Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:46, курсовая работа
В данной курсовой работе изучены особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 – начале 20 в. Для этого в работе рассмотрены теоретические основы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии,а также выявлены их особенности периода конца 19 – начала 20 вв.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы общественного призрения и
благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии
в конце 19 – начале 20 вв……………………………………………………….5
1.1. Понятие и сущность общественного призрения
и благотворительности………………………………………………………….5
1.2. Предпосылки системы общественного призрения и
благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии
в конце 19 – начале 20 в…………………………………………………………9
2. Особенности общественного призрения и благотворительности
в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв…..………17
2.1. Общая характеристика общественного призрения и
благотворительности в Западной Европе в конце 19 – начале 20 вв…..……17
2.2. Системы общественного призрения и благотворительности
Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв….…..….….21
Заключение…………………………………………………………….…………34
Литература…………………………………………………………….…………37
Педагогический подход в деле помощи детям с недостатками в развитии и поведении, в деле обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии интеллекта формируется в 19 в. За его реализацию выступают как педагоги, так и врачи, общественные деятели.
Сторонником медико-педагогического
подхода в обучении и воспитании
умственно отсталых детей выступил
известный французский
В связи с необходимостью дифференциации содержания обучения в зависимости от психических возможностей и способностей детей выделяется психолого-педагогическое направление в работе с аномальными детьми. В первой четверти 20 в. французский педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур, изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным образом. Они разделяли таких детей на две группы: неизлечимых или малоизлечимых детей, чья жизнь в обществе невозможна без опеки, и излечимых детей, у которых умственная отсталость обусловливается отставанием в развитии от нормальных сверстников.
На рубеже веков известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870 – 1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. В разработке основ новой научной педагогики М. Монтессори опиралась на сочетание ее с антропологией, психологией и медициной. 20
Итак, развитие общественного призрения и благотворительности в Западной Европе шло по следующим этапам: сначала благотворительность была главным источником социальной поддержки для бедных и направлялась на физическое выживание бедных; затем западноевропейские страны ввели социальное страхование для покрытия рисков по старости, производственных травм и болезней для рабочих в отдельных отраслях, в дальнейшем эти схемы были расширены на всех рабочих; позже, в начале 20 в. страны Западной Европы расширили систему социальной защиты на все аспекты производственной и частной жизни.
При этом общественное призрение
и благотворительность
2.2. Системы общественного призрения и благотворительности Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 – начале 20 вв.
Рассматривая общественное
призрение и
Одновременно с реформой вновь получил силу принцип оказания помощи посредством работного дома; центральное управление стало, однако, в своих инструкциях определять случаи исключения от общего правила, вследствие чего быстро развилось призрение на воле, то есть вне рабочего дома. В 1894 г. число призреваемых в рабочих домах было 221551, призреваемых на воле – 600229. Общее число в Англии постепенно уменьшалось: в 1863 г. (промышленный кризис) они составляли 5,3 % населения, в 1887 г. – 3 %, в 1894 г. – менее 3 %.
В Англии, наряду с официальным общественным призрением, в конце 19 – начале 20 вв. существовала широко резвившаяся частная благотворительность, служившая дополнением первой, в особенности в Лондоне, и для объединения их деятельности образовалось особое общество, с разветвлениями по всему городу. 23
Совершенно иначе, хотя и из одинаковых начал, развились общественное призрение и благотворительность во Франции, сообразно с организацией государства и ходом его исторического развития. Три черты обусловливали собой характер французского общественного призрения, по сравнению с английским:
- антагонизм между привилегированным и податным слоями населения, что мешало образованию в деревнях общественного органа местного призрения с правом самообложения;
- сохранение монашества и могущества католической церкви с многочисленными примыкавшими к ней богоугодными заведениями;
- сильное развитие королевской власти с централизацией и бюрократизмом управления. 24
Во Франции исторически сложилась система автономных благотворительных учреждений и местных органов для помощи на дому. Автономных благотворительных учреждений было в 1884 г. 1654, с доходом в 125 миллионов и расходом в 113 миллионов. В том же году было 14700 попечительств (на 36117 общин), причем общины, имевшие у себя попечительства, заключали в себе большую часть жителей, а именно – 22 миллиона из 36. Распространены были эти бюро по департаментам очень неравномерно: например, в Северном департаменте приходилось на 661 общину 631 бюро, на Корсике — 5 бюро на 364 общины. Доходы бюро также были очень неравномерны: 644 бюро бездействовали по неимению доходов, более 1000 имели доход ниже 100 франков, в 5216 доход колебался между 100 и 500 франками, у 5000 доход превышал 1000 франков, но только в 278 общинах он был более 10000 франков.
В 1884 г. французские бюро
выдали в виде пособий свыше 29 млн.
франков и истратили на управление
свыше 5 млн. из общего прихода в 50 млн.
Раздаваемые суммы
Главными причинами
Далее нужно принять во внимание, что и благотворительные учреждения тратили часть своих доходов (около 7 млн.) на открытое призрение. Весьма обширна была также деятельность духовных корпораций, например общества св. Винцента, имевшего 20 лет после своего возникновения около 900 отделений, с доходом в 4 млн. франков. 26
Средства благотворительных учреждений и бюро во Франции были трех видов. Главный из них – доходы с имуществ и капиталов; из этого источника черпалась почти половина дохода благотворительных учреждений (46,8 млн. из 111 млн.) и больше трети чистого дохода благотворительных бюро (14,6 млн. из 37,8). Второй источник представляли налог на увеселения и разные сборы, третий – приплата со стороны общин и департаментов. В 1884 г. общины отпустили благотворительным бюро 12,6 млн., департаменты – за исключением Сенского – израсходовали 30 млн. на душевнобольных, детей.
Пособия, выдаваемые общинами, были крайне неравномерны: приплата Парижа составила в 1885 г. 15 млн., то есть 10 франков с каждого жителя столицы; в других крупных городах на жителя приходилось 3 франка 17 сантимов, в мелких городах – 1 франк 40 сантимов, в остальных общинах – лишь 28 сантимов. Зато парижским благотворительным учреждениям приходится помогать бедноте, стекающейся со всей страны: по данным 1872 г., из 101719 призреваемых только 22,69 % были уроженцы Парижа. 27
Общий расход на общественное призрение во Франции исчислен был в 1885 г. в 184 млн. франков (в эту сумму, впрочем, включен и расход на больницы), что составляет около 5 франков на каждого жителя. Сюда вошел также расход на борьбу с нищенством и устройство особых домов для нищих. Вследствие того, что французские благотворительные учреждения со средних веков были одновременно больницами и приютами, лечение больных и теперь во Франции составляет как бы особую отрасль общественного П. Так как больницы сосредоточивались в городах, то сельское население до нынешнего века было лишено медицинской помощи. По общепринятой системе, в каждом кантоне назначался особый врач для бедных. Рядом с этим развилась другая система: бедному выдавалась особая карта, с которой он мог обращаться к врачу по своему выбору, а врач получал вознаграждение от общины по количеству данных им советов.
После падения империи
дальнейшее развитие этого
Дальнейший важный шаг на пути развития общественного призрения во Франции представляет доклад парламентской комиссии, составленный Равареном, по которому проектировалось сделать обязательным для общин содержание стариков свыше 70 лет и неизлечимых и принять меры против тех, кто просит милостыню или добывает ее обманом. 28
Италия отмечена еще большим, чем Франция, преобладанием благотворительных учреждений, находившихся в большей или меньшей связи с церковью и духовными корпорациями. Но Италия не переживала, подобно Франции, периода бюрократической централизации и государственных реформ; ее многочисленные благотворительные учреждения представляли в 19 в. полный застой. 29
В Германии в конце 19 – начале 20 вв. общественное призрение и благотворительность основывались на инициативе граждан, общественности. Заметное улучшение дел по части общественного призрения и благотворительности следствием просветительного и филантропического течений в литературе и в обществе, вызвавших почин отдельных лиц и так называемых патриотических обществ. Особенного внимания достойна деятельность патриотического общества в Гамбурге, находившегося под руководством политико-экономиста Бюша и купца Фохта. Они организовали в Гамбурге под названием Armenanstalt образцовую систему общественного призрения на основании принципа индивидуализации помощи, то есть того самого принципа, которому обязана своей известностью эльберфельдская система. Индивидуализация проявлялась в том, что попечение о каждом бедном поручалось особому лицу, сама помощь индивидуализировалась, то есть сообразовалась со свойствами и потребностями вспомоществуемого. Для этого понадобилось значительное число деятелей; в Гамбурге на 100000 жителей было 180 попечителей о бедных. Организация оказалась успешной: дирекция «учреждения» могла заявить, что «в Гамбурге нет более нищенствующих, никто не терпит нужды». Гамбургское «учреждение» обратило на себя всеобщее внимание: императоры Франц II Германский и Наполеон призывали к себе Фохта и советовались с ним. 30
Через несколько лет, однако, в «учреждении» оказался дефицит, и оно начало падать, частью вследствие неблагоприятного времени (войн), частью под влиянием заимствованной из Англии системы доплаты к заработку, что вело к понижению заработной платы. Главной причиной неудачи нужно считать частный характер «учреждения», которое не имело опоры в городском бюджете. Гамбургское «учреждение для бедных» было личным подвигом, а не общественным призрением. Дело стало на твердую почву, когда эти два элемента слились в одно.
Пример Гамбурга нашел подражателей в других городах Германии. Особенно выдвинулся в этом отношении фабричный город Эльберфельд (в нынешней Рейнской провинции Пруссии). Забота о бедных лежала там на старшинах четырех приходов, а щедрая милостыня, подававшаяся гражданами из окон домов, привлекала в город множество профессиональных нищих и бродяг. Для устранения этого зла граждане образовали из себя попечительство о бедных, наподобие гамбургского «учреждения». И в Эльберфельде оказался дефицит; тогда городская дума постановила покрывать расход на призрение из городских средств, так что добровольное призрение стало общественным. В 1853 г. эльберфельдская организация была преобразована на основании полной индивидуализации. По данным за 1885 г., в городе было 364 попечителя (на 106942 жителя); на каждого попечителя приходилась забота о 2,14 призреваемых. 14 попечителей составляли из себя участковое попечительство; в неотложных случаях попечителю было предоставлено право оказывать немедленное пособие; об остальных случаях он докладывал попечительству, которое собиралось каждые 2 недели; никакое пособие не могло быть выдано иначе, как на двухнедельный срок, и должно было выдаваться лично попечителем, который был обязан посещать призреваемых не менее одного раза в 2 недели. 31
Во главе всей организации стоял комитет, состоявший из председателя и 8 членов – 4 гласных и 4 граждан. Благодаря организации 1853 г. расходы на общественное призрение упали: хотя число жителей с тех пор удвоилось, число призреваемых и сумма расхода на них ни разу не достигали цифр 1852 г., несмотря на войны и эпидемии.
Наряду с этим движением из среды граждан, история общественного призрения в Германии представляла и ряд правительственных мер. Расторжение в 1866 г. старого федеративного строя и возникновение нового, более сплоченного Северогерманского Союза под руководительством Пруссии содействовали развитию общественного призрения на основании принципа индивидуальной свободы. Конституция нового Союза предоставила всем жителям вошедших в Союз государств индигенат, то есть право гражданства, на всем протяжении Союза, закон 1 ноября 1867 г. обеспечил за ними повсюду право свободного переселения; затем последовала отмена прав общин препятствовать вступлению в брак, и наконец, закон 6 июня 1870 г. распространил на все общины Северной Германии обязанность призревать пришельцев по истечении двухлетней давности – что было сделкой между прусским законом и более продолжительным сроком других немецких законодательств. 32
После образования Германской империи этот закон был распространен и на Южную Германию, за исключением Баварии. Исполнение закона 6 июня 1870 г. регулировалось в каждом из германских государств местными законами; к их числу принадлежал прусский закон 8 марта 1871 г., обязывавший всех избирателей известной общины принимать на себя на 3 года безвозмездную деятельность по общественному призрению под угрозой утраты избирательного права и увеличения до одной четверти прямых общинных налогов.