Общая характеристика 1-го этапа развития отечественной экономической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

Впервые термин “социология” был введен французским социологом Огюстом Контом в 1839г. и означал “обществоведение”. Эту дату принято считать началом самостоятельного существования социологии как науки. На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.

Содержание работы

Введение …….3
1.Общая характеристика 1-го этапа развития отечественной …….4 экономической социологии.
2. Значение творчества Богданова А.А. …….9
3. Вклад Бухарина Н.И. в развитие экономической социологии. …...18
4. Основные направления исследований Чаянова А.В. ……22
Заключение …...26
Список литературы …...28

Файлы: 1 файл

социология на печать.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

  В декабре 1894 г. был арестован как член союзного совета землячеств и выслан в Тулу. В Туле Богданов вел занятия в рабочих кружках и написал на материалах этих уроков "Краткий курс экономической науки" (1897). В 1899 году окончил медицинский факультет Харьковского Университета. С 1896 года член социал-демократической партии. В 1899 получил диплом врача и написал свою первую философскую кн. "Основные элементы исторического взгляда на природу". В 1903 году примкнул к большевикам.В 1909 вместе с А.М. Горьким и А.В. Луначарским Богданов участвовал в создании на Капри Высшей социал-демократической школы для подготовки рабочих-пропагандистов и разработки проблем пролетарской культуры. Богданов признавал Брестский мир, но не принимал методов "военного коммунизма". В 20-е годы многократно переиздавались и пользовались большой популярностью беллетристические произведения Богданова - “Красная звезда” и “Инженер Мэнни”.

  Его романы предугадали  многие черты будущего и оказались  вне намерений автора утопиями-предупреждениями. Одновременно с практической  революционной деятельностью Богданов уделял большое внимание и научно-философской работе. Им выпущен ряд книг, в которых он пытается обосновать самостоятельное философское направление (так называемый "эмпириомонизм").

 Как мыслитель Богданов довольно рано проявил склонность к конструированию всеохватывающей философской системы, дающей целостную картину мира. Рассматривать мир явлений как социальную практику — значит, по Богданову, видеть в нем поле коллективного труда, где сталкиваются человеческая активность и стихийное сопротивление вещей. «Активность» и «сопротивление» — основные понятия богдановской «онтологии практики». Все формы, которые принимает действительность, суть не что иное, как различные сочетания активностей и сопротивлений. В постоянном обновлении этих форм удерживаются те, в которых активности и сопротивления даны в наиболее устойчивом, гармоническом сочетании. Эту обобщенную схему действительности Богданов характеризует как всеорганизационную точку зрения. Ее корни лежат в коллективном труде, а задача состоит в том, чтобы, организуя человеческую деятельность, побеждать стихийное начало мира и в дальнейшем сформировать весь мир в интересах человечества. 
Всеорганизационная точка зрения, по Богданову, это не просто чисто интеллектуальная позиция. Она носит классовый характер. Она совершенно чужда буржуазному индивидуализму, но естественна для класса, который своим трудом организует вещный мир и самого себя. Рабочий класс представляется в этой связи наиболее совершенным субъектом организующей деятельности и прообразом человечества как некоего глобального трудового коллектива. Вот почему ему необходимо выработать и сознательно применять собственную систему организующих природу и общественную жизнь методов, составляющих в совокупности совершенно особую пролетарскую культуру.

    Богданов рассматривает процесс познания как смену идеологических форм. В этом процессе идея принципиальной однородности физического и психического опыта выражает собой коллективизм как основополагающий принцип миропонимания пролетариата и противостоит индивидуалистическому социальному опыту буржуазии, центром которого является личное «я». 
При переходе от всеобщих принципов организации (выражающих структурность мироздания) к упорядочивающей, «организующей» активности человека в философии Богданова возникает проблема культуры. Культура для него — это способы организации труда, общения, познания и жизни, вырабатываемые крупными социальными коллективами (классами, социальными группами) в качестве общественно принятых.

     В ходе своей идейной эволюции Богданов идет от эмпириомонизма как философии, выражающей специфически «организационную» точку зрения, к созданию «всеобщей организационной науки» — тектологии. «Тектология» была опубликована А. А. Богдановым в 1913 г. в 2-х частях.

 По уровню и широте  своих обобщений («весь мир опыта» (см.: Богданов А. А. Всеобщая организационная наука [тектология]. Ч. 1. СПб., 1913) тектология сопоставима с философией, но носит в отличие от последней эмпирический, опытный характер, допуская экспериментальные методы исследования. В сущности, это своего рода «постфилософия», берущая на себя многие ее функции, но на качественно новом уровне. По своему содержанию она намного обогнала свое время, и, как это часто происходило в истории, в момент публикации она оказалась непонятой научным философским обществом. Вместе с тем “Тектология”, конечно, неотделима от времени ее создания: уровень развития марксистской философии, характерные для  начала ХХ в. дискуссии среди философов-марксистов - все это нашло свое выражение в тектологических идеях А. А. Богданова.

  “Всеобщая организационная наука” сразу же после ее публикации оказалась

объектом интенсивной и резкой критики. Во многом эта критика давала ложное

представление о целях этой концепции, ее основаниях и специфических особенностях.

     Исходным пунктом тектологии является признание необходимости подхода к изучению любого явления с точки зрения его организации. Принять

организационную точку зрения - значит изучать любую систему с точки зрения

как отношений всех ее частей, так и отношений ее как целого со средой, т. е.

со всеми внешними системами. Законы организации систем едины для любых

объектов, самые разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями, а на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим.

      Среди множества организационных форм А. А. Богданов выделяет два

универсальных типа систем - централистический (эгрессия) и скелетный

(дегрессия). Для систем первого типа (эгрессия - от латинского “выхождение из ряда”) характерно наличие центрального, более высокоорганизованного

комплекса, по отношению к которому все остальные комплексы играют роль

периферии. Системы второго типа (дегрессия - от латинского “схождение вниз”), напротив, образуются за счет организационно низших группировок, выделяемых сложноорганизованными пластичными комплексами.

Специальному анализу подвергаются основные организационные механизмы -

механизмы формирования и регулирования систем. К формирующим механизмам относятся конъюгация (соединение комплексов), ингрессия ( вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессия (распад комплекса). Универсальный регулирующий механизм обозначается Богдановым термином “подбор” и распространяется на процессы сохранения и разрушения всех видов систем.

Прогрессивному отбору (“подбору”) уделяется основное внимание в “Тектологии”, поскольку, с точки зрения автора, действительное сохранение форм в природе возможно лишь путем их прогрессивного развития. Отбор может быть положительным или отрицательным - он действует при развитии комплексов и в процессе их относительного упадка. В совокупности положительный и отрицательный отборы охватывают всю динамику мирового развития. Положительный отбор, усложняя формы, увеличивает разнородность бытия, доставляет для нее материал, все более возрастающий; отрицательный отбор, упрощая этот материал, устраняя из него все непрочное, нестройное, противоречивое, внося в его связи однородность и согласованность, упорядочивает последний. Взаимодополняя друг друга, оба процесса стихийно организуют мир.

      В соответствии с организационной точкой зрения мир рассматривается А. А. Богдановым как находящийся в непрерывном изменении, в нем нет ничего

постоянного, все суть изменения, действия и противодействия.

В основе тектологии, согласно А. А. Богданову, лежат три основных цикла

научного знания: науки математические, естественные и общественные. К их

данным применяются научные методы исследования и рассуждения. Философские основания тектологии, вытекают из самих ее строительных кирпичей.

А. А. Богданов высказывает тезис об отмирании философии в котором можно

выделить две стороны. Первая в том, что “тектология должна делать излишней

философию”. Вторая касается утверждения А. А.  Богданова о том, что

тектология не просто снимает философию, а преодолевает ее ограниченность, в

том числе и ограниченность марксистской философии. А. А. Богданов

разрабатывает, в частности, “огромный вопрос об идеологиях, т. е. формах

речи, мышления, права, морали и т. д., вопрос, охватывающий обширную область социальных наук, обычно рассматривался вне представления о социальной организации, как целом, части которого связаны необходимой жизненной связью.

     А. А. Богданов уделил большое внимание проблеме системной целостности

общества и его отдельных подсистем различного рода. Он обосновал два

положения:

1. Общество как организованное  целое есть сумма человеческих  активностей,

развертывающихся в природной среде;

2. Каждая отрасль народного  хозяйства, предприятие, работник как  часть

организационной системы выполняет в ней и для нее свою определенную функцию.

      Эти два исходных момента лежат в основе равновесия экономики как всякой организационной системы.

Рассматривая такие системы, А. А. Богданов указывает, с одной стороны, на

“организмичность” политических систем, организационных структур, их отдельных звеньев и т. д., наличие у них собственных интересов (в сохранении и укреплении своей стабильности, своего места в общественном разделении труда, положения, влияния, власти и т. д.) и средств для их реализации, в чем

выражается консервативное начало структуры. С другой стороны, структуре

присущи лабильность, изменчивость, способность к развитию, выражающие

функциональную сторону организации. Этот подход позволяет изучать и

объективно оценивать влияние организационных структур на процессы

общественной жизнедеятельности, которое нередко бывает очень большим и даже решающим.

Интересно и соображения А. А. Богданова о том, что государство является более устойчивым и общественно эффективным, если оно имеет слитную,

централизованную структуру при неблагоприятных обстоятельствах

(“отрицательном организационном  подборе”) или (при “положительном  подборе”) структуру, основанную на федерации, автономии, самоуправлении.

С этим тесно связана и проблема равновесия (соответствия, пропорциональности и т. п.) между элементами организации. А. А. Богданов различает  системы уравновешенные  и неуравновешенные, пишет о возможностях их перехода из одного состояния в другое. Он рассматривает равновесное состояние системы не как раз и навсегда данное, а как динамическое равновесие. Система, находящаяся в равновесии, в процессе развития постепенно утрачивает это качество и переживает это состояние как “кризис”, а преодолевая его, приходит к новому равновесию на новом уровне своего развития.

А. А. Богданов считал, что социалистическое (“коллективистское”) общество -

“высокодифференцированная система, между его частями  и разными сторонами должны возникать все новые и новые расхождения”. Дифференциация, богатство внутренних связей системы выражают уровень ее развития. Одновременно целостность системы требует гармонизации во взаимодействии ее элементов, их взаимодополнения, что обеспечивается развитием соответствующих связей (“дополнительных соотношений”) между расходящимися частями. Таким образом возрастание различий между элементами системы ведет ко все более устойчивым структурным соотношениям внутри нее.

“Системное расхождение заключает в себе тенденцию развития, направленную к дополнительным связям”.

Одновременно системное расхождение заключает в себе и другую тенденцию,

развивающую определенные условия неустойчивости - обострение системных

противоречий. Противоречия эти способны перевешивать значение дополнительных связей.

Любая система “путем дифференциации элементов развивается прогрессивно до известного предела, когда части целого становятся слишком различны в своей организации”. На этой стадии дезорганизующий момент - следствие накопившихся системных противоречий - перевешивает силу дополнительных связей между частями и ведет к разрыву этих связей - дезингрессиям, к общему крушению организационной формы целого. “Результатом должно явиться или преобразование структуры, или простой распад”.

     В трудах А. А. Богданова особое место занимает использование тектологических законов и принципов для разработки проблем организации и управления хозяйственными структурами. Богданов, так же как и многие другие марксисты, разделял мнение, что социализм означает преодоление товарного производства.

     Вместе с тем он признавал необходимость использования товарно-денежных

отношений “в условиях строительства социализма”.

   На основе “Тектологии” А. А. Богданов выдвигал в центр внимания научной и плановой работы новаторскую в то время задачу разработки модели

хозяйственного плана. В 1920 г., когда еще не было определенного

представления об едином хозяйственном плане, А. А. Богданов сформулировал

сущность и основные принципы его построения. Он писал: “Какое хозяйство может быть названо планомерным? Такое, в котором все части стройно согласованы на основе единого, методически выработанного хозяйственного плана. Как же следует приступать к решению этой задачи, беспримерной по масштабу и по своим трудностям? Принципы могут быть установлены лишь с научно-организационной точки зрения”.

   А. А. Богданов сформулировал важнейшие принципы хозяйства: целостности

экономики и единства плана, прямых и обратных связей в управлении и

планировании, равновесия плана, пропорциональности, сбалансированности,

удовлетворения человеческих потребностей как исходного пункта планирования.

    Устойчивость равновесия всех организационных форм, по А. А. Богданову,

определяется крепостью самого слабого звена (закон наименьших), что имеет

особое значение для обеспечения пропорциональности и сбалансированности

различных сторон, сфер и отраслей народного хозяйства. Наиболее важным в

теории и практике планирования является необходимость учета наиболее слабых звеньев, их подтягивания до ушедших в своем развитии вперед и достижения нужного соответствия между различными частями и показателями плана.

Информация о работе Общая характеристика 1-го этапа развития отечественной экономической социологии