Оценка эффективности социальной помощи семье и детям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является уточнение критериев эффективности и оценка деятельности социальных учреждений, работающих с семьей и детьми в республике Карелия.
Задачи:
1. Выяснить основные социальные проблемы современных семей;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу работы с семьей и детьми;
3. Рассмотреть структуру сети учреждений социальной помощи семье и детям в Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 11
1.1. Теоретические основы изучения социальной помощи семье 11
1.2. Основные характеристики современной семьи 19
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ 27
2.1. Нормативно-правовые основы социальной работы с семьей 27
2.2. Учреждения социальной помощи семье и детям 32
2.2. Основные технологии работы с семьей и детьми 40
ГЛАВА III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ 49
3.1. Подходы к оценке эффективности социальной помощи семье и детям 49
3.2. Эмпирическое исследование «Эффективность деятельности учреждений социальной помощи семьи и детям Республики Карелия» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69

Файлы: 1 файл

Социальная работа с семьей и детьми.doc

— 478.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ПетрГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ И  СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

ОЦЕНКА  ЭФФЕКТИВНОСТИ

СОЦИАЛЬНОЙ  ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

(НА  ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

студентки IV курса

очной формы обучения

Щёкиной Ирины Викторовны

__________________________              

                                (подпись)

«___»___________________2013 г.

 

Научный руководитель:

ст. преподаватель Михельсон Р.Ф.

 __________________________

                                   (подпись) 

«___»___________________2013 г.

 

Рецензент:

 

__________________________

                                 (подпись)

«___»___________________2013 г.

Допустить к защите

 

зав. кафедрой социальной работы

к.с.н., ст. преподаватель Петровская Ю. А.,

________________________

                (подпись)                     

«___»_______________2013 г.

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многие ученые характеризуют современное общество как  трансформирующееся. Сегодня изменениям подвергаются все сферы общественной жизни, что оказывает влияние на социальное благополучие большинства групп населения, в числе которых находятся и семьи, имеющие несовершеннолетних детей. Проблемы семьи касаются каждого человека. Они затрагивают практически все  социальные и возрастные группы общества – детей, подростков, молодежь, взрослых, пенсионеров, безработных и занятых в производстве и т.д. Состояние семьи и процессы, которые влияют на ее функционирование, не могут не волновать общество и государство, так как устойчивость этого социального института напрямую связана с социальной безопасностью и перспективами национального развития.

Оценивая масштабы проблем семьи и детей в  республике Карелия, необходимо обратиться к следующим статистическим данным. По данным социальных паспортов органов местного самоуправления, на территории республики Карелия проживает 77996 семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет1. На данный момент  1170 семей находятся в социально опасном положении, а 25998 семей -  в трудной жизненной ситуации2.

Получателями  ежемесячных пособий на детей  из семей со среднедушевым совокупным доходом ниже величины прожиточного минимума в первом полугодии 2012 года стала 18681 семья, или 23,5%  от общего количества семей.

В 2011 году в Республике Карелия лишено родительских прав 456 родителей, в том числе 89 в возрасте до 30 лет (2010 год – 475 родителей, в  том числе 92 в возрасте до 30 лет). Надо отметить, что данный показатель остается высоким на протяжении последних пяти лет.

На конец 2011 года в республике зарегистрировано 3150 безработных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов (2010 год – 3430 человек), что составляет 37,9% от общей численности безработных граждан. Из них 170 человек – это одинокие родители (2010 год – 160 человек), 100 человек, как и в 2010 году, – многодетные родители.

Анализируя  представленные статистические данные, ситуация семей с несовершеннолетними  детьми в республике Карелия видится  как «стабильно тяжелая». Основные показатели проблем, если не увеличиваются, то остаются на прежнем, высоком уровне, или же незначительно уменьшаются. Практически каждая третья семья в республике находится в трудной жизненной ситуации. Поэтому повышение качества помощи семье и детям становится одной из наиболее актуальных и значимых для общественного развития задач. В этом контексте наличие достаточного количества учреждений социальной помощи семье и детям вызывает вопрос об их эффективности. Здесь возникает еще одна проблема - оценки эффективности всей социальной помощи семье и детям, и разработки критериев, по которым можно ее оценить. Разработать универсальную систему критериев и показателей для оценки работы со всеми категориями населения не представляется возможным, так как необходимо учитывать особенности каждой группы населения и специфику работы с ними. Однако существующие критерии оценки, представленные в Государственных стандартах3 и исследовательских работах4, не соответствуют друг другу и, следовательно, требуют уточнения. 

Таким образом, проблема социальной помощи семье и детям  является актуальной и важной в современном  обществе.

Проблемная ситуация, обуславливающая необходимость проведения исследования может быть описана через следующие противоречия:

    • Между немалым количеством социальных служб помощи семье и детям и не снижающимся количеством семей, нуждающихся в помощи;
    • Между необходимостью наличия четких критериев оценки деятельности социальных служб, оказывающих помощь семье и детям и недостаточной степенью их разработанности;
    • Между пониманием критериев эффективности исследователями-теоретиками и управленцами-практиками;
    • Между сложностью и актуальностью проблемы оценки эффективности в социальной работе и недостаточной ее изученностью;

Объект исследования: социальная помощь семье и детям

Предмет исследования: эффективность социальной работы с семьей и детьми

Целью работы является уточнение критериев эффективности и оценка деятельности социальных учреждений, работающих с семьей и детьми в республике Карелия.

Задачи:

  1. Выяснить основные социальные проблемы современных семей;
  2. Проанализировать нормативно-правовую базу работы с семьей и детьми;
  3. Рассмотреть структуру сети учреждений социальной помощи семье и детям в Российской Федерации;
  4. Рассмотреть основные технологии социальной помощи семье и детям;
  5. Выяснить механизм оценки эффективности социальной помощи семье и детям;
  6. Уточнить основные критерии оценки социальной помощи семье и детям;
  7. Оценить деятельность учреждений помощи семье и детям в Республике Карелия;

Гипотеза: недостаточно эффективная работа служб, оказывающих социальную помощь семье и детям, способствует отсутствию положительной динамики в количестве семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Данная гипотеза-основание предполагает наличие и доказательство гипотез-следствий:

    • Факторы, негативно влияющие на эффективность работы социальных служб помощи семье и детям, преобладают над позитивными факторами;
    • У специалистов, работающих в системе социальной работы с семьей и детьми, низкая мотивация к полноценному труду;
    • Степень межведомственного взаимодействия и координации в системе оказания помощи семье и детям низкая;
    • Оценка эффективности работы производится достаточно формально и не всегда отражает реальное положение дел в организациях.

Теоретико-методологическая основа работы. Современная социология семьи представлена различными направлениями, с помощью которых происходит изучение семейной проблематики. Семья изучается как система, малая группа и социальный институт. Внимание семье как системе уделяется с точки зрения системного подхода, теорий функционализма. Семья как малая группа и социальный институт рассматривается с позиций конфликтологического подхода, поведенческих теорий, теорий социального капитала, девиантного поведения. В данной работе за основу принимается теория структурного функционализма Т.Парсонса, так как видится наиболее логичным изучение с ее помощью не только характеристик семьи, но и проблематики развития социальных служб.

Основные  понятия и определения:

Семья — это «основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу».5

Трудная жизненная ситуация – «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность граждан (инвалидность, неспособность к самообслуживанию  в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, и т.д.)».6

Семья, находящаяся в социально-опасном  положении – «семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию и обучению и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними»7.

Социальные технологии — это «система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов». 8

Технология социальной работы — это «одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».9

Качество услуги - степень соответствия полезных свойств услуги потребностям и предпочтениям потребителей и включает следующие параметры: полнота предоставления в соответствии с требованиями (стандартами); доступность; своевременность; эффективность и результативность предоставления услуги10.

Эффективность услуги – «степень успешности деятельности по достижению цели с наибольшей экономией затрат, т.е. до какой степени услуга способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед клиентами проблем с наименьшими затратами ресурсов разного рода».11

Понятие результативности  включает такие параметры как: «степень решения материальных или финансовых проблем клиента, оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги; степень улучшения эмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги, оцениваемая косвенным методом, при участии клиента в оценке качества услуги».12

Критерий – это «признак, который показывает степень эффективности и включает как количественные, так и качественные показатели, раскрывающие его содержание».13

Степень научной разработанности проблемы. На сегодняшний день проведено немалое количество исследований, посвященных семейной проблематике. Говоря о фундаментальных исследованиях по социологии семьи, среди отечественных ученых  необходимо вспомнить М.С. Мацковского14, А.И. Антонова15, В.М. Медкова16, А.Г. Харчева, работы которых стали очень полезными для нашего исследования. В них изложены различные аспекты теории, методики и методологии социологии семьи.

Социологические исследования проблем семьи представлены в работах Т.И. Шульги17, С.И. Голода18, Т.А. Гурко19, Т.В. Свадьбиной20, Е.М. Черняк21

В работах  Т.И. Шульги22 также отражено современное состояние семьи, дано определение и характеристики неблагополучных семей,  методы и формы работы специалистов с ними.

Интересные  подходы представлены у Д.А. Мустаевой23 и М.А. Пахмутовой24, которые в своих исследованиях подробно рассматривают проблемы  современной семьи и пути их решения.

Проблемы оценки эффективности социальной помощи наиболее подробно описаны у П.В. Романова25, Е.Р. Ярской-Смирновой26, Е.Ю. Мещаниновой27, Е.И. Холостовой28, А.С. Сорвиной29. В фокусе их внимания понятие оценки эффективности, разработка критериев и показателей, анализ методов оценивания. Работы этих ученых стали важнейшим источником информации для данной курсовой работы.

Нормативно-правовой базой работы послужили различные  законодательные акты, такие как ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»30, ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»31, ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»32, ФЗ РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»33. В работе также отражены некоторые положения Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52881-200734 и ГОСТ Р 52496 – 2005 «Контроль качества социальных услуг: основные положения»35. Все это дает возможность рассмотреть совокупность гарантированных государством мер социальной поддержки семей и детей.

Для решения  поставленных задач и достижения цели работы использовались следующие  методы исследования:

      • анализ теоретической базы;
      • содержательный анализ документов;
      • опросные методы;
        • анкетирование;
        • глубинное интервью;
        • экспертный опрос;
        • стандартизированное телефонное интервью;

Информация о работе Оценка эффективности социальной помощи семье и детям