Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:08, контрольная работа
Что же представляет объект и предмет научного познания социологии?
Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии.
Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.
Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:
В рамках микросоциологии
рассматриваются также
4. Понятие и основные факторы социализации личности.
Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли.
Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.
Социализация
включает в себя как стихийное, так
и целенаправленное воздействие. В
последнем случае это воспитание,
которое противопоставляется
Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.
Существует два понимания социализации:
1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью своего «я»;
2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.
Выделяются следующие стадии социализации:
1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);
2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка пока еще неустойчивы. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;
3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В обратном случае невозможны следующие исходы:
а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;
б) изменение себя;
в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;
4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность;
5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
5. СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНОМ ОБЩЕСТВЕ
Девиантное, или отклоняющееся (от лат.Deviatie - отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Пониманием сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических нормах.
Социальные нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности, а также осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер, но в отличие от индивидуального волеизъявления выражают типичные социальные связи, дают типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Таким образом, социальные нормы - это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.
Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.. Поэтому нормы являются действенным средством борьбы с девиацией, обеспечения порядка, устойчивости общества.
Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм. Классифицируют их по разным основаниям. Для социолога имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные.
В большинстве случаев отклоняющееся от социальных норм поведение корректируется с помощью социальных санкций. Слабые и эпизодические формы девиаций, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. Методы и средства борьбы с устойчивыми девиациями определяются общественным сознанием или интересами правящей элиты в зависимости от степени опасности отклонений.
Негативные формы девиации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция) являются социальной патологией. Они дисфункциональны, приносят значительный ущерб конкретной личности и обществу в целом.
Миллер утверждал (1958), что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение». Члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, поэтому другие люди, в первую очередь представители средних слоев, начинают относиться к ним, как к девиантам.
Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963) отвергал многие психологические и социологические объяснения девиации, основанные на «медицинской модели», согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле больным. Лемерт в своей теории (1951) выделяет первичную девиацию, когда люди нарушают некоторые принятые в обществе нормы и правила поведения, но окружающие еще не оценивают их поведение как девиантное (подросток покуривает сигареты с марихуаной, администратор делает приписки к счету и т. п.) и вторичную девиацию, когда окружающие человека начинают обращаться с ним, как с девиантом; постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью.
Отечественный социолог Я. Глинский
считает источником девиации наличие
в обществе социального неравенства,
значительных различий в возможностях
удовлетворения потребностей для разных
социальных групп. Общей закономерностью
отклоняющегося поведения служит факт
относительно устойчивой взаимосвязи
между различными формами девиаций.
Особую остроту эта проблема приобретает
в переходном обществе, где все
сферы общественной жизни претерпевает
серьезные изменения и
Социальная
норма находит свое воплощение (поддержку)
в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем
том, что стало привычкой, прочно вошло
в быт, в образ жизни большинства населения,
поддерживается общественным мнением,
играет роль “естественного регулятора”
общественных и межличностных отношений.
Но в реформируемом обществе, где разрушены
одни нормы и не созданы даже на уровне
теории другие, проблема формирования,
толкования и применения нормы становится
чрезвычайно сложным делом. Можно понять
полное горечи высказывание А. Солженицына:
“Какая это реформа, если результат ее
– презрение к труду и отвращение к нему,
если труд стал позорным, а жульничество
стало доблестным?”. Полемизирующий с
А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных
с оценкой нынешней ситуации в России,
Г. Померанц тоже приходит к близкому,
по сути, выводу: “Вышла не свобода как
в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону,
а воля – бандитам убивать, ворам – воровать,
интеллигентам – свободно высказывать,
что на душе. К сожалению, достаточно духовной
силы, чтобы перевесить, переупрямить
хаос, не оказалось, не надо ее собирать”.
Конечно, российское общество не может
долго оставаться в таком положении. Девиантное
поведение значительной массы населения
воплощает сегодня наиболее опасные для
страны разрушительные тенденции.
6. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ,ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ.
Социальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т. д.), существующие в любом обществе.
В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:
1) при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;
2) при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).
Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.
Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).
В Х-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословия основывались на земельной собственности.
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).
Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному.
Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.
Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Осмысление реалий социальной стратификации проще всего начать с определения места отдельного человека среди других людей. Любой человек занимает в обществе много позиций. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости.
Для обозначения всей картины различий между людьми существует особое понятие, по отношению к которому социальная стратификация является частным случаем. Это социальная дифференциация, показывающая различия между макро– и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристикам (экономическим, профессиональным, демографическим), так и по субъективным (ценностные ориентации, стиль поведения). Данное понятие использовал Герберт Спенсер при описании универсального для эволюции общества процесса появления функционально специализированных институтов и разделения труда.
В теории стратификации обсуждается проблема равенства и неравенства. Под равенством понимают: равенство личностное, равенство возможностей, равенство возможностей жизни и равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же типы взаимоотношений, но только наоборот. Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации, отсюда можно выделить четыре главных измерения стратификации: доход, власть, образование и престиж.
Доход (собственность) измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени. Собственность, по определению, – основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства. Собственность может быть частной, групповой, общественной.
Образование измеряется числом лет обучения в школе или вузе.
Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение. Власть – это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленности других социальных субъектов, распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения.