Объект и предмет социологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Что же представляет объект и предмет научного познания социологии?
Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 77.31 Кб (Скачать файл)

Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Наряду с вышеперечисленными компонентами измерения выступает социальный престиж.

Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном

 

7.Идеальный тип бюрократии по М.Веберу, его основные черты.

Особым типом, наиболее значимым, да, пожалуй и наиболее распространенным, организации являются бюрократии. Теорию бюрократии как особого типа социальной организации разработал и обосновал М. Вебер. Эта теория вошла на Западе во все более или менее солидные учебники по управлению. Теперь эта теория становится достоянием нашей отечественной организационно-управленческой науки. Хотя в изданном даже уже в 1994 году, к тому же в МГУ, словаре “Социальное управление” не нашлось места хотя бы небольшой статье, посвященной бюрократии и еевеберовской теории. “Бюрократизм” – есть, “бюрократии” – нет. Более того даже в учебнике А.И.Пригожина данный тип организации специально не выделяется: о нем ничего не говорится при рассмотрении типов или форм организаций. “Бюрократическая” модель организации называется – ей посвящено всего 13 строк в связи с рассмотрением истории зарубежной социальной организации.

К бюрократиям относят  коммерческие фирмы, правительственные  органы, профсоюзы, колледжи. По сути речь идет об административных структурах, благодаря которым современное общество достаточно эффективно, разумеется при наличии некоторых минусов, рационализируется.

Основной закон бюрократии – четкое разделение и безошибочное функционирование, направленное на максимальную прибыль. Чтобы достичь этого, необходимо знать, что 1) организация свободна в выборе любого средства для обеспечения своей устойчивости; 2) люди работают таким образом, что могут быть взаимозаменимы; 3) труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха человека и является для него основой существования; 4) поведение исполнителей полностью определено социальной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действия.

Отношение между предпринимателем и сотрудником, работающим по найму, в современных условиях определяет безличный договор, часто при посредничестве нескольких начальников среднего уровня (мастера, инспектора и т.д.). При этом служебные обязанности четко регламентированы.

Теоретик бюрократии –  М.Вебер выделил семь основных характеристик  идеального типа бюрократии.

Кстати, почему “бюрократии”, ведь это слово ассоциируется  с чем-то негативным, – ну, скажем так, – с бюрократизмом. Однако существуют другие – позитивные аспекты бюрократической  организации, благодаря которым  она играет весьма важную роль в  современном обществе. Итак, это  следующие характерные черты  бюрократии.

I.                   Разделение труда, обусловленное правилами или законами. Скажем, в коммерческой фирме имеется описание обязанностей всех – от директора до продавца.

II.                Порядок подчиненности представляет собой иерархию выше- и нижестоящих должностных лиц. В тех же современных коммерческих фирмах существует система вертикальной зависимости (сверху вниз).

III.             Публичный офис (канцелярия или “бюро”) – основа бюрократии, где собраны документы, содержащие сведения о деятельности учреждения.

IV.            Официальная процедура подготовки должностных лиц в организации.

V.               Штатные сотрудники.

VI.            Правила, достаточно общие, устойчивые, регулирующие режим работы. Их нетрудно усвоить, хотя зачастую они весьма детальны.

VII.         Лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать устойчивым правилам.

Все это вместе взятое делает поведение сотрудников организации  предсказуемым, помогает руководству  координировать деятельность работников. А предсказуемость и координация  – основные факторы, способствующие повышению эффективности в производительности труда.

8.Понятие социальных изменений ,основные типы обществ.

Понятия "социальное изменение" означает процесс перехода социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния  в другое. Это длительный процесс, входе которого, в результате взаимодействия различных социальных факторов (экономики, политики, культуры) происходят качественные изменения в обществе. 
Социальные процессы есть последовательная смена состояний, движение элементов социальной системы или ее подсистем. Процесс обладает устойчивым порядком взаимодействия, продолжительным по времени и направленным к тому или иному состоянию социальной системы как некоторому ее результату. Скажем так: достижения или недостижения являются характеристикой эффективности процесса. Каждый из них имеет стадии, различающиеся по содержанию. 
Понятие "социальное изменение" конкретизируется понятием "развитие". 
Развитие - это необратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов, их переход от простого к сложному, от низшего к высшему. 
В социологии выделяют различные типы изменений и развития: эволюционные, революционные, прогрессивные, регрессивные, иммитационные и инновационные. 
Эволюционные процессы - это медленные, плавные, количественные преобразования объектов в обществе. 
Революционные - это сравнительно быстрые, скачкообразные качественные изменения. 
В социологии 19 века сформировались 2 течения в изучении социального развития в зависимости от выбора методологии исследования социальных изменений: 1) социальный эволюционизм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Фр. Тённис, Р. Арон, А. Турен и др.; 2) революционизм - в социологии марксизма и неомарксизма (Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Р. Миллс, Э. Фромм, Боттомор). 
В 19 в. под влиянием дарвинизма в социологии прочные позиции занял эволюционизм - система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Основная идея эволюционизма 19 в. состоит в существовании исторических стадий человеческого общества, развивающегося от простого к дифференцированному, от традиционного ( с ручной технологией) к индивидуальному ( с машинной технологией). Движение от однородности к большому разнообразию, от простых к сложным формам организации - это эволюция.  
Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в органической социологии Г. Спенсера. Сущность эволюции общества Г. Спенсер видел в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации. 
Ядро схемы Спенсера составляет идея дифференциации, которая понималась как неизбежное разделение функции между частями системы, и отбора наиболее устойчивых структурных соотношений. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации. Но, дифференциация всегда сопровождается интеграцией, т.к. эволюционные изменения идут в направлении гармонизации, структурного и функционального соответствия всех элементов системы. Г. Спенсер связывал эволюцию общества с его интеграцией, путем адаптации всех новаций самой системы. 
У Э. Дюркгейма содержание эволюции выводится из разделения труда и сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их функции в архаическом обществе органической солидарности, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации в современном обществе. Благодаря последнему обеспечивается взаимосвязь людей на более высокой основе, происходит их интеграция в единый социальный организм, формируется чувство солидарности, как высший моральный принцип общества, идет саморазвитие общества. 
В рамках социального эволюционизма в 19 - начале ХХ вв. возник ряд теорий общества как движения от простого к сложному. Одним из первых к такой классификации обратился классик немецкой социологии Фр. Теннис. Он в книге "Община и общество" провел разграничение развития на основании критериев традиционного и современного общества. Понятие "гемейншафт" он применил к традиционной крестьянской общине, а понятие "гезельшафт" к индустриальному городскому обществу. 
В основе "гемейншафта" лежат семья и община, с неразвитыми специализациями труда, религиозными ценностями и мирскими традициями. 
В основе "гезельшафта" - крупные корпорации со специализированными профессиональными ролями, светские ценности, стремление к личной выгоде в обществе основанном на формальных законах.

 

9.Опрос как метод сбора социологических данных, его разновидности.

Опросы проводятся социологами  настолько часто, что кое-кто оценивает  их как главный и чуть ли не единственный метод эмпирической социологии. Такая  оценка ошибочна, как минимум, в двух отношениях. Во-первых, - в арсенале социологии имеется множество неопросных методов, о которых говорилось выше и пойдет речь ниже. Во-вторых, - этот способ не является только социологическим. В последнее время он широко используется в политологических, журналистских, экономических, демографических, культурологических, психологических, правоведческих и иных социальных исследованиях.

Основное предназначение социологических опросов - получение  информации о мнениях людей, их мотивах  и оценках социальных явлений, о  феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и  феномены выступают свойствами изучаемых  социологией объектов, постольку  опросы дают о них необходимую  информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет  достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному  наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может  стать главным методом сбора  информации, но обязательно дополняемым  другими исследовательскими методиками.

Не стоит думать, что  исследовательские возможность опросов безграничны. Данные, полученные опросными методами выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую должно вырабатывать иными способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами.

Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику, о которой будет сказано  ниже. Сейчас охарактеризуем их общие  принципы.

Любой социологический опрос  нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем  и как это нужно делать. Иначе  говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта  и предмета, а также выборки  и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться  во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются  в плоскости их социальных и демографических  характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический  акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться  с соблюдением следующих, как  минимум, правил:

  • Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.
  • Респондент заинтересован в опросе.
  • Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).
  • Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.
  • Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.
  • Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.
  • Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.
  • Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.
  • Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.
  • Интревьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.
  • Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.
  • Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.
  • Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

Общие правила социологических  опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

10.Анализ документов как метод сбора социологических данных.

Метод анализа  документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Документом в КСИ называют специальносозданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы) предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называютлюбую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

  • информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
  • авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода – извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенные правила работы с документами, которые должен знать социолог:

  • следует отделить факты от оценок в документе;
  • необходимо проверить достоверность источника и информации из него;

следует проверять выводы, полученные из информации, собранной  методом анализа документов с  помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора  социологических данных.

                                           Задание №2      Составить программу социологического исследования. Разработать анкеты на проведение тренировочного опроса. Обработка и анализ результатов.

Основные  цели и задачи исследования.

   Изучение мнений  работников РЖД по вопросам мотивации необходимо для того, чтобы установить факторы, влияющие на содержание и качество труда на ж/д .Можно предположить, что уровень удовлетворенности железнодорожников условиями и содержанием труда, величиной заработной платы, тип трудовой мотивации – могут выступать в роли внутренних факторов, влияющих на состояние труда на РЖД.

В роли внешних факторов влияния на содержание труда могут выступать, с одной стороны – организация труда, условия и содержание работы, социально-психологический климат в коллективе, и, с другой стороны – организация контроля со стороны администрации и самоконтроль работников.

      Поэтому изучение мнений ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ по вопросам мотивации труда является актуальной задачей с точки зрения решения проблемы разработки эффективных мероприятий и методов по улучшению качества труда в подразделениях ОАО «РЖД».  

Информация о работе Объект и предмет социологии как науки