Обсуждение результатов эксперимента по внедрению модели «стационарного» ухода на дому

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях все чаще внимание исследователей стало уделяться реабилитации инвалидов, граждан пожилого и старческого возраста, как важной социальной проблеме.
Происшедшие в последние годы социально-экономические и другие изменения потребовали пересмотра многих принципов организации медицинской помощи. Тем не менее, в значительном количестве территорий медицинская служба продолжает работать с устаревшими подходами к проблеме, не пересматриваются структура существующих медицинских и социальных учреждений, состояние материальной базы и кадрового обеспечения их.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОТРАСЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………..6
1.1 Организация и содержание медико-социальной работы в России……...…6
1.2 Организация и содержание медико-социальной работы за рубежом…………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2.ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ИНВАЛИДАМИ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА…………………….17
2.1 Структура социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов в г. Междуреченске…………………………………………………………….….20
2.2 Специфика работы специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому…………………………………………21
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ – «СТАЦИОНАРНЫЙ» МЕТОД УХОДА ЗА ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫМ ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ИНВАЛИДАМИ………………………………………………………………...31
3.1 Организация эксперимента и методы исследования в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому……………………………………………………………………………….31
3.2 Обсуждение результатов эксперимента по внедрению модели «стационарного» ухода на дому………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Медико-социальная работа как отрасль социальной работы.doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

4.Медицинские услуги оказываются  медицинскими сестрами, задействованы 5 человек.

Работа осуществляется под контролем участкового врача и других специалистов учреждений здравоохранения.

Работа заключается:

  • Оказание доврачебной медицинской помощи на дому;
  • Наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • Работа по профилактике обострений у них хронических заболеваний;
  • Оказание морально-психологической поддержки клиентам и членам их семей;
  • Обучение родственников практическим навыкам общего ухода за нуждающимися в нем больными.

5. Учитывая проблемы клиентов, в рамках эксперимента, создана реабилитационная группа – 4 чел (медицинская сестра – реабилитолог, инструктор по трудотерапии, массажист, инструктор лфк). Работники реабилитационной группы, используя элементы терапии, повседневными занятиями активизируют самостоятельность, независимость и способствуют реализации личностных возможностей клиентов. Реабилитация клиентов должна проводится по индивидуальным программам, где учитываются медико-социальный, социально-психологический, социально-бытовой и другие аспекты.

Именно к этой группы предъявляются самые строгие квалификационные требования:

  • Знание основных законов РФ;
  • Знание основ гериатрии и геронтологии;
  • Оккупациональной терапии;

Центр предусматривает работу по повышению квалификации сотрудников.

Контроль за исполнением сотрудниками плана социально-медицинской реабилитации должен осуществляться специалистами здравоохранения.

6. Функциональная группа – «санитарка» - задействовано 2 чел. Работа заключается в оказании услуг санитарно-гигиенического характера.

 

3.2 Обсуждение результатов  эксперимента по внедрению модели «стационарного ухода на дому

 

Приведем результаты практического исследования.

Всего в эксперименте участвовало 52 человека. Из них 12 человек специалисты по социальной работе, 40 человек, клиенты отделения.

База исследования: структурное подразделение ЦСОГПВиИ, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому.

В начале эксперимента была определена цель: установить результативность предлагаемой, новой формы работы по осуществлению ухода и медико-социальной реабилитации граждан пожилого и старческого возраста, инвалидов на дому.

Определены задачи:

-провести анализ анкет, систематизировать  проблемы, выделить наиболее значимые;

- изучить нормативы существующей модели;

- разработать план реализации  новой модели;

- реализовать на практике заданную  модель;

- провести анкетирование клиентов  по завершении эксперимента;

- проверка выдвинутой гипотезы;

-определить перспектив деятельности  после завершения эксперимента.

Критериями эффективности представленной исследуемой работы являлись:

- уровень качества оказываемых  услуг;

- уровень социальной зависимости  клиента;

- динамика функциональных сдвигов, в ходе реабилитационных мероприятий;

-уровень физической нагрузки социальных работников и медицинских сестер;

- уровень тревожности обслуживаемых  клиентов;

Были определены временные рамки- 3 месяца.

Эксперимент носил этапный характер.

На первом этапе, были подобраны две группы клиентов, одинаковые по составу (по 20 человек), качественным характеристикам и условиям функционирования.

Группы носили характер контрольной и экспериментальной.

На втором этапе, мы провели анализ анкет обратной связи (см. Приложение 2);

-составили таблицы по возрастной  градации, по половому признаку, по нозологии, по объективной и субъективной оценке жизнедеятельности клиентов;

-изучили прежние графики работы, стандарты выполняемой работы;

-разработали план реализации  работы в экспериментальной группе  с учетом измененных функциональных  обязанностей социальных работников и медицинских сестер.

На третьем этапе, мы приступили к практической реализации заданной программы.

Описание работы первой группы

Характеристика (Группы - 1), которая работала в прежнем рутинном режиме.

Состав группы: 20 клиентов (9 мужчин, 11 женщин), 4 социальных работника, 2 медицинские сестры, психолог (проводила работу в обеих группах).

Возраст клиентов:

55–59 – 2 чел. 70-74 – 3 чел.

60- 64 – 2 чел. 75-79 – 2 чел.

65- 69 – 6 чел. 80-89 – 5чел

По половому признаку численность женщин превышает численность мужчин, такое соотношение преобладает в возрастной градации средних и старших возрастов.

Структура заболеваемости клиентов первой группы

ОНМК (с осложнениями в виде гемипарезов 2-3 степени) – 5 чел.

Рассеянный склероз (тетрапарез) – 1 чел.

Перелом шейки бедра (наложен гипсовый «сапожок») – 2 чел.

ЗССС (тяжелое течение, декомпенсация, пролежни) – 4 чел.

Сахарный диабет (тяжелое течение, диабетическая стопа) – 3чел.

Онкозаболевания (4 стадия) – 5 чел.

Структура показывает, что все клиенты данной группы страдают тяжелыми формами заболеваний. Десять больных относятся к категории мало-мобильных, с помощью вспомогательных средств, с трудом передвигаются по квартире. Пять больных могут садиться на кровати с посторонней помощью и выполнять некоторые процедуры по самообслуживанию. Пять клиентов по состоянию здоровья совсем не поднимаются с кровати, нуждаются в постоянном постороннем уходе.

На рисунке 3, представлена диаграмма, на начало проведения эксперимента.

1. Снижение функций на 55-75% - 10чел.

2. Снижение функций на 75-90% - 5 чел.

3. Снижение функций на 100 % - 5чел.

 

Рис.3. Диаграмма способностей клиентов к самообслуживанию, передвижению

 

В первой группе работа проводилась в прежнем, существующем режиме.

 Социальные работники и медицинские сестры, как обычно выполняли свои функциональные обязанности с прежними графиками и стандартами выполняемой работы (см. Приложение 6, Таблица 6).

Согласно «Положения» о работе отделения социально-медицинского обслуживания на дому, нагрузка на одного социального работника – 5 человек, на одну медицинскую сестру – 10 человек. Периодичность посещения клиентов социальным работником 3-4 раза, медицинской сестрой 4-5 раз в неделю.

Описание работы социального работника

Социальные работники предоставляли социально-бытовые услуги в соответствии с перечнем гарантированных услуг, предоставляемых пожилым гражданам и инвалидам муниципальным учреждением, а также дополнительные услуги (оплачиваемые – 100%). В среднем один социальный работник посещает четырех клиентов в день.

 

Таблица 4

Структура рабочего дня социального работника

№ п/п

Виды услуг

Общая продолжительность в день в минутах

Средний процент % к продолжительности к продолжительности рабочего дня

1

Работа с документами

13

2,7

2

Путь в магазин, аптеку, по делам клиента

60,3

12,6

3

Покупка продуктов, прмтоваров, медикаментов

62,5

13,1

4

Доставка продуктов, промтоваров, медикаментов

64,4

13,4

5

Ожидание покупки

5,5

1,1

6

Беседа

45,8

9,5

7

Услуги бытовые

21,5

4,5

8

Услуги гигиенические

65,1

13,8

9

Приготовление обеда

25

5,2

10

Кормление

22,5

4,7

11

Стирка белья

27,5

5,7

12

Оформление льгот, оплата коммунальных услуг

19,9

4,1

13

Расчет с клиентами, заполнение дневника

46

9,6

 

Всего:

480,0

100


 

Анализируя данные Таблицы 4, мы сделали вывод, что затраты времени на оказание услуг по закупке и доставке товаров первой необходимости, услуги по оказанию помощи в гигиене, самые значительные в структуре общей продолжительности рабочего дня. В среднем занимает 40-60% времени.

Использование рабочего времени на оказание услуг, приведенных в таблице, естественным образом сказывается на качестве обслуживания, т.е. у социального работника практически не остается времени для эффективного осуществления мероприятий по реабилитации клиентов.

Приведем данные исследования для определения уровня зависимости клиента от сотрудников отделения.

 

 

Таблица 5

Структура рабочего дня медицинской сестры

 

№ п/п

Виды услуг

Общая продолжительность в день в минутах

Средний процент к продолжительности рабочего дня

1

Путь в аптеку, поликлинику, стационар, межадресный переход

90

18,75

2

Посещение ЛПУ (выписка рецептов, консультативные беседы по оказанию медицинских услуг)

90

18,75

3

Покупка лекарства, перевязочного материала

60

12,5

4

Выполнение медицинских процедур клиентам на дому:

- измерение АД;

- в/м; п/к инъекции;

- обработка ран, пролежней, наложение  повязок;

- др. процедуры медицинского характера 

40

8,3

5

- др. процедуры медицинского характера

30

6,3

6

Привлечение к работе психолога

30

6,3

7

Привлечение волонтеров

60

12,5

8

Проведение реабилитационных мероприятий

20

4,2

9

Ведение документации

60

12,5

 

Всего:

480,0

100%


 

Анализируя данные Таблиц 5, 6, мы пришли к выводу, что с учетом тяжести состояния здоровья клиентов, на плечи медицинской сестры ложится непосильный фронт работы. Так как общая продолжительность времени нахождения медицинского работника у больного составляет примерно 40-60 минут, а на выполнение медицинских процедур уходит около 20-30 минут, на мероприятия по реабилитации клиента остается не более 10-20 минут.

В условиях эксперимента в данной труппе работали две медицинские сестры. С учетом ограничения времени, они выполнили следующие мероприятия по реабилитации обслуживаемых клиентов.

Приемы медицинской реабилитации заключались только в выполнении назначенных участковым врачом процедур.

Для того чтобы, каким то образом облегчить состояние своих подопечных, одна из медсестер нашла спонсоров, которые оказали благотворительную помощь. На эти деньги были приобретены ходунки на колесах. Пять больных, получили возможность в начале с посторонней помощью, а затем самостоятельно передвигаться по квартире.

В школьной мастерской, учащимися были изготовлены поручни и лестницы для самоподтягивания, затем доставлены на дом пожилым инвалидам, «прикованным» к постели, чтобы они могли хоть немного переменить положение тела, совершать минимальные приемы самообслуживания в периоды нахождения без посторонней помощи

В связи с ограничением временных возможностей, другие реабилитационные мероприятия не проводились, возможности социальных работников из-за чрезмерной нагрузки, ограничивались оказанием услуг бытового характера.

Таким образом, анализируя работу первой группы, мы пришли к выводу, что существующая и используемая форма социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста, с тяжелыми формами заболеваний, далеко не эффективна.

Не в полной мере осуществляется медико-социальная реабилитация, что отражается на состоянии здоровья клиента (см. Рисунок 3).

Невозможно обеспечение всего набора предусматриваемых услуг. Социальный работник зачастую, при выполнении своих обязанностей, из-за ограничения времени и других выше описанных причин, выступает в роли «няньки», что способствует развитию «иждивенчества». Ограничена стимуляция активности обслуживаемых пожилых людей, в результате у 65% клиентов нет мотивации к активному образу жизни.

Подведя итог, мы определили, что обслуживать на дому пожилых людей, остро нуждающихся в посторонней помощи, максимально удовлетворять все их потребности, применяя рутинные методы не возможно. Отсутствие же системы полноценного ухода, не только не улучшает качество жизни пожилого больного человека, но и может явиться причиной обострения имеющегося заболевания, значительным ухудшением общего самочувствия, преждевременным летальным исходом.

Информация о работе Обсуждение результатов эксперимента по внедрению модели «стационарного» ухода на дому