Объект и предмет социологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Что же представляет объект и предмет научного познания социологии?
Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 77.31 Кб (Скачать файл)

Цель исследования – выявление факторов мотивации, уровня удовлетворенности работников ж/дороги условиями и содержанием труда, степень влияния указанных факторов на качество труда.

     Задачи  исследования:          1.Выявить признаки хорошего места работы на основе мнений работников комбината.            2.  Выяснить, насколько оплата труда на РЖД, по мнению сотрудников соответстувет уровню нагрузок.        3. Выяснить, насколько оплата труда на ж/дороге стимулирует труд работников. 4. Определить, какое место занимает работа на ж/дороге в системе жизненных    ценностей жнлезнодорожников         5. Выявить преобладающий тип трудовой мотивации у работников ж/дороги. 6.   Выявить уровень удовлетворенности и неудовлетворенности условиями работы на предприятии.

      Объект исследования – работники РЖД от 18 лет и старше

     Предмет исследования – жизненные ценности, мотивы труда, отношение к труду работников РЖД                    Метод сбора информации – опрос по специально разработанной анкете для работников ж/дороги.      Рабочий план исследования:

Блок 1: обсуждение и утверждение  программы и инструментария исследования; разработка и изготовление инструментария (анкеты); определение выборочной совокупности.

Блок 2: организация и проведение анкетного опроса.

Блок 3: подготовка первичной  информации к обработке,

Анкета

Уважаемый работник ОАО «РЖД»!

Социологическая служба Дирекции по персоналу ОАО «РЖД» проводит исследование по изучению трудовой мотивации трудящихся на предприятии, с целью совершенствования управления производственными и социальными процессами, более полного учета материальных и духовных потребностей трудящихся. Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Опрос анонимный. Все результаты будут использованы в обобщенном виде. Внимательно прочитайте вопрос, предложенные варианты ответов, затем выберите из них те, которые совпадают с Вашим мнением и обведите соответствующие им цифры кружком.

1. Ваш трудовой  стаж на РЖД:

  1. До 1 года
  2. 1-5 лет
  3. 5-10 лет
  4. 10-15 лет
  5. 15-20 лет
  6. Свыше 20 лет

2. Намерены ли  Вы в ближайшее время сменить  место работы?

  1. Да, на более квалифицированную работу
  2. Да, на более высокооплачиваемую
  3. Да, на более престижную
  4. Нет, моя работа меня устраивает
  5. Нет, другую работу найти трудно
  6. Нет, меня устраивает и работа, и зарплата, и мой коллектив
  7. Затрудняюсь ответить
  8. Иное мнение ____________________________________________________

3. Оцените факторы,  которыми Вы бы руководствовались,  если бы перед Вами сегодня  встала проблема выбора работы(в каждой строке поставьте оценку от 1 – самая низкая до 5 - наивысшая):

Престижность  организации

1

2

3

4

5

Возможность долговременных отношений с работодателем

1

2

3

4

5

Получение достойной заработной платы

1

2

3

4

5

Возможность получения социальных благ

1

2

3

4

5

Возможность сделать карьеру

1

2

3

4

5

Иное  мнение:

1

2

3

4

5


 

4. По Вашему  мнению, работа – это прежде всего:

  1. Основа смысла жизни, иногда требующая жертв
  2. Вынужденная необходимость
  3. Интерес, рождающийся в процессе её выполнения
  4. Долг любого человека перед обществом
  5. Затрудняюсь ответить
  6. Иное мнение ____________________________________________________

5. Считаете ли  Вы свою работу интересной?

  1. Да
  2. Не в полной мере
  3. Нет
  4. Затрудняюсь ответить

6. Как Вы оцениваете  свою работу?

  1. Работа мне нравится, она приносит удовлетворение
  2. Работа мне нравится, удовлетворяет и уровень заработка
  3. Работа мне нравится, но слишком мал уровень заработка
  4. Работа мне не нравится, но привлекает уровень заработка
  5. Работа мне не нравится, уровень заработка низкий
  6. Затрудняюсь ответить

7. Что, по Вашему, является главным признаком хорошей работы? (Выберите один вариант ответа)

1.  Благоприятные санитарно-гигиенические  условия труда

  1. Высокий уровень заработной платы
  2. Интересная работа
  3. Возможность больше заработать тем, кто больше и лучше работает
  4. Возможность профессионального и карьерного роста
  5. Хороший, дружный коллектив
  6. Возможность проявить инициативу и предприимчивость
  7. Возможность честным трудом заслужить уважение и доверие
  8. Недопущение высоких различий в оплате труда различных категорий работников

10. Другое (что?)___________________________________________________

8. Видите  ли Вы возможность карьерного  роста?

      1. Да

      2. Нет

      3. Затрудняюсь ответить

9.  Стремитесь ли Вы к повышению своей квалификации?

      1. Да

      2. Нет

      3. Затрудняюсь ответить

10. Как  Вы считаете, справедлива ли оценка  и оплата Вашего труда?

1. Справедлива

2. Не всегда  справедлива

3. Несправедлива

4. Затрудняюсь  ответить

 

11. Видите ли Вы прямую связь  между количеством и качеством  вашего

      труда и суммой  зарплаты?

      1. Имеется прямая зависимость 

      2. Такая зависимость отсутствует

      3. В оплате труда присутствует "уравниловка"

      4. Иное мнение _____________________________________________________

_____________________________________________________________________

       5. Затрудняюсь ответить

12. Сейчас  Ваша зарплата: (выберите один  вариант ответа)

  1. Значительно ниже, чем следовало бы платить при Вашей нагрузке
  2. Несколько ниже,  чем следовало бы платить при Вашей нагрузке
  3. Соответствует Вашей трудовой нагрузке
  4. Несколько выше, чем следовало бы платить при Вашей нагрузке
  5. Значительно выше, чем следовало бы платить при Вашей нагрузке

6.   Затрудняюсь  ответить

13. Какие виды морального и материального поощрения применялись к Вам за последний год?

     1. Похвала, признание и одобрение  со стороны руководителя

      2. Уважение и признание со стороны  коллектива

      3. Повышение квалификации

      4. Повышение в должности 

      5. Почетная грамота

      6. Фотография на Доске почета

      7. Дополнительная премия

      8. Ценный подарок

      9. Не поощрялся     

      10. Другие поощрения (какие?)_________________________________________

 

14. По Вашему мнению, работать в РЖД на сегодняшний день:

     (Выберите один  вариант ответа)

  1. Выгодно и престижно
  2. Не выгодно, но престижно
  3. Не престижно, но выгодно
  4. Не престижно и не выгодно
  5. Затрудняюсь ответить

 

15. Какие жизненные ценности являются для Вас определяющими? (Отметьте не более 4-х вариантов ответа)

  1. Здоровье
  2. Семья
  3. Интересная работа
  4. Друзья
  5. Материально обеспеченная жизнь
  6. Любовь
  7. Образование
  8. Высокий уровень профессионализма, мастерства
  9. Уважение окружающих, общественное признание
  10. Успех в делах, работе
  11. Польза обществу
  12. Другие (какие?)_____________________________________________________

16. Укажите, пожалуйста, приблизительный уровень дохода на каждого члена Вашей семьи в месяц:

  1. До 1000 рублей
  2. 1000-2000 рублей
  3. 2000-3000 рублей
  4. 3000-4000 рублей
  5. 4000-5000 рублей
  6. 5000-6000 рублей
  7. 6000-8000 рублей
  8. 8000-10000 рублей
  9. Более 10000 рублей

 

17. Ваш пол:

  1. Мужской
  2. Женский

 

18. Ваш возраст:

  1. 18-29 лет
  2. 30-39 лет
  3. 40-49 лет
  4. 50-59 лет
  5. 60 и более лет

 

19. Должность:

  1. Рабочий
  2. Специалист
  3. Руководитель

                                      Анализ результатов.

1. Основные признаки хорошей  работы по мнению работников РЖД :

  • высокий уровень заработной платы
  • хороший, дружный, сплоченный коллектив
  • справедливая оплата труда

2.  Несоответствие заработной  платы по отношению к нагрузке  отметили 91,92% работников РЖД.             3.Определяющими жизненными ценностями для ж/дорожников являются здоровье, семья и материально обеспеченная жизнь. Работа и уровень профессионализма занимают довольно таки низкое место.

4.  Преобладающий тип  трудовой мотивации у работников  РЖД – материальное стимулирование.                  5.Основные факторы удовлетворенности и неудовлетворенности условиями работы на предприятии:

- удовлетворенности

  • морально-психологический климат
  • обеспечение проезда на работу и с работы
  • правила внутреннего трудового распорядка

- неудовлетворенности

  • уровень оплаты труда
  • техническое состояние оборудования
  • санитарно-гигиенические условия труда
  • обеспечение инструментами, запчастями

6. Отсутствие материальной  заинтересованности является главной  причиной того, что сотрудники  РЖД трудятся с неполной отдачей.

 

 

  ИТОГОВЫЙ ТЕСТ 

Общественные  науки изучают

  • Человека
  • мир социальной действительности
  • мир
  • все сущее
  • Термин на латинском, обозначающий «общество» и «закон»:
  • наука о наиболее общих законах развития природы
  • политология
  • литература
  • социология
  • Главная цель социологического исследования, это:
  • Противопоставление материи и сознания
  • Борьба материализма и идеализма
  • Выявление социальных законом
  • Вопрос о познаваемости мира
  • Устойчивое и воспроизводимое отношение между индивидами и общностями:
  • вера в сверхъестественное
  • системность
  • социальный закон
  • идеологизация
  • Общность самостоятельных индивидов, социальных групп и взаимодействий с ними, это:
  • часть общества
  • исключение общества
  • общество в целом
  • человек
  • Одна из функций социологии, подразумевающая определение оптимальных областей в социологии:
  • Управленческая
  • Функциональная
  • Информационная
  • Прогностическая
  • Нучно - обоснованное знание, полученное путём описания, систематизации:
  • научная теория
  • социальный факт
  • научный закон
  • практический способ освоения мира
  • Одна из форм изменения научного знания в истории социологии:
  • научная теория
  • эволюционная
  • научный закон
  • реэволюционная
  • Основоположник бихеовиоризма:
  • Фрейд
  • Уотсон
  • Паретто
  • Вебер
  • Характерная черта современного социологического знания:
  • Логика
  • Философичность
  • Доступность
  • Мировоззренческий плюрализм
  • Одно из основных направлений в современной социологии:
  • Функционализм;
  • География;
  • Материализм;
  • Диструктивизм.
  • Последовательная череда сменяющих друг друга событий, это:
  • воля общества
  • воля популизма
  • ограничение личной свободы человека
  • исторический процесс.
  • Сообщество людей, объединённое основополагающими духовными ценностями, это:
  • Развитие;
  • Общество;
  • Цивилизация;
  • Страна.
  • Определённое качество личности, позволяющее вдохновлять людей и увлекать за собой:
  • Развитие;
  • Активность;
  • Харизма;
  • Интеллект.
  • Наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами:
  • Социология;
  • Культурология;
  • Социология культуры;
  • Философия.
  • Совокупность черт, отличающих одного индивида от другого:
  • Индивид;
  • Индивидуальность;
  • Бытие;
  • Характеристика.
  • Одно из условий становления личности:
  • модернизация культур;
  • высокое интеллектуальное развитие;
  • наличие социальное среды;
  • рефлексия.
  • Процесс формирования личности в определённых социальных условиях, это:
  • Развитие;
  • Социологизация;
  • Социализация;
  • Становление личности.
  • Субъект социальной деятельности и сознательности:
  • Индивид;
  • Индивидуальность;
  • Личность;
  • Человечность.
  • Совокупность устойчивых социальных связей между элементами:
  • Социальная система;
  • Система;
  • Социум;
  • Общество.
  • Социально классовый аспект является составляющей:
  • Природы;
  • Общества;
  • Микроструктуры
  • Макроструктуры.
  • Социальные слои и классы относятся к:
  • Малым группам;
  • Просто группам;
  • Большим социальным группам;
  • Обществу.
  • Социология изучает общество как:
  • Систему;
  • Уровень;
  • Тип;
  • Категорию.
  • Современные представления о социальной системе отличаются:
  • Природой происхождения;
  • Общественными законами;
  • Объединением природы и человека;
  • Многовариантностью.
  • Самое сложное социологическое исследование, выявляющее причины:
  • Социологическое;
  • Сложное;
  • Окончательное;
  • Аналитическое.

Информация о работе Объект и предмет социологии как науки