Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:07, курсовая работа
Целью данной работы является анализ образа жизни современного студенчества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность образа жизни и его структуру;
2. Рассмотреть типологию образа жизни;
3. Изучить понятие «здоровый образ жизни»;
4. Исследовать студенчество как социальную группу
5. Выявить специфические особенности студенчества
Введение 3
Глава1. Образ жизни как предмет научного анализа. 5
1.1. Сущность,структура и типология образа жизни 5
1.2 Здоровый образ жизни как особый тип образа жизни 11
Глава 2. Специфика образа жизни студентов 2.1. Студенчество как социальная группа 15
2.2. Здоровый образ жизни студента 23
2.3. Особенности образа жизни современного студенчества 26
Заключение 31
Литература 33
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны. Связи с информатизацией общества, сложной обстановкой на рынке труда, образ жизни современных студентов зачастую становится особенно ярким, трудным и особенным.
Актуальность изучения образа жизни людей в современных условиях связана прежде всего с практикой целенаправленных социокультурных изменений. За время существования каждого общества постепенно происходит становление, а затем развитие специфичных для него форм экономической, политической, культурной жизни людей. Изменение условий жизнедеятельности членов общества влечет за собой изменение способов ее организации, т е образа жизни. Иными словами, можно говорить о чертах и особенностях образа жизни, специфичных для изучаемого общества. В настоящее время стало очевидным, что ускорение общественных процессов, изменение структурных компонент экономики во многом обусловили динамику качественных, содержательных характеристик жизнедеятельности людей, массовые личностные сдвиги. Такие изменения в социокультурной среде, как появление новых технических средств для удовлетворения множащегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию, жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вызвали изменения в оценочных критериях; возросли требования к их качеству. Растущая дифференциация показателей благосостояния, самочувствия людей, содержания их занятий углубляет неравенство качества жизни в обществе. Таким образом тема данной работы является актуальной.
Целью данной работы является анализ образа жизни современного студенчества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
При подготовке курсовой работы были изучены соответствующие научные публикации. В работе Г.Е. Зборовского « Общая социология» рассматривались вопросы образа жизни, образ жизни как социальное явление, элементы образа жизни (уровень, качество, стиль)[4]. В.А. Медик и А.Н. Осипова в книге «Университетское студенчество. Образ жизни и здоровье» также большое внимание уделялось образу жизни современного студенчества [11]. А.Р. Марков в работе «Что значит быть студентом» характеризовал студенчество как социальную группу, которая имеет свои специфические особенности [10]. Б. Рубин и Ю. Колесников в книге «Студент глазами социолога» описали отличия социальной группы студенчества от ряда других социальных групп [15]. Также были использованы статьи А.В. Петрова «Ценностные предпочтения молодежи» [14]. , в которой освещались ценностные ориентации современной молодежи, конкретно студентов, Е.Л. Мотрича «Проблемы учебы студентов»[12], где внимание уделялось условиям современного общества и системы образования, в которой вынуждены получать образование современного поколение, упоминалось о том, что большинство студентов вынуждены работать и учиться одновременно, что пагубно сказывается на состоянии их здоровья.
Данная работа состоит из 2 глав. Первая глава посвящена изучению образа жизни, его структуры, исследуется характеристика, а также типологии образа жизни. Во второй главе исследуется студенчество как особое социальное группа, выявляются характерные черты студенчества, отличительных особенностей данной группы от других социальных групп. Работа включает заключение, где имеются выводы по содержанию данной работы.
Определение понятия "образ жизни" подразумевает выявление личностной специфики жизненного пути людей в дифференцированной социокультурной реальности.
Понятие "образ жизни"
обозначает организованную совокупность
процессов и явлений
Понятие "образ
жизни" подразумевает внимание не
только к способам организации людьми
своей повседневной жизни. Оно связано
также и с выявлением социокультурной значимости
оценок представителями различных социокультурных
групп своего собственного образа жизни,
образа жизни других людей, а также текущего
состояния общественной и культурной
жизни вообще.
При определении категории "образ жизни"
важно подчеркнуть ее интегративный характер
по отношению к таким понятиям, как "уклад
жизни", "уровень жизни", "качество
жизни", "стиль жизни", "стандарт
жизни". Эти понятия раскрывают и конкретизируют
содержание категории "образ жизни"
при различных уровнях анализа социокультурной
динамики. Понятие "уклад жизни" характеризует
конкретные исторические социально-экономические
и политические аспекты культуры, в рамках
которой разворачивается образ жизни
ее носителей. В качестве показателей
уклада жизни выступают характер собственности
на средства производства, характер экономики,
социальных отношений, ведущих идеологий,
политической системы и т.п. Важнейшее
значение имеет здесь также показатель
урбанизации (соотношение городского
и сельского населения)[4,c.486].
Понятие "уровень жизни" используется для прямой и косвенной количественной оценки степени удовлетворения потребностей и запросов членов общества в рассматриваемый период времени. К показателям уровня жизни относятся такие, как размер заработной платы и дохода на душу населения, льготы и выплаты из общественных фондов потребления, структура потребления продовольственных и промышленных товаров, уровень развития систем здравоохранения, образования, бытового обслуживания, состояние жилищных условий. Будучи категорией больше экономической , чем социологической , уровень жизни является крайне важным показателем образа жизни индивида. Отсутствие необходимых средств, жилищно-бытовых и культурных условий не позволит вести полноценный образ жизни, удовлетворять основные материальные, духовные, нравственные, эстетические и физические потребности. В этом смысле способ деятельности индивида зависит от наличного , достигнутого им состояния уровня жизни. Понятие "качество жизни" подразумевает степень удовлетворения потребностей и запросов более сложного характера, не поддающихся прямому количественному измерению, и выполняет социально-оценочную функцию по отношению к категории "образ жизни". К показателям качества жизни относятся характер и содержание труда и досуга, " удовлетворенность ими, степень комфорта в труде и быту (включая качество жилых, производственных помещений и окружающей предметной среды); степень удовлетворенности личности знаниями, общественной активностью и саморазвитием, степенью реализации существующих в обществе моральных и нравственных ценностей. Сюда можно отнести также показатели средней продолжительности жизни, заболеваемости, естественного прироста населения, его демографической и социальной структуры.
Понятие "стиль жизни" применяется для обозначения характерных специфичных способов самовыражения представителей различных социокультурных групп, проявляющихся в их повседневной жизни: в деятельности, поведении, отношениях. Показателями стиля жизни являются особенности индивидуальной организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные способы самовыражения (включая демонстративные черты поведения), специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организация непосредственной социокультурной среды и свободного времени. Это понятие тесно связано с общекультурным понятием моды. О стиле жизни человека часто судят по внешним признакам его способа деятельности: как устроен быт данного человека, каков режим его труда и отдыха, как он организует свое рабочее и свободное время, как тратит деньги, что собой представляют его увлечения. В этом смысле можно с уверенностью утверждать, что стиль жизни- это конкретизация образа жизни человека на уровне его индивидуального поведения. Стиль жизни дает представление о том, как человек «строит » собственное Я, как формируется и развивается в качестве личности. Поэтому из всех понятий, характеризующих структуру образа жизни личности, ближе всего к самому способу ее деятельности именно стиль жизни. Он вырабатывается человеком часто сознательно и целенаправленно, но иногда складывается стихийно, под давлением определенных обстоятельств. К тому или иному стилю жизни человека часто приводит его жизненный путь – еще одно понятие , тесно связанное с образом жизни [4,c.489].
"Стандарт жизни" - это теоретическое аналитическое понятие, сконструированное для того, чтобы обеспечить точку отсчета при сравнении уклада, уровня и качества жизни представителей различных социокультурных групп. Оно строится как статистическая "мода" этих параметров образа жизни, в этом смысле можно говорить о стандартах уклада, уровня, качества жизни, характерных для общества в целом или отдельных социальных групп в рассматриваемый период времени.
Выделяется трехэлементная структура образа жизни:
Для анализа структуры образа жизни наибольшее значение имеет значение трех ее элементов: условий жизнедеятельности (труда, досуга, быта и образования); потребностей, интересов и ценностных ориентаций личности; форм и видов деятельности и поведения.
Среди последних важно выделять основные, определяющие . это могут быть профессиональный и любительский труд, общественная деятельность и бытовая занятость, образование , культурное участие и досуг [4,c.483].
Многие социологи США, Франции и других развитых стран часто сводят образ жизни к деятельности и поведению человека, исключив профессиональный труд. При этом производственная сфера и ее содержание – трудовая деятельность- изначально характеризуются как элементарная предпосылка образа жизни человека, специальное рассмотрение которой теряет свой смысл вследствие одинаковости, общности ее воздействия на любую личность.
Иная традиция
сложилась в отечественной
Информация о работе Образ жизнь как предмет научного анализа