Общественное призрение и благотворительность в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе изучены особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 – начале 20 в. Для этого в работе рассмотрены теоретические основы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии,а также выявлены их особенности периода конца 19 – начала 20 вв.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы общественного призрения и
благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии
в конце 19 – начале 20 вв……………………………………………………….5
1.1. Понятие и сущность общественного призрения
и благотворительности………………………………………………………….5
1.2. Предпосылки системы общественного призрения и
благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии
в конце 19 – начале 20 в…………………………………………………………9
2. Особенности общественного призрения и благотворительности
в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв…..………17
2.1. Общая характеристика общественного призрения и
благотворительности в Западной Европе в конце 19 – начале 20 вв…..……17
2.2. Системы общественного призрения и благотворительности
Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв….…..….….21
Заключение…………………………………………………………….…………34
Литература…………………………………………………………….…………37

Файлы: 1 файл

общественное призрение и благотворительность в Англии, Фран продана.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

По специальной переписи 1885 г. призреваемых в Германии было 1592386 (считая жен и детей лиц, получающих пособие или призрение), то есть 3,40 % населения. Стоимость призрения была 90 млн. марок – средним числом 66 марок на каждого призреваемого и 195 марок на каждые 100 жителей. Местные цифры представляют большие уклонения от средней цифры; так, в сельских общинах процент призреваемых – 2,09, в городских – 5,30, в больших городах – 9,60. Это показывает, что число призреваемых пропорционально благосостоянию местности, и объясняется тем, что в богатых городах призрение распространяется на такие лица, которые в бедных общинах не призреваются. 33

В Германии насчитывалось около 160 общин, где на деле не было никакого общественного призрения. В особенности ценны статистические данные переписи 1885 г., указывающие на причины бедности. Главнейшие из них: болезнь призреваемого – 28 %, смерть кормильца – 18 %, дряхлость – 15 %, физические или душевные недуги (слепые, калеки) – 12 %; все эти причины вместе дают три четверти призреваемых; между остальными важнейшие: большое число детей – 7 %, безработица – 5 %, пьянство – 2 %, несчастные случаи – 2 %, тунеядство – 1 %.

Весьма деятельное общество для призрения бедных в своих многочисленных изданиях неоднократно возбуждало вопрос о реформах в общественном призрении. Пересмотра существующего закона требовали также различные факторы общественного призрения – крупные и мелкие города, сельские общины, помещики, желая уменьшить падавшее на их долю бремя общественного призрения и требуя более справедливого распределения его.

Но германские правительства  не решались на пересмотр принятой системы ввиду важных законодательных  мер 80-х гг. 19 в. по страхованию рабочих на случай болезни, старости и увечья; им казалось необходимым выждать, чтоб выяснилось влияние этих мер на общественное призрение. 34

Тем не менее, закон 1894 г. в  двух отношениях внес в систему общественного  призрения значительные поправки:

1) условием для приобретения  права на призрение по месту пребывания был признан 18-летний возраст вместо 24-летнего, что клонилось в пользу сельских общин, из которых молодежь рано уходит на заработки;

2) срок, в течение которого  община местопребывания обязана  безвозмездно лечить и призревать  заболевших на ее территории  прислугу, мастеров, учеников, был увеличен  с 6 недель до 13 с распространением  этой обязанности на всех состоящих  в услужении или на жалованье,  а также на членов их семейств.

Этот же закон внес поправку в уголовное уложение, значительно  увеличив ответственность и наказуемость тех лиц, которые недобросовестным образом покидают и предоставляют  нужде свои семейства, обременяя  общественное призрение. 35

Итак, в 19 в. в законодательстве европейских стран появилось указание на то, что общество ответственно и за нуждающихся в призрении физически неполноценных людей. В Германии имперская законодательная власть не была облечена правительственной властью и не располагала исполнительными органами; к тому же она была парализована расколом между католицизмом и протестантизмом; поэтому действительная власть стала переходить к местным правительствам, то есть имперским князьям и городам.

Французское правительство  в своих заботах об инвалидах  не пошло далее по начатому пути, и только английское правительство  последовательно развивало провозглашенный принцип и нашло средства к полному его осуществлению.

Важное значение для формирования за рубежом системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В середине 19 в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов лежали: самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел; индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого инвалида; привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения инвалидов.

Параллельно с государственной  системой призрения бедных формировалась  система благотворительных учреждений, направленных на оказание в первую очередь индивидуальной помощи инвалидам. В 1869 г. в Лондоне основывается Благотворительное  общество для координации оказываемой  помощи (составляется центральный каталог  ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать).

Одной из наиболее известных  и уважаемых организаций, занимающихся социальной работой в мире является Армия спасения. Армия спасения - международная организация, занимающаяся благотворительной и евангелистской работой. Образованная в 1878 г. английским священником Уильямом Бутом, Армия  спасения построена по военному принципу, включая ношение формы, присвоение военных званий. Ее целью является борьба со злом и человеческими страданиями. У нее была своя программа, которая  реализовалась в разных странах. Международный центр Армии спасения находился в Лондоне. В Армию  входили корпуса, а также медицинские, образовательные и другие общественные службы. Международная программа  Армии спасения включала и направления  помощи именно инвалидам: помощь слепым: обеспечивали жильем и обучением слепых; помощь инвалидам: приюты для инвалидов; организовывали также лиги для глухонемых.

Таким образом, завершая вторую главу, посвященную особенностям общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв., отметим, что развитие общественного призрения и благотворительности в Западной Европе сначала было направлено на социальную поддержку, на их физическое выживание бедных, затем западноевропейские страны ввели социальное страхование, а позже, в начале 20 в., страны Западной Европы расширили систему социальной защиты на все аспекты производственной и частной жизни.

При этом общественное призрение  и благотворительность находились в центре внимания не только государства  с точки зрения нормативно-правового  регулирования, но и медицины, педагогики и практики в связи с проблемами психических нарушений детей, нуждавшихся в особых условиях воспитания, обучения и содержания.

В 19 в. в законодательстве европейских стран появилось указание на то, что общество ответственно и за нуждающихся в призрении физически неполноценных людей. Важное значение для формирования за рубежом системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы (самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел; индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого инвалида; привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения инвалидов).

Параллельно с государственной  системой призрения бедных формировалась  система благотворительных учреждений, направленных на оказание в первую очередь индивидуальной помощи инвалидам. В 1869 г. в Лондоне было основано Благотворительное общество для координации оказываемой помощи.

В 1878 г. английским священником Уильямом Бутом была образована Армия спасения, целью которой была борьба со злом и человеческими страданиями. У нее была своя программа, которая реализовалась в разных странах. Международный центр Армии спасения находился в Лондоне. Международная программа Армии спасения включала и направления помощи инвалидам: помощь слепым: обеспечивали жильем и обучением слепых; помощь инвалидам: приюты для инвалидов; лиги для глухонемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе изучены особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 – начале 20 в. Для этого в работе рассмотрены теоретические основы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии, а также выявлены их особенности периода конца 19 – начала 20 вв.

Таким образом, при выполнении курсовой работы была реализована ее цель и решены все поставленные задачи, что дает основание сформулировать главные выводы.

Общественное призрение понимается как культурная форма благотворительности с целью разумного и организованного обеспечения нуждающихся всем необходимым и предупреждения нищеты и проявляется двояким способом: по отношению к получающим помощь и к оказывающим ее. Благотворительность понимается как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему. Предметом благотворительности является материальная или нематериальная помощь

До 19 в. в странах Западной Европы основными организаторами помощи бедным, больным, старикам, одиноким являлись монастыри, которые кормили убогих, нищих, организовывали приюты, госпитали, собирали пожертвования в пользу бедных.

В конце 18 – начале 19 вв. было положено начало становления общественной и частной формы организации благотворительной помощи. В исторической практике благотворительности имела место филантропическая деятельность общественных организаций и частных благотворителей.

Хотя благотворительность  и помощь бедным берут свое начало в более ранний период европейской  истории, в 19 в. им были присущи некоторые характерные особенности: церковь, традиционно занимавшаяся благотворительностью, стала подвергаться постоянным нападкам со стороны гражданских реформаторов; индустриализация и урбанизация сделали бедность более заметной; средний класс подвергал сомнению обоснованность благотворительной деятельности.

 Общественное призрение и благотворительность в странах Западной Европы в конце 19 – начале 20 вв. имели как нравственное, так и юридическое основание (снижение налогов или освобождение от них). На протяжении всего 19 в. благотворительность являлась краеугольным камнем в оказании помощи бедным. В Лондоне в 1880-х гг. существовало свыше семисот благотворительных организаций, в Париже – несколько сотен. Суммы, выделяемые благотворительными организациями, намного превышали затраты государства. Предоставление и получение частной благотворительной помощи были важным элементом городской жизни в Европе 19 в. и находились в центре общественной жизни, чего нельзя было сказать о помощи государственной.

До 1920-х гг. благотворительность  и помощь бедным играли в Европе важную роль, но ограничивались предоставлением минимума, необходимого для выживания. Благотворительные организации зачастую заботились о нравственном и религиозном контроле за людьми не меньше, чем о денежной помощи.

В 19 в. в законодательстве европейских стран появилось указание на то, что общество ответственно и за нуждающихся в призрении физически неполноценных людей. Важное значение для формирования за рубежом системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы (самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел; индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого инвалида; привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения инвалидов).

Параллельно с государственной  системой призрения бедных формировалась  система благотворительных учреждений, направленных на оказание в первую очередь индивидуальной помощи инвалидам. Так, в 1869 г. в Лондоне было основано Благотворительное общество для координации оказываемой помощи.

В 1878 г. английским священником Уильямом Бутом была образована Армия спасения, целью которой была борьба со злом и человеческими страданиями. Армия спасения имела свою программу, которая реализовалась в разных странах. Международный центр Армии спасения находился в Лондоне. Международная программа Армии спасения включала и помощь инвалидам: помощь слепым: обеспечение жильем и обучение слепых; помощь инвалидам: приюты для инвалидов; лиги для глухонемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Бадя, Л.В. Благотворительность и меценатство в России / Л.В. Бадя. – М.: Академия, 1993.
  2. Бадя, Л.В., Демина, Л.И. и др. Исторический опыт социальной работы в России / Л.В. Бадя, Л.И. Демина. – М.: Центр социальной педагогики, 1994.
  3. Баркер, Р. Словарь социальной работы: пер. с англ. / Р. Баркер. – М.: Норма-Инфра-М, 1993.
  4. Егошина, В.Н., Елфимова, Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России / В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова. – М.: Институт молодежи, 1993.
  5. Кузьмин, К.В. История социальной работы за рубежом и в России с древности и до начала ХХ века): учеб. пособие / К.В. Кузьмин. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005.
  6. Ляшенко, А.И. Организация и управление социальной работой в России / А.И. Ляшенко. – М.: Союз, 1995.
  7. Мельников, В.П., Холостова, Е.И. История социальной работы в России: учебное пособие / В.П. Мельников, Е.И. Холостова. – М.: Социально-технологический институт, 1998.
  8. Нещеретний, П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России / П.И. Нещеретний. – М.: Союз, 1993.
  9. Обучение практике социальной работы: международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла, С. Шадлоу: пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997.
  10. Обучение социальной работе. Преемственность и инновации / под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри: пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1996.
  11. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  12. Социальная работа за рубежом: учебное пособие / под общ. ред. Е.С. Новак. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001.
  13. Социальная работа: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов р/Д: Феникс, 2003.
  14. Теория и методика социальной работы: учеб. пособие / рук. авт. кол-ва И.Г. Зайнышев. – Ч. 1. – М.: Союз, 1994.
  15. Теория и методология социальной работы: учеб. пособ. для вузов / под ред. С.И. Григорьева. – М.: Наука, 1994.
  16. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Академия,1998.
  17. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. – М.: Норма-Инфра-М, 2003.
  18. Философия социальной работы. Монография / Под ред. В.И. Митрохина. – М.: МГСУ Союз, 1998.
  19. Фирсов, М.В. История социальной работы в России / М.В. Фирсов. – М.: Академия, 1999.
  20. Щеглова, А.С. Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии / А.С. Щеглова // Ученые записки. – 2001. – № 5.

Информация о работе Общественное призрение и благотворительность в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв