Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 11:23, курсовая работа
В современных условиях все чаще внимание исследователей стало уделяться реабилитации инвалидов, граждан пожилого и старческого возраста, как важной социальной проблеме.
Происшедшие в последние годы социально-экономические и другие изменения потребовали пересмотра многих принципов организации медицинской помощи. Тем не менее, в значительном количестве территорий медицинская служба продолжает работать с устаревшими подходами к проблеме, не пересматриваются структура существующих медицинских и социальных учреждений, состояние материальной базы и кадрового обеспечения их.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОТРАСЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………..6
1.1 Организация и содержание медико-социальной работы в России……...…6
1.2 Организация и содержание медико-социальной работы за рубежом…………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2.ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ИНВАЛИДАМИ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА…………………….17
2.1 Структура социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов в г. Междуреченске…………………………………………………………….….20
2.2 Специфика работы специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому…………………………………………21
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ – «СТАЦИОНАРНЫЙ» МЕТОД УХОДА ЗА ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫМ ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ИНВАЛИДАМИ………………………………………………………………...31
3.1 Организация эксперимента и методы исследования в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому……………………………………………………………………………….31
3.2 Обсуждение результатов эксперимента по внедрению модели «стационарного» ухода на дому………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы………………………………………
Описание работы второй группы
Характеристика (Группы – 2), которая работала по модели «стационарного» ухода на дому.
Состав группы: 20 клиентов (6 мужчин, 14 женщин), 4 социальных работника, 2 медицинские сестры.
Возраст клиентов:
55–59 – 3 чел. 70-74 – 5 чел.
60- 64 – 3 чел. 75-79 – 5 чел.
65- 69 – 3 чел. 80-89 – 3 чел
Структура заболеваемости клиентов второй группы
ОНМК (с осложнениями в виде гемипарезов 2-3 степени) – 3 чел.
Рассеянный склероз (парез нижних конечностей)– 2 чел.
Перелом шейки бедра (наложен гипсовый «сапожок») – 2 чел.
ЗССС (тяжелое течение, декомпенсация, пролежни) – 2 чел.
Заболевание опорно-двигательного аппарата (ДОА, НФС 3-4) – 5 чел.
Онкозаболевания (4 стадия) – 6 чел.
Клиенты второй группы, так же страдают тяжелыми формами заболеваний. Десять больных, с помощью вспомогательных средств, с трудом передвигаются по квартире. Пять больных могут садиться на кровати с посторонней помощью и выполнять некоторые процедуры по самообслуживанию. Три клиента по состоянию здоровья совсем не поднимаются с кровати, нуждаются в постоянном постороннем уходе. Два человека нуждаются в паллиативной помощи на дому.
Состав, качественные характеристики и условия функционирования клиентов данной группы примерно одинаковы с клиентами контрольной группы.
Так как в настоящее время достаточная медико-социальная помощь обеспечивается только в стационарных условиях, в работе второй группы был применен новый комплексный подход, «стационарного» ухода и реабилитации тяжело больных пожилых людей и инвалидов на дому.
Путем конкретизации элементов услуг, были изменены функциональные обязанности четырех социальных работников и двух медицинских сестер.
Два соцработника, были представлены как хозяйственники, т.е. выполняли услуги только в пределах квартиры.
Третий соцработник, был представлен как доставщик, т.е. выполнял услуги связанные с доставкой любых видов заказов клиентов.
Четвертый соцработник, был представлен как финансист, но в его обязанности входила не только оплата коммунальных услуг, но и решение проблемных вопросов клиентов с различными службами, с предприятиями. Работа проводилась с организациями, где прежде трудились пенсионеры. Оформление различных документов, оформление материальной помощи, привлечение волонтеров, спонсоров, для оказания помощи нуждающимся лицам пожилого возраста, инвалидам, так же являлось функциональной обязанностью доставщика.
Одна медицинская сестра выполняла все медицинские процедуры с учетом рекомендаций участкового врача (инъекции, перевязки, и др.).
Вторая медсестра была представлена как реабилитолог.
Шестая функциональная группа санитарка, необходима для дополнительного ухода за лежачими больными. Для оказания санитарно-гигиенических услуг привлекались добровольцы.
С разделением функциональных обязанностей, у социального работника появились дополнительные резервы рабочего времени, что позволило предоставлять не только бытовые, но и реабилитационные услуги.
Во всех функциональных группах применялся метод планирования услуг. Целью планирования ухода является поиск оптимальных способов удовлетворения потребностей клиента с учетом индивидуального подхода и максимального сохранения достоинства пользователя услуг.
Планирование мероприятий по уходу начинается с определения оценки физического состояния и жизнедеятельности клиента. Основой оценки физических функций является оценка способности к передвижению и самообслуживанию. В повседневной жизни человека должны присутствовать 3 сферы деятельности;
- самообслуживание,
- продуктивная деятельность,
- досуг.
На рисунке 4, представлена диаграмма, на начало проведения эксперимента.
1. Снижение функций на 50-70% - 6 чел.
2. Снижение функций на 70 -85% - 5 чел.
3. Снижение функций на 85-100 % - 3чел.
4.Палиативный уход – 2 чел.
Рис.4. Диаграмма способностей клиентов к самообслуживанию, передвижению
После оценки физических и двигательных функций определяется, в каких услугах нуждается клиент, а так же его потребность во вспомогательных средствах адаптации.
В план ухода включаются услуги федерального перечня гарантированных услуг, дополнительные услуги, а так же мероприятия по восстановлению функций самообслуживания.
Таким образом, клиенты получали услуги по утвержденному плану ухода. При необходимости в план вносились корректировки.
Так же использовался метод повременного учета, что позволило индивидуализировать нуждаемость клиента в услугах, определить четкие временные границы, предоставлять своевременно необходимые услуги на дому.
Метод повременной оценки нуждаемости и обеспечение социального обслуживания предусматривает следующие этапы.
1 этап. Определение и детализация
социальных услуг для
2 этап. Оценка каждой услуги для определения затрат времени на каждую из них. Оценка проводилась на основании хронометражных замеров.
3 этап. Оценка нуждаемости клиента в конкретных услугах, в спределении времени (часы, минуты) необходимом для удовлетворения потребностей.
4 этап. Оценка нуждаемости в кратности (частоте) посещений клиента (в день, неделю, месяц).
5 этап. Определение нагрузки на
каждого участника
Таблица 6
Определение нагрузки и временных затрат в функциональных группах
№ п/п |
Функциональнальная Группа (из расчета на одного работника) |
Количество клиентов |
Резервное время (в минутах) |
Временные затраты на реабилитационные услуги |
1 |
Хозяйственник |
10 |
562,0 |
56 |
2 |
Доставщик |
20 |
120,0 |
6 |
3 |
Финансист |
20 |
180,0 |
9 |
4 |
Медицинская сестра |
20 |
0 |
0 |
5 |
Реабилитолог |
20 |
480,0 |
96 |
6 |
Санитарка |
5 |
0 |
0 |
7 |
Психолог |
40 |
480,0 |
45 |
Таким образом, на основе анализа затрат рабочего времени, из Таблицы 7 видно, на сколько высвободилось время социального работника и медицинской сестры, за счет разделения функциональных обязанностей. В результате появления «резервного» времени, у хозяйственника появилась возможность помимо услуг бытового плана, предоставлять и реабилитационные услуги социально-бытового характера.
Проанализировав потребности: в социальном обслуживании, в кратности посещений, в особенностях ухода, в необходимой реабилитации, был разработан общий план посещений немобильных больных на дому.
График обслуживания и план ухода фиксировались в таблице (см. Приложение 5), где отражалась вся деятельность работника (время нахождения у клиента, кратность посещений в день, перечень выполняемых услуг). По ней можно легко определить ежедневную загруженность социального работника и медицинской сестры, фиксировать фактическое количество оказанных услуг.
Таблица 7
Кратность посещений клиентов на дому
№ п/п |
Снижение функций жизнедеятель- ности |
Посещение медсестра |
Посещение Реабилитолог (1 раз в день) |
Посещение доставщик (1раз в день) |
Посещение хозяйствен- ник (1 раз в день) |
Посещение Финансист(1 раз в день) |
посещение санитарка |
1. |
50-70% |
3 раза в неделю, 1 раз в день |
5 раз в неделю |
2 раза в неделю |
3 раза в неделю |
2 раза в неделю |
-- |
2. |
70-85% |
3-4 раза в неделю, 1 раз в день |
5 раз в неделю |
3 раза в неделю |
4 раза в неделю |
2 раза в неделю |
-- |
3. |
85-100% |
5 раз в неделю, 1-2 раза в день |
3 раза в неделю |
3 раза в неделю |
5 раз в неделю |
1 раз в неделю |
Ежедневно (2раза в день) |
4. |
Паллиативный уход |
5 раз в неделю, 1 раз в день |
- |
3 раза в неделю |
5 раз в неделю |
1 раз в неделю |
Ежедневно (2раза в день) |
Из Таблицы 7, мы видим, что разрешилась главная проблема одинокого пожилого человека, он перестал быть зависимым от одного социального работника. Так же появилась возможность посещать больных, нуждающихся в постоянном постороннем уходе 3-4 раза в день. Привлеченные добровольцы навещают эту группу больных в выходные и праздничные дни 1-2 раза в день.
Изменение функциональных обязанностей, проведение с пожилыми людьми различных реабилитационных мероприятий, сделало работу социального работника более интересной. Анализ анкетирования (см. Приложение ), показал, у всех сотрудников учувствовавших в эксперименте снизился психологический дискомфорт, возросла мотивация к трудовой деятельности
Описание работы реабилитолога.
В функциональные обязанности реабилитолога входило проведение реабилитационных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей пожилых людей и состояния здоровья.
В начале работы был проведен анализ физического и психоэмоционального состояния клиентов. Учитывая, что у всех клиентов значительное ограничение жизнедеятельности, низкий уровень компенсаторных возможностей, зачастую, отсутствие социальных контактов, было выбрано направление реабилитационных мероприятий.
Мероприятия были направлены:
- на адаптацию пожилых людей к условиям функционирования в социуме, с учетом наличия у них патологии и ограничений в повседневной жизни;
- на развитие у реабилитантов
компенсаторных способностей
- на приобретение или
- на снятие психологических симптомов;
- на снижение уровня
Далее была проведена диагностика клиентов и выделены четыре подгруппы (учитывая тот факт, что реабилитация проводилась на дому). Реабилитолог разработал реабилитационную карту клиента. Совместно с участковым врачом была разработана индивидуальная программа реабилитации (ИПР), для каждого клиента. Так как реабилитантами являлись пожилые больные люди с ограниченными возможностями, В ИПР были включены: медицинская реабилитация, бытовая адаптация, психологическая реабилитация, социальная реабилитация.
Мероприятия по медицинской реабилитации проводила медицинская сестра, они заключались в проведении медицинских процедур, что способствовало замедлению прогрессирования заболевания, в некоторых случаях улучшению общего самочувствия больных.
В проведении реабилитационных мероприятий не маловажную роль играет бытовая адаптация, это обучение больного человека с ограниченными возможностями самообслуживанию, жизни в быту и обеспечению его средствами реабилитации. Занятия по бытовой реабилитации следует начинать как можно раньше, так как ее основная цель – устранение беспомощности больного.