Образ жизнь как предмет научного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ образа жизни современного студенчества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность образа жизни и его структуру;
2. Рассмотреть типологию образа жизни;
3. Изучить понятие «здоровый образ жизни»;
4. Исследовать студенчество как социальную группу
5. Выявить специфические особенности студенчества

Содержание работы

Введение 3
Глава1. Образ жизни как предмет научного анализа. 5
1.1. Сущность,структура и типология образа жизни 5
1.2 Здоровый образ жизни как особый тип образа жизни 11
Глава 2. Специфика образа жизни студентов 2.1. Студенчество как социальная группа 15
2.2. Здоровый образ жизни студента 23
2.3. Особенности образа жизни современного студенчества 26
Заключение 31
Литература 33

Файлы: 1 файл

Курсовик по общей социологии.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Нынешнее поколение  студентов в своей значительной части восприняли многие негативные стороны жизни, порожденные примитивной интерпретацией сути рыночных отношений, непоследовательностью в проведении реформ, дегуманизацией процесса перехода к новой социально-экономической системе, недооценкой роли духовно-нравственных основ общественных преобразований общества.

Необходимо учитывать  и то, что на качестве подготовки будущих специалистов сказывается  недооценка ими необходимости личной самоорганизации, ритмичности работы в течение всего учебного года, стремление к творческому освоению знаний, покурсовая динамика-развития самостоятельности студента как субъекта образования. Стиль, методы и факторы организации научнопедагогического процесса должны «работать» на формирование у каждого студента самостоятельности как важнейшего принципа его жизнедеятельности, фактора развития от курса к курсу его учебно-познавательной активности. Всеохватывающая компьютеризация, высокий уровень материально-технического оснащения учебного процесса вне самостоятельности как важнейшего личностного качества сами по себе не способны активизировать познавательную активность студентов. Недооценка значительной частью студентов этих качеств дезориентирует их в определении основных координат общественного развития, выбора координат образа жизни. Участие студентов в различных политических партиях, общественных объединениях, как правило, носит преимущественно пассивный характер. Пассивность многих студентов в общественно-политических делах обедняет их образ жизни, деформирует их жизненную позицию[5,c.31].

Важнейшей составляющей образа жизни современных студентов является их жизненный уровень. Он прямо и опосредованно влияет на учебно-познавательную деятельности, общественно-политическую активность будущих специалистов, содержание их общения и досуга. Материальное положение, во многом определяющее уровень жизни, зависит от тех источников материального обеспечения, которыми располагает студент.

Обращает на себя внимание сокращение год от года доли студентов, называющих в качестве одного из источников материального обеспечения стипендию. На полном содержании родителей находится каждый шестой молодой человек и каждая пятая девушка, обучающаяся на госбюджетной основе. Доля не получающих стипендию студентов как правило сокращается к старшим курсам. Сегодня постоянно подрабатывают около 10 % студентов, периодически это делает каждый третий. При этом позиции юношей на рынке труда выглядят предпочтительнее. Им чаще, чем девушкам, удается найти как постоянную, так и временную работу. В качестве позитивной тенденции следует отметить стремление студентов работать в тех организациях, где они могут использовать и совершенствовать полученные знания по профилю своей будущей специальности.

Материальное  расслоение среди студенчества находит  свое отчетливое отражение в их дифференциации по состоянию здоровья и динамике этого показателя за время обучения, а также в вопросах качества и регулярности питания. Большинство студентов с пренебрежением относится к своему здоровью. Нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни - все это привело к неразборчивости в выборе продуктов. Беспокоит рост популярности у студентов продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты. Поэтому неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. К сожалению, статистика последних лет показывает резкое увеличение среди молодых людей лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и т.д. Предотвратить такие заболевания можно, если вести здоровый образ жизни и, в первую очередь, правильно питаться.

Студенческая  пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением  нервной системы. Нагрузка, особенно в период сессии, значительно увеличивается вплоть до 15-16 час в сутки. Хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к нервно-психическому срыву. В компенсации этой негативной ситуации большое значение имеет правильно организованное рациональное питание.  Чаще всего студенты питаются крайне нерегулярно, перекусывая на ходу, всухомятку, 1-2 раза в день, многие не пользуются услугами столовой. Очень важно, чтобы калорийность рациона соответствовала энергетическим затратам организма в зависимости от индивидуальных особенностей - таких, как рост, вес, возраст и степень физической и эмоциональной нагрузки. Питание должно быть разнообразным.   Общее состояние организма, его активность и работоспособность зависят от режима питания. Правильное питание и активная физическая нагрузка - это залог поддержания своего организма в хорошей форме, активной жизнедеятельности. Искусство вести здоровый образ жизни необходимо и доступно каждому студенту для улучшения своего здоровья и получения достойной профессии [2,c.84].  

Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность  выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Выражением  саморегуляции личности в жизнедеятельности  является ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок [12,c.47].

Образ жизни студента является интегральным показателем  того, каковы мотивы, ценностные ориентации, содержание, способы и формы жизнедеятельности будущего специалиста. В современном российском обществе происходят значительные изменения в образе жизни студенчества. Есть в этом процессе трансформации как позитивные, так и негативные стороны. Согласованность и взаимодействие ректоратов, деканатов, коллективов кафедр и студенческого актива в решении проблем учебно-воспитательного процесса, в развитии учебно-познавательной, общественной активности студентов, в организации конструктивного сотрудничества преподавателей и студентов - важнейшее условие совершенствования образа жизни современного студенчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Понятие "образ  жизни" обозначает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельности  людей в обществе,  отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в определенных областях культуры.

Понятие "уклад жизни" характеризует конкретные исторические социально-экономические и политические аспекты культуры, в рамках которой разворачивается образ жизни ее носителей

Понятие "уровень жизни" используется для прямой и косвенной количественной оценки степени удовлетворения потребностей и запросов членов общества в рассматриваемый период времени

Понятие "качество жизни" подразумевает степень удовлетворения потребностей и запросов более сложного характера, не поддающихся прямому количественному измерению, и выполняет социально-оценочную функцию по отношению к категории "образ жизни

Понятие "стиль жизни" применяется для обозначения характерных специфичных способов самовыражения представителей различных социокультурных групп, проявляющихся в их повседневной жизни: в деятельности, поведении, отношениях. Показателями стиля жизни являются особенности индивидуальной

Структура образа жизни имеет значение три элемента: условий жизнедеятельности (труда, досуга, быта и образования); потребностей, интересов и ценностных ориентаций личности; форм и видов деятельности и поведения.

Студенчество  – это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся  особыми условиями жизни, труда  и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием. Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций.

Студенческая  пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением  нервной системы. Нагрузка, особенно в период сессии, значительно увеличивается вплоть до 15-16 час в сутки. Хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к нервно-психическому срыву.

Здоровый образ  жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

Образ жизни  студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура  образа жизни выражается в тех  отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи -- на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Баклашаева, Н. А. Психология мотивации студентов | Текст]: учеб. пособие для вузов/ Н.А. Баклашаев . - М.: Логос, 2006. 56 с.
  2. Белова, Н.И.  Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи (Текст] / Н.И. Белова // Социс/ Академ. Научно-изд. центр Российской академ.наук.-М: Наука, 2008, №4.С.84-87
  3. Власенко, А. С. Некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе [Текст] / А.С. Власенко. - М.:Ин-т социологии, 1987. - 390 с.
  4. Зборовский, Г.Е. Общая социология | Текст]: учеб. пособие для вузов /Г.Е. Зборовский  . - Изд.3-е, испр. и доп. - М.:  ГАРДАРИКИ, 2004. 529 с.
  5. Иванов, А.Е. Студенчество России конца 19- 20 века [Текст] /А.Е. Иванов// Росспэн.:журн./ М.: Наука, 1999.-416 с.
  6. Кондратьев, Ю.И. Социальная психология студенчества [Текст] : учеб.-метод.  пособие для вузов /; Ю.И.Кондратьев. - М. : Московский психолого-соц.институт, 2006.-159 с.
  7.   Кухтевич, Т.Н. Современное студенчество: Актуальные вопросы образования и воспитания [Текст]:учеб.-метод.пособие/Т.Н.Кухтевич, В. М. Прокопенко.-М.:Московский гос.ун-т, 1992.-64с
  8. Лисовский, В.Т. Советское студенчество[Текст] / В.Т. Лисовский.- М. : Высшая школа, 1990.-302с.
  9. Лисовский, В.Т., Дмитриев, А. В. Личность студента [Текст] /В.Т. Лисовский, А.В. Дмитриев;Ленинград.гос.ун-т им.А.А.Жданова.-Л.:Изд-во Ленинградского ун-та, 1974.-184 с.
  10. Марков, А.Р. Что значит быть студентом [Текст] /А.Р. Марков//Новое литературное обозрение/Ь.: ГАСК, 2005.-53с.
  11. Медик , В.А. ,Осипов ,А.М. Университетское студенчество : Образ жизни и здоровье[Текст] / В.А., Медик, А.М. Осипов.- М.: Логос, 2003. - 199 с.
  12. Мотрич, Е.Л. Проблемы учебы студентов[Текст]/Е.Л. Мотрич // Социс/ Академ. Научно-изд. центр Российской академ.наук.-М: Наука, 2008, №5.С.47-53.
  13. Орлова, Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни: [Текст]:метод. пособие по курсу "Культурная антропология"/ Э.А.Орлова .- М.:ГАСК, 2002. - 104с.
  14. Петров, А.В. Ценностные предпочтения молодежи [Текст]:/ А.В. Петров// Социс/ Академ. Научно-изд. центр Российской академ.наук.-М: Наука, 2008, №2.С.83-90.
  15. Рубин, Б.Г., Колесников, Ю.С. Студент глазами социолога[Текст]/Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников; Рост.н./Д гос.ун-т.– Ростов Н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1968.-277с.
  16. Рубина, Л. Я. Советское студенчество[Текст]/ Л. Я. Рубина. – М.: Мысль, 1981.– 207с.
  17. Семашко, А. Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования [Текст]/ А. Н. Семашко. - М.: Слово, 2002. -91 с.
  18. Смелзер, Н. А. Социология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н.А. Смелзер. - М. : Феникс, 1994.- 688 с.
  19. Ядов В.А. Социология в России [Текст]: учеб.для вузов/В.А.. Ядов.- 2-е изд.- испр. и доп. -М.: Институт социологии РАН, 1998.-143с.

 

 

 


Информация о работе Образ жизнь как предмет научного анализа