Общественное призрение и благотворительность в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе изучены особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 – начале 20 в. Для этого в работе рассмотрены теоретические основы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии,а также выявлены их особенности периода конца 19 – начала 20 вв.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы общественного призрения и
благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии
в конце 19 – начале 20 вв……………………………………………………….5
1.1. Понятие и сущность общественного призрения
и благотворительности………………………………………………………….5
1.2. Предпосылки системы общественного призрения и
благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии
в конце 19 – начале 20 в…………………………………………………………9
2. Особенности общественного призрения и благотворительности
в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв…..………17
2.1. Общая характеристика общественного призрения и
благотворительности в Западной Европе в конце 19 – начале 20 вв…..……17
2.2. Системы общественного призрения и благотворительности
Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв….…..….….21
Заключение…………………………………………………………….…………34
Литература…………………………………………………………….…………37

Файлы: 1 файл

общественное призрение и благотворительность в Англии, Фран продана.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1. Теоретические основы  общественного призрения и 

благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии

в конце 19 – начале 20 вв……………………………………………………….5

1.1. Понятие и сущность  общественного призрения 

и благотворительности………………………………………………………….5

1.2. Предпосылки системы  общественного призрения и 

благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии

в конце 19 – начале 20 в…………………………………………………………9

 

2. Особенности общественного  призрения и благотворительности 

в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв…..………17

2.1. Общая характеристика  общественного призрения и 

благотворительности в Западной Европе в конце 19 – начале 20 вв…..……17

2.2. Системы общественного  призрения и благотворительности 

Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв….…..….….21

 

Заключение…………………………………………………………….…………34

 

Литература…………………………………………………………….…………37

 

 

 

 

 

 

Введение

Складывание системы государственного призрения в странах Западной Европы было важным явлением на рубеже 19 – 20 вв. Вопросы общественного призрения указанного периода весьма актуальны, так как оказали существенное влияние на дальнейшее развитие этой системы в странах Западной Европы уже в 20 в.

На рубеже 19 – 20 вв. европейская система государственного призрения находилась в состоянии формирования и во многом была несовершенна и противоречива. Она сочетала в себе, с одной стороны, государственную помощь бедствующим и страждущим через приюты, лечебницы, организацию общественных работ, социальное страхование, а с другой стороны, осуществление исправительно-принудительных мер в отношении профессиональных нищих и других маргинальных слоев общества через работные дома, дома призрения нищих.

Усилия многих правительств стран Запада в конце 19 – начале 20 вв. были направлены на реализацию второго компонента призрения. Сохраняя за собой надзор за функционированием системы призрения, государственные структуры возлагали основную деятельность по оказанию помощи на местные общины и самоуправления. Следовательно, в реальной жизни государственное призрение нередко сочеталось с общественным, а в некоторых случаях дополнялось и благотворительностью.

Цель настоящей курсовой работы – изучить особенности  общественного призрения и благотворительности  в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 – начале 20 в.

Объект исследования –  общественное призрение и благотворительность  в странах Западной Европы.

Предмет исследования –  предпосылки, условия, особенности  общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 – начале 20 в.

Исходя из цели, объекта, предмета исследования, курсовая работа направлена на решение следующих  задач:

1. Рассмотреть теоретические основы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 – начале 20 вв.

2. Выявить особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 – начале 20 вв.

При выполнении курсовой работы была использована учебная (С.И. Григорьев, И.Г. Зайнышев, В.П. Мельников, Е.С. Новак, П.Д. Павленок, С.В. Тетерский, Е.И. Холостова), научная (Л.В. Бадя, Л.И. Демина, В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова, К.В. Кузьмин, А.И. Ляшенко, В.И. Митрохин, П.И. Нещеретний, Ш. Рамон, Р. Сарри, В.М. Фирсов), периодическая (А.С. Щеглова), справочная (Р. Баркер) литература.

Курсовая работа имеет  следующую структуру: введение, две  главы, заключение, список использованной литературы. В первой главе приводятся понятие и сущность общественного призрения и благотворительности, предпосылки системы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 в. Во второй главе даются общая характеристика общественного призрения и благотворительности в Западной Европе, а также системы общественного призрения и благотворительности Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв. Заключение содержит главные выводы о проделанной работе.

 

 

 

 

1. Теоретические основы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии

в конце 19 – начале 20 вв.

1.1. Понятие и сущность общественного призрения и благотворительности

Термин «благотворительность»  происходит от слов «творить благо» и возник ещё в глубокой древности. Благотворительность – это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему.

 Предметом благотворительности  является материальная или нематериальная помощь: финансовые средства (субсидии, льготы, пособия), продукты, одежда.

 Содержание и семантика  основных терминов в процессе  исторического развития существенно  менялись:

- общественное презрение;

- благотворительность;

- милосердие;

- благодеяние.1

Долгое время процесс  социальной поддержки и благотворительности  не был терминологически определён.

Благотворительность – это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему, стремление исполнить «некоторую религиозно-нравственную потребность». Благотворительность могла выступать в виде материальной помощи нуждающимся, вклада в строительство или содержание богоугодных заведений, стипендий и пособий, участия в благотворительных акциях.

Теоретическое обоснование  благотворительной деятельности не на основе догматов, а на принципах реальной филантропии и теории солидарности во второй половине 19 в. дал А. Горовцев, который исследовал происхождение понятия «благотворительность» и анализировал его генезис. А. Горовцев пришел к выводу, что понятие благотворительности в полном объёме определить невозможно, так как оно имеет ряд доминант, изменяющихся в зависимости от их интерпретации:

- добро;

- благо;

- милость. 2

Объективность последних  дефинций связана с индивидуальной оценкой различных субъектов, что и затрудняет её определение.

При всей сложности определения  понятия и явления благотворительности  А. Горовцев установил некоторую закономерность, которая подразумевает, что благотворительность и бедность – два взаимосвязанных явления, не существующих в обществе раздельно.

Понятие «общественное призрение» впервые появилось во второй половине 18 в. Оно происходит от слов «призреть, призревать», то есть обратить взор с сочувствием, вниманием, участием, милосердием.

Цель призрения – разумное и организованное обеспечение нуждающихся всем необходимым и предупреждение нищеты.

С. Рункевич и В. Гаген в начале 20 в. выделяли различные формы общественного призрения. В своих трудах они отмечали, что призрение имеет отчётливую интерпретацию, которая зависит от субъекта помощи и включает:

- призрение бедных;

- церковное призрение;

- частное призрение;

- публичное призрение.

С. Рункевич и В. Гаген впервые провели границу между общественным призрением в широком и в узком смысле. При этом понимание общественного призрения в узком смысле связано с такой формой помощи, которая направлена на удовлетворение первейших человеческих потребностей.

Во второй половине 19 в. выработались основные научные подходы к изучению проблем общественного призрения и благотворительности. Известный исследователь М.В. Фирсов выделяет следующие основные подходы к теории общественного призрения:

- конфессиональные подходы;

- правовые подходы;

- социально-административные подходы;

- подходы к проблеме с позиций социальной патологии. 3

Конфессиональное направление  характеризуется тем, что на основе традиционалистских принципов защищало догматы милосердия и благотворительности  церкви. Однако на рубеже 19 – 20 вв. наметилась тенденция конфессионального осмысления сущности проблем государственной благотворительности, социальной справедливости.

Важным направлением общественной мысли являлись правовые подходы, оформившиеся в качестве самостоятельного направления  в самом конце 19 в. Общественная благотворительность  рассматривалась в комплексе  проблем. Среди них основными являлись вопросы обязательного и необязательного общественного призрения:

- роль государства;

- роль частных лиц и организаций в деле общей и частной благотворительности;

- проблемы нищенства и его профилактики.

Проблемы администрирования  и управления частным и общественным призрением, их соотношение и роль в деле помощи нуждающимся – совершенно иной пласт проблем, который рассматривался в рамках социально-административного подхода.

Можно отметить, что наметилось стремление к упорядочиванию деятельности частных благотворительных организаций, определение сфер их деятельности в  системе общественного призрения. 4

Итак, общественное призрение может быть определено как культурная форма благотворительности. Первичная форма благотворительности – это подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена и впоследствии возведенное в религиозную обязанность. От милостыни общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями. Организация в общественном призрении проявляется двояким способом: по отношению к получающим помощь и к оказывающим ее. Милостыня по своей сути не поддается организации; она подается тому, кто протягивает руку, хотя бы он мог эту руку приложить и к труду; общественное призрение распространяется только на тех, кто не в состоянии себя призреть и не делает из своей нужды промысла. Милостыня исходит от индивидуума; субъектом общественного призрения является коллективное лицо – община или земская единица, организованная в общину призрения. Мотивами милостыни бывают субъективное ощущение, инстинкт сострадания, исполнение религиозной заповеди, забота о спасении души; мотивами общественного призрения являются сознание гражданской солидарности между членами общины, общественный интерес, забота правительства о благе населения. Цель милостыни – минутная помощь, в то время как цель общественного призрения – разумное обеспечение нуждающегося и предупреждение нищеты. Толчком для перехода от милостыни к общественному призрению послужило развитие нищенства и бродяжничества в местностях, где подавалась щедрая милостыня.

 

 

1.2. Предпосылки системы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии

в конце 19 – начале 20 в.

Англия, Франция, Германия и  Италия имели свои экономические, культурологические, национальные, исторические особенности общественного призрения. Проблема нищеты всегда волновала общество, и одним из первых способов борьбы с ней, который существует и в настоящее время, была религиозная благотворительность. Но по мере того, как общество начало осознавать значение труда в жизни народа, взгляд на нищенство стал изменяться: в нем стали видеть общественное зло, которое требует не потворства, а искоренения. Государство долгое время держалось вдали от благотворительности. Государи как частные лица, как христиане, давали богатую милостыню, держали в своем придворном штате особое почетное лицо для производства милостыни, но благотворительность не была предметом их заботы как правителей государства. 5

С 14 в. западноевропейское государство вело политику преследования и карания нищенства: первоначально эти попытки носили местный и временный характер, затем они постепенно усиливались и приобрели системность. Преследуя нищих, власть оберегала тем самым интересы остального населения, обремененного тяжелыми налогами, и в то же время руководствовалась соображениями государственного порядка.

Неразборчиво подававшаяся милостыня, помогая нужде, вместе с  тем и питала нищенство, развивала  его в особый помысел и поддерживала бродяжничество. Бродяжничество, в свою очередь, порождало опасные скопления, превращалось в разбойничество. В особенности усвоила этот взгляд правительственная власть в слагавшихся тогда из средневекового дробления государствах. В 1350 г. французским королем Иоанном был издан указ против нищих и тунеядцев, в котором оговаривалось, что «здоровые между ними люди, мужчины и женщины должны были быть заключаемые в тюрьму на 4 дня, при вторичной поимке поставлены к позорному столбу, третий раз клеймены раскаленным железом и изгнаны». 6

Через десять лет подобный закон был издан в Англии.  Германия не отставала от своих соседей в решении проблем нищенства, и с конца 14 в. почти каждый год был отмечен его воспрещением в каком-нибудь из ее имперских городов.

Последующие три века (15 – 17 вв.) для западных стран характерны еще большим ужесточением существующих законов. Однако такая политика не давала ожидаемого результата, и правительства западноевропейских стран постепенно перешли на иной путь. Первыми шаги были предприняты вольными, то есть самостоятельными городами, поскольку они имели средства и ограниченное пространство, внутри которого легче было бы провести цельную организацию благотворительности. Например, во Франкфурте на Майне, лежавшем на большом торговом пути из Южной германии в Северную, уже в 1438 г. упоминаются попечители о бедных. В 16 в. один город за другим, по примеру Аугсбурга (1522 г.), – Нюрнберг (1522 г.), Страсбург и Бреславль (1523 г.), Регенсбург, Магдебург (1524 г.) – организуют у себя призрение бедных. 7

Информация о работе Общественное призрение и благотворительность в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв