благоприятные санитарно-гигиенические
условия труда
- Высокий уровень заработной платы
- Интересная работа
- Возможность больше заработать тем, кто больше и лучше работает
- Возможность профессионального и карьерного роста
- Хороший, дружный коллектив
- Возможность проявить инициативу и предприимчивость
- Возможность честным трудом заслужить уважение и доверие
- Недопущение высоких различий в оплате труда различных категорий работников
10. Другое (что?)___________________________________________________
8. Видите
ли Вы возможность карьерного
роста?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
9.
Стремитесь ли Вы к повышению своей квалификации?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
10. Как
Вы считаете, справедлива ли оценка
и оплата Вашего труда?
1. Справедлива
2. Не всегда
справедлива
3. Несправедлива
4. Затрудняюсь
ответить
11. Видите ли Вы прямую связь
между количеством и качеством
вашего
труда и суммой
зарплаты?
1. Имеется прямая зависимость
2. Такая зависимость отсутствует
3. В оплате труда
присутствует "уравниловка"
4. Иное мнение _____________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Затрудняюсь ответить
12. Сейчас
Ваша зарплата: (выберите один
вариант ответа)
- Значительно ниже, чем следовало бы платить при Вашей нагрузке
- Несколько ниже, чем следовало бы платить при Вашей нагрузке
- Соответствует Вашей трудовой нагрузке
- Несколько выше, чем следовало бы платить при Вашей нагрузке
- Значительно выше, чем следовало бы платить при Вашей нагрузке
6. Затрудняюсь
ответить
13. Какие
виды морального и материального поощрения
применялись к Вам за последний год?
1.
Похвала, признание и одобрение
со стороны руководителя
2. Уважение и признание со стороны
коллектива
3. Повышение квалификации
4. Повышение в должности
5. Почетная грамота
6. Фотография на Доске почета
7. Дополнительная премия
8. Ценный подарок
9. Не поощрялся
10. Другие поощрения (какие?)_________________________________________
14. По
Вашему мнению, работать в РЖД на сегодняшний
день:
(Выберите один вариант ответа)
- Выгодно и престижно
- Не выгодно, но престижно
- Не престижно, но выгодно
- Не престижно и не выгодно
- Затрудняюсь ответить
15. Какие
жизненные ценности являются для Вас определяющими?
(Отметьте не более 4-х вариантов ответа)
- Здоровье
- Семья
- Интересная работа
- Друзья
- Материально обеспеченная жизнь
- Любовь
- Образование
- Высокий уровень профессионализма, мастерства
- Уважение окружающих, общественное признание
- Успех в делах, работе
- Польза обществу
- Другие (какие?)_____________________________________________________
16. Укажите, пожалуйста, приблизительный
уровень дохода на каждого члена Вашей
семьи в месяц:
- До 1000 рублей
- 1000-2000 рублей
- 2000-3000 рублей
- 3000-4000 рублей
- 4000-5000 рублей
- 5000-6000 рублей
- 6000-8000 рублей
- 8000-10000 рублей
- Более 10000 рублей
17. Ваш пол:
- Мужской
- Женский
18. Ваш возраст:
- 18-29 лет
- 30-39 лет
- 40-49 лет
- 50-59 лет
- 60 и более лет
19. Должность:
- Рабочий
- Специалист
- Руководитель
Анализ результатов.
1. Основные признаки хорошей
работы по мнению работников РЖД
:
- высокий уровень заработной платы
- хороший, дружный, сплоченный коллектив
- справедливая оплата труда
2. Несоответствие заработной
платы по отношению к нагрузке
отметили 91,92% работников РЖД. 3.Определяющими
жизненными ценностями для ж/дорожников
являются здоровье, семья и материально
обеспеченная жизнь. Работа и уровень
профессионализма занимают довольно таки
низкое место.
4. Преобладающий тип
трудовой мотивации у работников
РЖД – материальное стимулирование.
5.Основные факторы удовлетворенности
и неудовлетворенности условиями работы
на предприятии:
- удовлетворенности
- морально-психологический климат
- обеспечение проезда на работу и с работы
- правила внутреннего трудового распорядка
- неудовлетворенности
- уровень оплаты труда
- техническое состояние оборудования
- санитарно-гигиенические условия труда
- обеспечение инструментами, запчастями
6. Отсутствие материальной
заинтересованности является главной
причиной того, что сотрудники
РЖД трудятся с неполной отдачей.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
Общественные
науки изучают
- Человека
- мир социальной действительности
- мир
- все сущее
- Термин на латинском, обозначающий «общество» и «закон»:
- наука о наиболее общих законах развития природы
- политология
- литература
- социология
- Главная цель социологического исследования, это:
- Противопоставление материи и сознания
- Борьба материализма и идеализма
- Выявление социальных законом
- Вопрос о познаваемости мира
- Устойчивое и воспроизводимое отношение между индивидами и общностями:
- вера в сверхъестественное
- системность
- социальный закон
- идеологизация
- Общность самостоятельных индивидов, социальных групп и взаимодействий с ними, это:
- часть общества
- исключение общества
- общество в целом
- человек
- Одна из функций социологии, подразумевающая определение оптимальных областей в социологии:
- Управленческая
- Функциональная
- Информационная
- Прогностическая
- Нучно - обоснованное знание, полученное путём описания, систематизации:
- научная теория
- социальный факт
- научный закон
- практический способ освоения мира
- Одна из форм изменения научного знания в истории социологии:
- научная теория
- эволюционная
- научный закон
- реэволюционная
- Основоположник бихеовиоризма:
- Фрейд
- Уотсон
- Паретто
- Вебер
- Характерная черта современного социологического знания:
- Логика
- Философичность
- Доступность
- Мировоззренческий плюрализм
- Одно из основных направлений в современной социологии:
- Функционализм;
- География;
- Материализм;
- Диструктивизм.
- Последовательная череда сменяющих друг друга событий, это:
- воля общества
- воля популизма
- ограничение личной свободы человека
- исторический процесс.
- Сообщество людей, объединённое основополагающими духовными ценностями, это:
- Развитие;
- Общество;
- Цивилизация;
- Страна.
- Определённое качество личности, позволяющее вдохновлять людей и увлекать за собой:
- Развитие;
- Активность;
- Харизма;
- Интеллект.
- Наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами:
- Социология;
- Культурология;
- Социология культуры;
- Философия.
- Совокупность черт, отличающих одного индивида от другого:
- Индивид;
- Индивидуальность;
- Бытие;
- Характеристика.
- Одно из условий становления личности:
- модернизация культур;
- высокое интеллектуальное развитие;
- наличие социальное среды;
- рефлексия.
- Процесс формирования личности в определённых социальных условиях, это:
- Развитие;
- Социологизация;
- Социализация;
- Становление личности.
- Субъект социальной деятельности и сознательности:
- Индивид;
- Индивидуальность;
- Личность;
- Человечность.
- Совокупность устойчивых социальных связей между элементами:
- Социальная система;
- Система;
- Социум;
- Общество.
- Социально классовый аспект является составляющей:
- Природы;
- Общества;
- Микроструктуры
- Макроструктуры.
- Социальные слои и классы относятся к:
- Малым группам;
- Просто группам;
- Большим социальным группам;
- Обществу.
- Социология изучает общество как:
- Систему;
- Уровень;
- Тип;
- Категорию.
- Современные представления о социальной системе отличаются:
- Природой происхождения;
- Общественными законами;
- Объединением природы и человека;
- Многовариантностью.
- Самое сложное социологическое исследование, выявляющее причины:
- Социологическое;
- Сложное;
- Окончательное;
- Аналитическое.