Образ жизнь как предмет научного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ образа жизни современного студенчества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность образа жизни и его структуру;
2. Рассмотреть типологию образа жизни;
3. Изучить понятие «здоровый образ жизни»;
4. Исследовать студенчество как социальную группу
5. Выявить специфические особенности студенчества

Содержание работы

Введение 3
Глава1. Образ жизни как предмет научного анализа. 5
1.1. Сущность,структура и типология образа жизни 5
1.2 Здоровый образ жизни как особый тип образа жизни 11
Глава 2. Специфика образа жизни студентов 2.1. Студенчество как социальная группа 15
2.2. Здоровый образ жизни студента 23
2.3. Особенности образа жизни современного студенчества 26
Заключение 31
Литература 33

Файлы: 1 файл

Курсовик по общей социологии.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, студенчество является вполне самостоятельной социальной группой, поскольку это «совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей». Этой же точки зрения придерживается в своих исследованиях А. Н. Семашко, подчеркивая, что студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей [17,c.82].

Таким образом, как социальная группа студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Одна из особенностей студенческой молодежи заключается  в том, что

накопление  ею социокультурного опыта связано  с параллельным обучением в вузе. Одновременно происходит завершение индивидуализации личности, окончательное оформление её жизненных целей, ориентиров и ценностных установок. В сознании и поведении утверждаются устойчивые ценностные ориентации, составляющие сложную многомерную конструкцию. Без анализа этой многосоставной структуры невозможно объяснить специфику студенческой макрогруппы, отразить её противоречивое положение в обществе, раскрыть содержание её деятельности, выявить ключевые тенденции в формировании и изменении её ценностного сознания. К тому же необходимо учесть своеобразие современной ситуации, связанное с преобразованиями российского общества и процессами культурно- ценностных трансформаций, происходящих в общественном сознании.

К основным параметрам, характеризующим студенческую молодежь как социокультурную макрогруппу, прежде всего, следует отнести особую направленность интересов студенческой молодёжи, которая выражается в построении ею «долговременной жизненной стратегии», детерминирующей разнообразные виды деятельности студентов представлениями о социальной перспективе. Именно тогда составляется первичная жизненная программа, в которой формулируются цели и задачи, связанные с её реализацией.

Молодёжное  сознание устремлено в будущее и  нацелено на изменение социального статуса субъекта в процессе самоопределения. Поиск своего жизненного пути, связанный с ориентацией на реальное статусное продвижение, и в то же время социальная неадаптированность и незащищённость молодого человека в социокультурной среде – это ещё один параметр «внутреннего» порядка. Следует отметить в числе этой группы признаков такие, как активность жизненной позиции личности студента, её самостоятельность и высокую степень её проявления в практически созидательной либо преобразовательной деятельности, основанной на знаниях, убеждениях, умениях и их осмыслении. Студенты с готовностью демонстрируют желание участвовать в общественно значимой деятельности, постепенно осознавая собственную ответственность, выступающую показателем соотношения личных и общественных интересов и потребностей.

Следующий признак, характеризующий данную макрогруппу в целом,

состоит в такой  психологической особенности юношества, как его открытость инновациям, экспериментам, всякого рода изменениям.

Новаторская личность студента стремится к отказу от устоявшихся  моделей, норм, постулатов, если они не соответствуют реальной социокультурной ситуации. Попытка преломить напряженно-конфликтное состояние затянувшейся статики может обернуться «бунтарством» как формой протеста молодёжи против явлений, блокирующих или тормозящих динамику общественной жизни.

Одной из важных характеристик выступает степень  готовности студенческой макрогруппы к плюрализму мнений, направленности на одобрение этого плюрализма. Способность к признанию разных точек зрения при наличии индивидуально-своеобразного видения мира составляет специфику молодёжно- студенческого сознания. Наиболее интеллектуально одарённая, «думающая» часть студенчества способна анализировать сложные ситуации в личной и общественной жизни, сопоставлять разные точки зрения, критически их оценивать.

Умение отчуждать неприемлемые для себя ориентиры, подвергать их

критическому  осмыслению также соответствует  рассматриваемой группе параметров. Незначительный багаж личного и социального опыта, возраст (как известно, молодость – недостаток, который проходит с годами), доминанта будущего в структуре личности молодого человека формируют в сознании студенчества обострённое чувство социальной справедливости, веру в регулируемость и предсказуемость социальных процессов, убеждённость в том, что успешная реализация жизненных программ зависит только от себя самого, а моральное и материальное вознаграждение должно, по возможности, соответствовать количеству вложенного труда и знаний. Возрастает ценность инициативности, самостоятельности, свободы выбора. Подобная позиция также выступает как черта социокультурной идентичности, связанная с принадлежностью индивида к макрогруппе «студенчество». К числу рассматриваемых параметров также относятся личностные характеристики отдельных представителей студенческой молодёжи, такие, как: житель села или горожанин, житель столицы или провинциал, социальная принадлежность, возраст, специфика вуза, избранная специальность, индивидуальные психологические признаки, неповторимость личности каждого [8,c.106].

К числу специфических  особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить  обучение в вузе и таким образом  реализовать свою мечту о получении  высшего образования, большинство  студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Общность целей  в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ  жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными  образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

Социально значимой чертой студенчества является также  напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму [6,c.13].

Психологом  Ю.А.Самариным были отмечены следующие  противоречия, присущие студенческому  возрасту:

1.            Социально-психологическое. Это противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и жестоким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.

2.            Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Это противоречие дидактического характера, оно может вести к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами учебного процесса.

3.            Огромное количество информации, поступающее через различные каналы, расширяет знания студентов и вместе с тем обилие этой информации при отсутствии достаточного времени, а подчас и желания на ее мысленную переработку может вести к известной поверхности в знаниях и мышления и требует специальной работы преподавателей по углублению как знаний, так и умений и интересов студентов в целом.

2.2. Здоровый образ жизни студента

 

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни  студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни  отражает обобщенную типовую структуру  форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство; и целесообразность процессов самоорганизации  и самодисциплины, саморегуляции  и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной, активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни [11, с. 153].

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой - домашним делам, третий - занятиям физической культурой.

Эти характеристики здорового  образа жизни устойчивы по отношению  к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой--они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики [2, с. 86].

Здоровый образ жизни  характеризуется направленностью, которая объективно выражается в  том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности  им удовлетворяются, что он дает для  развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

Здоровый образ жизни  во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, заменил; привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью обществённых ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию её поведения и деятельности.

Для студента с высоким  уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление студента в себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности - ее самосознания.

2.3. Особенности образа жизни современного студенчества

 

Образ жизни студентов  представляет собой совокупность основных способов и видов их жизнедеятельности - учебно-познавательной, общественной, трудовой, коммуникативной. В системе студенческого образа жизни происходит процесс формирования социально-профессиональных и нравственных качеств личности специалиста, которому предстоит работать в условиях становления рыночных отношений и демократизации общества. Специфика образа жизни современного российского студенчества определяется как трансформационными процессами, происходящими в самой высшей школе, во всей системе образования. Определенные коррективы в характеристику образа жизни вносят и региональные особенности[15,c.203].

Основным видом студенческого  образа жизни является учебно-познавательная деятельность студента как субъекта образовательного процесса. Студенты сегодня придают гораздо большее  значение роли высшего образования в реализации творческого потенциала личности по сравнению с теми, кто учился на начальном этапе перехода к рынку. Современное студенчество достаточно высоко оценило значимость высшего образования в повышении социального статуса личности. Это при том, что экономические и политические условия в современном российском обществе не благоприятствуют реализации социального потенциала студенческой молодежи. Вера в преобразование России, уверенность в себе, работоспособность, склонность к инновациям значительной части студентов помогают им преодолевать стоящие на их пути барьеры, ориентироваться на достижение высокого общественного статуса. Менее значительными для современных студентов стали широкая эрудированность и способность разбираться во многих областях науки и техники. Перестает быть важным качеством специалиста, по мнению респондентов, сознание долга и ответственности за результаты своего труда [7,c.24].

Информация о работе Образ жизнь как предмет научного анализа