Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:46, курсовая работа
В данной курсовой работе изучены особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 – начале 20 в. Для этого в работе рассмотрены теоретические основы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии,а также выявлены их особенности периода конца 19 – начала 20 вв.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы общественного призрения и
благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии
в конце 19 – начале 20 вв……………………………………………………….5
1.1. Понятие и сущность общественного призрения
и благотворительности………………………………………………………….5
1.2. Предпосылки системы общественного призрения и
благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии
в конце 19 – начале 20 в…………………………………………………………9
2. Особенности общественного призрения и благотворительности
в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв…..………17
2.1. Общая характеристика общественного призрения и
благотворительности в Западной Европе в конце 19 – начале 20 вв…..……17
2.2. Системы общественного призрения и благотворительности
Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв….…..….….21
Заключение…………………………………………………………….…………34
Литература…………………………………………………………….…………37
Вслед за этим в Англии, Франции, Германии и Италии провозглашается основной принцип борьбы с нищенством и избирается путь систематической помощи нуждающимся. Так, в 1530 г. германским имперским сеймом был обнародован устав, обязывающий местные власти наблюдать, чтобы каждый город и каждая община сами кормили и содержали своих бедных. В 1531 г. Карлом V был оглашен такой же указ, который распространился на земли в Нидерландах. А в1536 г. король Франциск I издал «Ордонанс», по которому немощные бедные, имевшие оседлость, должны были кормиться и содержаться приходами, для чего священникам и церковным старостам приказывалось вести им списки, для раздачи им на дому «сообразной милостыни». В королевском приказе прозвучала необходимость введения так называемых кружков в каждом приходе, а церковные люди каждое воскресение были обязаны приглашать к пожертвованиям всех прихожан. Через 30 лет ситуация изменилась – принцип призрения приобрел несколько иную окраску. Карл IX ордонансом, изданным в Мулене в 1566 г., перенес обязательства кормить бедных на общины, которые состояли из жителей города, местечка или деревни, в свою очередь, нищим запрещалось просить милостыню вне общины и бродяжничать. Жители обязаны были способствовать содержанию этих бедных по своему состоянию и под наблюдением мэров, советников и приходских старост; а бедные обязывались брать от названных лиц свидетельства на случай болезни и отправляться в богадельни и госпитали. 8
В Англии в начале 16 в. Генрихом VIII были изданы указы, которые, по сути, не отличались от ордонанса Франциска I. В этих указах запрещалась частная милостыня под угрозой штрафа; здоровых людей, ведущих нищенский образ жизни, заставляли работать, немощных же должны были содержать церковные приходы за счет «добровольных» пожертвований, а на отказывающихся от уплаты пожертвований прихожан налагали пени. Эта мера была сначала дополнена указом Эдуарда VI (1551 г.) и получила большее развитие при Елизавете (1601 г.). Так, мировые судьи обязаны назначать 3 – 4 человека в качестве попечителей над бедными, из влиятельных жителей в каждом приходе, для осуществления функций контроля по обеспечению нищих либо содержанием, либо работой. Эти указы легли в основание систематически развивавшегося и усовершенствованного в прошлом веке попечительства о бедных в Англии. 9
Подобные меры были предприняты и во Франции Генрихом VIII, однако они не получили практического результата из-за сохранения прежней организации католической церкви, которая верховодила благотворительностью: устраивала учреждения-госпитали, богадельни и детские приюты. Только в 17 в. государство начало политику преследования нищих и создания работных домов с принудительной работой.
Часто деятельность западных государств носила формальный характер, в силу того, что правительства руководствовались лишь интересами государства. И если в первом периоде преобладал церковный взгляд на решение социальных проблем, который, по сути, поощрял нищенство, то во втором периоде стал преобладать интерес благочиния и преследования нищенства, которое приобрело статус социального зла. 10
Наступление нового, третьего
периода в истории борьбы с
нищенством отмечено участием общества
и преобладанием организованной
систематической помощи над мерами
преследования и случайной
Этот переворот связан с распространением гуманных идей в 18 в., которые носили филантропический характер. Идеи гуманизма несли чувствительность и сострадание. Забота о бедных, детях, подсудимых, заключенных преступников, рабов стала уделом филантропических устремлений. Главная заслуга филантропии заключается в том, что она сумела привлечь внимание всего общества к нищенству. Так, в Гамбурге усилиями политэконома Бюша и купца Фохта было устроено в 1778 г. «всеобщее попечительство о бедных». Основной его принцип состоял в том, что каждый бедняк должен сам зарабатывать пропитание в меру своих сил и возможностей, но в случае нужды и нехватки необходимого минимума для жизни ему оказывали поддержку попечительства; неспособные к работе находились на полном содержании. Помощь и надзор за бедными осуществляли добровольные попечители, которые рассматривали всякий случай индивидуально и контролировали положение дел относительно каждого нуждающегося. 11
Благодаря этой деятельности,
впервые 10 лет численность
На заре эпохи Франция, Германия, Англия, Италия, а также Испания, Голландия, Бельгия и Австрия, признали и провозгласили, что призрение бедных есть обязанность соседей, то есть местных общин и властей. В Германии имперская законодательная власть не была облечена правительственной властью и не располагала исполнительными органами; к тому же она была парализована расколом между католицизмом и протестантизмом; поэтому действительная власть стала переходить к местным правительствам, то есть имперским князьям и городам. Французское правительство в своих заботах о бедных не пошло далее по начатому пути, и только английское правительство последовательно развивало провозглашенный принцип и нашло средства к полному его осуществлению. 13
Итак, предпосылки общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 – начале 20 вв. складывались постепенно. До 19 в. основными организаторами помощи бедным, больным, старикам, одиноким являлись монастыри, которые кормили убогих, нищих, организовывали приюты, госпитали, собирали пожертвования в пользу бедных.
В конце 18 – 19 вв. было положено начало становления общественной и частной формы организации благотворительной помощи. В исторической практике благотворительной деятельности имела место филантропическая деятельность как общественных организаций, так и частных благотворителей. Общество и организации осуществляли свою социальную деятельность в учреждениях призрения детей (младенцев, сирот), учреждениях призрения взрослых, не могущих содержать себя (слепых, увечных, глухонемых), учреждениях медицинской помощи, тюрьмах. Частная благотворительность также активно развивалась. Представители разных сословий оказывали филантропическую помощь в самых разнообразных формах и направлениях. Их деятельность характеризовалась тесной связью с просвещением и воспитанием, организацией пансионов, школ и мастерских, училищ для слепых и детей-сирот. Они покровительствовали той или иной категории нуждающихся.
Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, и это продолжается вплоть до Реформации. Большое влияние на развитие идей и практики благотворительности, призрения и милосердия в Западной Европе оказали адепты христианства (И. Богослов, И. Златоуст, А. Блаженный, М. Лютер).
К 19 в. сложились все предпосылки к тому, чтобы государственная помощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями, формами. К этому же периоду сложились определенные подходы к пониманию таких социальных феноменов, как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство и т.п. Возникла потребность не только в системном осмыслении всех этих явлений, но и практических шагов в решении связанных с ними проблем. Становление теории социальной работы во второй половине 19 в. и начале 20 в. тесно переплетается с социологическими и социально-психологическими концепциями позитивизма и фрейдизма. При разработке проблем социализации детей и взрослых использовались идеи Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Лебона, Г. Зиммеля. При разработке концепции социальной работы на уровне индивида использовались положения теории психоанализа З. Фрейда. Значительное влияние на становление теории социальной работы оказали идеи и принципы марксизма.
Таким образом, подводя итоги
первой главы, посвященной теоретическим
основам общественного
Предпосылки общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 – начале 20 вв. складывались постепенно и к 19 в. оформились окончательно: государственная помощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями, формами; сложились определенные подходы к пониманию таких социальных феноменов, как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство; возникла потребность не только в системном осмыслении всех этих явлений, но и практических шагов в решении связанных с ними проблем.
2. Особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв.
2.1. Общая характеристика
общественного призрения и
Бурное развитие капиталистического способа производства в Европе в 19 в. сопровождавшегося серией научных открытий, технических и технологических изобретений, находивших немедленное практическое применение в промышленности, выражалось в феноменальном росте производительности во многих отраслях. Высокие темпы развития капитализма создали условия для развития межгосударственной (межнациональной) конкуренции и приводили к неравномерности экономического развития государств – их расслоению по уровню благополучия. Этот период развития характеризовался, с одной стороны, исключительными социальными страданиями в слаборазвитых государствах, а с другой, – возможностью повышения жизненного уровня в массовом масштабе которого мир никогда не видел в государствах – лидерах экономического развития. 14
Германия, подходя к рубежу 19 – 20 вв. являлась экономическим лидером в Европе. Дальнейшее стабильное развитие экономики сдерживалось накопившимися социальными проблемами. Поэтому в 1889 г. канцлером Бисмарком впервые в мире была разработана и введена пенсионная система, основной целью которой являлось повышение уровня благосостояния пожилых людей, утрачивающих работоспособность. Двумя годами позже, в 1891 г., в Дании была разработана иная модель, учитывающая слабость экономического развития государства, целью которой было сокращение уровня бедности и поддержка пенсионеров. Создание пенсионной системы в этих странах, с различным уровнем экономического развития, стало примером для других государств. 15
Франк де Баттер и Удо Кок предлагают краткую трехстадийную модель развития системы общественного призрения и благотворительности в Западной Европе:
1) первый этап – благотворительность была главным источником социальной поддержки для бедных в средние века, а уровень поддержки – уровень физического выживания бедных;
2) второй этап – после индустриальной революции страны ввели схемы социального страхования для покрытия рисков по старости, производственных травм и болезней для рабочих в отдельных отраслях, в дальнейшем эти схемы были расширены на всех рабочих;
3) третий этап – после Второй мировой войны, когда необходимость сохранения стабильности общества привела к тому, что практически все страны Западной Европы были вынуждены расширить систему социальной защиты на все аспекты производственной и частной жизни. 16
Общественное призрение
и благотворительность
Медико-клиническая линия представлена исследованиями врачей-психиатров. Французский врач Филипп Пинель (1745 – 1826) дает классификацию душевных болезней, на основе которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Он выделяет и две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.
Медицинскую линию продолжил Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772 – 1840), ученик и последователь Ф. Пинеля. Он ввел в оборот понятия «имбецилизм», «идиотия», «умственная отсталость», создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. После его изучения слабоумие стало самостоятельной психиатрической, а затем и психолого-педагогической областью исследования. 17
Вторая половина 19 и начало 20 вв. ознаменовались тем, что наряду с клиническим изучением глубоких форм умственной отсталости стали обращать внимание и на легкие формы слабоумия. С расширением сети школьного образования все острее вставала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии, так как они не справлялись с программами народных школ. Учеников отчисляли из школы, они оказывались на улице, пополняли ряды антисоциальных элементов. Поэтому изучение слабоумных детей рассматривается не только как медицинская, но и как социальная проблема, как средство предупреждения социальной запущенности молодежи. 18
Вопросами изучения этиологии
и анатомо-физиологической