Образ жизнь как предмет научного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ образа жизни современного студенчества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность образа жизни и его структуру;
2. Рассмотреть типологию образа жизни;
3. Изучить понятие «здоровый образ жизни»;
4. Исследовать студенчество как социальную группу
5. Выявить специфические особенности студенчества

Содержание работы

Введение 3
Глава1. Образ жизни как предмет научного анализа. 5
1.1. Сущность,структура и типология образа жизни 5
1.2 Здоровый образ жизни как особый тип образа жизни 11
Глава 2. Специфика образа жизни студентов 2.1. Студенчество как социальная группа 15
2.2. Здоровый образ жизни студента 23
2.3. Особенности образа жизни современного студенчества 26
Заключение 31
Литература 33

Файлы: 1 файл

Курсовик по общей социологии.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Здоровый образ жизни как особый тип образа жизни

 

Жизнь человека зависит  от состояния здоровья организма  и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия -- производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном -- в конечном счете, определяются уровнем здоровья.

Существуют различные  подходы к определению понятия  «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом:

1) здоровье - это отсутствие  болезней;

2) «здоровье» и «норма»  -понятия, тождественные;

3) здоровье как единство «морфологических, психо-эмоциональных и социально-экономических, констант [19, с. 131].

Общее для этих определений  в том, что здоровье понимается как  нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

Поэтому понятие «здоровье» можно определить следующим образом: здоровье- нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.

В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие  «практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. Поэтому качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям - признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др.

Происхождение болезни  имеет два источника: состояние  человеческого организма, т.е. «внутреннее  основание» и внешние причины, на него воздействующие [2, с. 84]. Следовательно, для предупреждения болезней -повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Первый способ малонадежен, поскольку человеку, живущему в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни.

Второй способ более  результативен. Он заключается в  том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в тоже время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. Поэтому способность к адаптации - один из важнейших критериев здоровья.

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет  реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Выражением саморегуляции  личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это поведенческая  система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов  и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок [2, с. 85].

Анализ фактических  материалов о жизнедеятельности  студентов свидетельствует о  ее неупорядоченности и хаотичной  организации. Это отражается в таких  важнейших компонентах, как несвоевременный  прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания - 10-16%, на режим двигательной активности - 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.

Автоматическое сохранение и укрепление здоровья студентов обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам [2, с. 86].

Глава 2. Специфика образа жизни студентов                                                                2.1. Студенчество как социальная группа

 

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом  познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только учащихся [17,c.43]. 
Студенчество – учащиеся высших и средних учебных заведений.

Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую  группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации  (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.

Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое  студенчество было крайне неоднородно  как в социальном, так и в  возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.

Научно-техническая революция  повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин.

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе  производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его  специфические проблемы определяются характером общественного строя  и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования [9,c.27].

Но в настоящее время  в научной литературе еще нет  достаточно полного определения  понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о характере и специфике труда студенчества.

Понятие «студенчество», данное в книге ростовских социологов Б.Рубина и Ю.Колесникова «Студент глазами социолога», заключается  в следующем: «Студенчество – это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве».Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. «Студенчество, - пишут Б.Рубин и Ю.Колесников, - как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность»[15,c.41]. 
          Другой исследователь, А.Н.Семашко, пишет, что «было бы неправильным рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам» В подтверждение своих доводов Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей [17,c.55].

Представляют  определенный интерес определения  студенчества, данные А.С.Власенко, который пишет: «Студенчество – это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием» [3,c.39].

Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе  общественного разделения труда, которая  заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции, не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

Студенчество, являясь составной  частью молодежи, представляет собой  специфическую социальную группу, характеризующуюся  особыми условиями жизни, труда  и быта, социальным поведением и  психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей  с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество – это довольно мобильная социальная группа , его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.

Исходя из вышесказанного, можно выделить наиболее значимые особенности студенчества.

Во-первых, студенчество является частью социально-демографической общности – молодежи. Однако от молодежи студенчество отличается «характером труда студентов, который заключается в систематическом накоплении, усвоении, овладении научным знанием» .

Л. Я. Рубина отмечает другие отличительные особенности: «Объединяя молодежь примерно одного возраста и одинакового уровня образования, студенчество отличается от других групп учащихся формами организации своей жизнедеятельности, концентрацией в крупных вузовских центрах, «локализацией» образа жизни в стенах вуза, студенческой группе, общежитии, относительной самостоятельностью в выборе способов деятельности в учебное и не учебное время» . Поэтому важной особенностью студенчества как социальной общности является занятие учебной деятельностью и осуществление ее в соответствующей форме[16,c.112].

Информация о работе Образ жизнь как предмет научного анализа