Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:45, курсовая работа
Целью работы является уточнение критериев эффективности и оценка деятельности социальных учреждений, работающих с семьей и детьми в республике Карелия.
Задачи:
1. Выяснить основные социальные проблемы современных семей;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу работы с семьей и детьми;
3. Рассмотреть структуру сети учреждений социальной помощи семье и детям в Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 11
1.1. Теоретические основы изучения социальной помощи семье 11
1.2. Основные характеристики современной семьи 19
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ 27
2.1. Нормативно-правовые основы социальной работы с семьей 27
2.2. Учреждения социальной помощи семье и детям 32
2.2. Основные технологии работы с семьей и детьми 40
ГЛАВА III. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ 49
3.1. Подходы к оценке эффективности социальной помощи семье и детям 49
3.2. Эмпирическое исследование «Эффективность деятельности учреждений социальной помощи семьи и детям Республики Карелия» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
Если подход М. Вебера видится более подходящим для рассмотрения внутрисемейных проблем, то модели поведения, разработанные Ю. Хабермасом интересны для осмысления деятельности социальных служб.
Службам социальной помощи для наиболее эффективной работы с семьей необходимо действовать согласованно, ориентируясь при этом на общую глобальную цель – оказание помощи семье и детям, то есть, используя при этом модель коммуникативного действия. Нельзя оставить без внимания и роль самих клиентов в оказании им помощи, их действия должны быть так же взаимосвязаны с действиями специалистов, от этого напрямую зависит результат общей работы с семьей.
В качестве основной теории, с помощью которой можно объяснить работу социальных служб с семьей и детьми, берется структурный функционализм Т. Парсонса43. Он разработал модель общей «системы действия», состоящей, в свою очередь из 4 систем: поведенческий организм, система личности, социальная система и система культуры. Т. Парсонс также пишет о том, что существуют 4 независимые функции, от которых зависит существование всех систем в обществе. В литературе эти функции называются «схема AGIL», по первым буквам названия каждой из них: адаптация (А), целедостижение (G), интеграция (I) и латентность, или поддержание ценностного образца(L). Таким образом, система, для того чтобы выжить, должна выполнять следующие четыре функции44.
Далее, в своих работах Т. Парсонс рассматривает указанные ранее 4 системы через призму «схемы AGIL». Он пишет, что поведенческий организм — это система действия, которая выполняет функцию адаптации, приспосабливаясь к внешнему миру и изменяя его, система личности соответствует функции целедостижения, определяет цели системы и необходимые для их реализации ресурсы, социальная система выполняет функцию интеграции, контролируя все остальные элементы системы действия, система культуры выполняет функцию поддержания ценностного образца, предоставляя те общественные нормы и ценности, которые побуждают агентов системы к действию.
Под социальной системой, выполняющей функцию контроля и интеграции Т. Парсонс понимает «систему, состоящую из множества индивидуальных акторов, взаимодействующих друг с другом в ситуации, имеющей, по крайней мере, физический аспект и аспект внешней среды; акторов, которые мотивированы согласно тенденции к «оптимизации удовольствия» и чье отношение к обстоятельствам (и друг к другу в том числе) определяется и осуществляется в соответствии с системой структурированных культурой коллективных символов»45.
В качестве базовой единицы социальной системы он использовал статусно-ролевой комплекс, где статус относится к структурной позиции в социальной системе, а роль – это то, что человек делает, занимая данную позицию, рассматриваемую в контексте ее функциональной значимости для системы в целом. Актор же рассматривается как некий набор статусов и ролей, вне зависимости от его личностных характеристик.
Данный теоретический
подход видится интересным с двух
позиций. Во-первых, с его помощью
можно изучить семью как
Рассматривая семью как один из видов социальных систем, необходимо указать, что она, как и все подобные системы, обладает набором из 4 функций, представленных в «схеме AGIL». Таким образом, функция адаптации реализуется в том, что семья, как и любая социальная система, адаптируется к изменениям как внутреннего, так и внешнего порядка и, в свою очередь, преобразует внешнюю среду под свои потребности. Функция достижения цели свидетельствует о том, что семейная система определяет и достигает поставленные цели. Эта функция обеспечивает способность семьи развиваться и существовать самостоятельно, без поддержки со стороны внешних систем. Функция интеграции, выполнение которой обеспечивают взаимодействия членов семьи друг с другом и с окружающими системами, связывает все свои компоненты и функции между собой в общую целостную систему. Важно отметить, что для выполнения данной функции значение имеют только позитивные взаимодействия. Последняя функция — удержание образца. При всей изменчивости социального явления для его самосохранения и устойчивости необходима способность удерживать и передавать образцы поведения, культурные принципы и ценности. Эта функция делает семью агентом передачи культурной традиции, обычаев от поколения к поколению, обеспечивая их преемственность. Семья как социальная система должна быть так организована, чтобы совмещаться с другими системами. В классификационной схеме Т. Парсонса одно из первых мест занимают система родства, контроль сексуальных отношений и социализация.
С помощью указанной теории, на наш взгляд, логично изучать деятельность современных социальных служб. Если рассматривать социальную помощь семье и детям как систему действия в целом, то в этом случае под системой культуры будут пониматься нормы и ценности современного общества, в рамках которых действуют социальные службы. Социальная система будет представлена тем обществом и отношениями между акторами-индивидами, среди которых функционируют данные службы. К ней же относятся два основных для рассматриваемой службы вида акторов – специалисты служб и клиенты, взаимодействующие в рамках данного общества, культурных норм и ценностей, где статус акторов-специалистов изначально выше статуса клиентов, но их задача специалистов состоит в том, чтобы клиенты стали самостоятельными акторами, то есть в уравнивании этих статусов. Специалист в данной системе исполняет роль наставника, и клиент – роль наставляемого. Однако в этой системе есть еще один вид взаимодействия, специалист – специалист и клиент - клиент. Здесь можно говорить о межведомственном взаимодействии и межличностном общении, что также влияет на эффективность социальной работы. Следовательно, основным звеном системы личности можно назвать руководителей служб и специалистов, а поведенческий организм будет представлен клиентами, нуждающимися в помощи.
Так как все эти компоненты представляют собой единую систему, все они должны выполнять определенные функции, заданные системой, только тогда их взаимодействие будет продуктивным, а система сможет нормально функционировать.
Таким образом, необходимо отметить, что при всем многообразии теоретических подходов к осмыслению семейных проблем и социальной работы с семьей, нельзя выявить одну универсальную теорию. Так, в рамках нашей работы для изучения основных характеристик и проблем семьи интересны теории девиантного поведения, в частности теория аномии Р. Мертона и теория социально-экономического неравенства Я.И. Гилинского, теория социального капитала, и теория социального действия М. Вебера. При рассмотрении социальной службы как основного субъекта работы с семьей интересными видятся подходы Ю. Хабермаса и Т. Парсонса.
Для каждого человека семья – не только малая группа, в которой он обитает до совершеннолетия, а важнейшая часть его жизни. В семье закладываются все основы жизнедеятельности и поведения, происходит первичная социализация ребенка. Это имеет большое значение, как на уровне конкретной личности, так и на уровне общества в целом.
В научной литературе
существует множество определений
понятия семьи. В Большой Советской
Энциклопедии семья рассматривается
как «основанная на браке или
кровном родстве малая группа,
члены которой связаны
Е.И. Холостова говорит
о том, что «семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая
форма взаимоотношений между людьми, в
рамках которого осуществляется основная
часть их повседневной жизни: сексуальные
отношения, деторождение, первичная социализация
детей, значительная часть бытового ухода,
образовательного и медицинского обслуживания,
особенно по отношению к детям и лицам
пожилого возраста»48. Так же она считает, что семья – это
«сильнейший источник эмоциональных реакций,
в благоприятном случае обеспечивающий
человеку поддержку, принятие, рекреацию»49.
Таким образом, в литературе семья рассматривается
с 3-х позиций: как система, малая группа
и социальный институт.
В современных источниках не существует определенной классификации семейных функций. Исходя из приведенных определений, выделяют специфические и неспецифические функции семьи50.
К специфическим относятся функции:
Неспецифические функции семьи включают в себя:
Функции семьи
тесно связаны с социально-
Семьи категории социального риска часто называют «неблагополучными». Однако определить это понятие довольно трудно, так как четких критериев семейного благополучия до сих пор не разработано. В нормативно-правовых актах за основу берется степень необходимости помощи семье в решении ее проблем, а под «неблагополучными» понимаются семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Исследователи, в свою очередь, вкладывают в понимание данного термина в первую очередь, отсутствие «блага» для ребенка, то есть неудовлетворение его потребностей, как базовых физических, так и потребности в любви, уважении, заботе. Зачастую под неблагополучной семьей также понимаются семья группы риска. Риски в таких семьях рассматриваются с двух позиций. Во-первых, это опасность для общества в целом. Подобные семьи несут в себе деструктивные ценности и функции, что ставит под угрозу нормальное функционирование семьи, как социального института. Во-вторых, это риск для личности, как ребенка, который воспитывается в такой семье, так и для родителей. Для ребенка в этой семье существует риск даже для жизни, вследствие невыполнения его базовых жизненных потребностей. У таких детей, как правило, множество заболеваний, как врожденных, так и спровоцированных образом жизни родителей, высокая заболеваемость, пониженный иммунитет. Еще одной проблемой является то, что ребенок из семьи группы риска усваивает ценности и нормы, не характерные для общества и угрожающие ему, что в последующем мешает ему занять более высокое положение в социальной лестнице, провоцирует его на противоправные действия. Формируя свою семью, такой ребенок будет основываться на модели поведения своих родителей, изначально неверной, таким образом, порождая новую деструкцию.
Помимо детей, воспитывающихся в подобных семьях, подвержены риску и родители, так как в силу различных психологических, медицинских, экономических и иных причин, они не могут справиться с возникающими проблемами самостоятельно. Без своевременной помощи специалистов эти проблемы только усугубятся, что может привести к распаду семьи, а так же личностной и социальной деградации членов семьи.
Информация о работе Оценка эффективности социальной помощи семье и детям