Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение опыта Западно-Европейских стран в решении социально-трудовых проблем.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание социально-трудовых отношений.
2. Изучить опыт управления персоналом корпораций западноевропейских стран.
Введение………………………………………………………………3
1. Понятие социально-трудовых отношенияй……………………...5
2. Опыт западноевропейских стран ………………………………..8
3. Германский опыт решения социально-трудовых проблем…….11
4. Опыт Швеции решения социально-трудовых проблем………..13
5. Английский опыт решения социально-трудовых проблем…....14
6. Французский опыт решения социально-трудовых проблем…..20
Заключение…………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………….25
Приложение…………………………………………………………..26
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра управления персоналом
Опыт Западно-Европейских
Курсовая работа
Выполнила студентка УПП-Д-4-2
Морозова О. А.
Научный руководитель
Кириллов А. В.
Москва
2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие социально-трудовых отношенияй……………………...5
2. Опыт западноевропейских стран ………………………………..8
3. Германский опыт решения социально-трудовых проблем…….11
4. Опыт Швеции решения социально-
5. Английский опыт решения
6. Французский опыт решения
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Каждая страна по-своему уникальна, имеет только ей свойственные особенности. Опыт любой страны представляет несомненный интерес и может пригодиться при поиске путей к достижению высокоэффективного управления социальными процессами. Западноевропейский опыт интересен различными методами вознаграждений, мерами делегирования полномочий, организации производственной деятельности в соответствии с нормами стандарта ISO 9001:2000.
Практика стран Западной Европы доказывает, что рыночная экономика, если она по-настоящему эффективна, не может не быть социально ориентированной. Рынок, рыночные отношения должны служить лишь средством удовлетворения потребностей людей.
Несмотря на положительные
стороны опыта западноевропейск
Представление об особенностях решения социально-трудовых проблем в других странах позволяет критически оценивать отечественный опыт управления социальными процессами, в том числе и на микроуровне — непосредственно на предприятиях. А это дает возможность определить положительные и отрицательные аспекты социального развития российских организаций, оценить, что заслуживает поддержки, а что следует устранить.
Целью курсовой работы является рассмотрение опыта Западно-Европейских стран в решении социально-трудовых проблем.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание социально-трудовых отношений.
2. Изучить опыт управления персоналом корпораций западноевропейских стран.
Объектом курсового исследования является система управления персоналом в организациях западноевропейских стран, а предметом непосредственно опыт решения социально-трудовых проблем.
1. Понятие социально-трудовых отношенияй
Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимоотношения между работниками, работодателями и органами власти, обусловленные трудовой деятельностью и нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.1
Социально-трудовые отношения
характеризуют как социально-
Система социально-трудовых отношений имеет достаточно сложную структуру, которая в условиях рыночной экономики включает следующие элементы (рисунок 1).
Р И С У Н О К 1
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Одним из субъектов социально-трудовых отношений является наемный работник – гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, руководителем организации или отдельным лицом на проведение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными знаниями, квалификацией и т.д. На практике в качестве наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать как отдельные личности, так и группы работников, различающиеся по своему социальному, профессиональному, территориальному и другому положению, по направленности интересов, мотивации труда и многим другим признакам.
Защищают социально-трудовые интересы наемных работников профессиональные союзы – массовые организации, объединяющие наемных работников. Однако это не исключает возможность существования других организационных форм объединения наемных работников.
Работодатель-это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц.2 Работодатель может быть собственником средств производства или его полномочным представителем, например, руководитель организации, действующий по доверенности собственника.
Государство в системе социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, координатор и организатор регулирования этих отношений, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.
Уровень социально-трудовых отношений определяется свойствами социальной среды, в которой функционируют субъекты этих отношений, т.е. можно выделить индивидуальный и коллективный уровень, уровень отрасли, организации, рабочего места и др.
В качестве прав в сфере индивидуальных социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека: выбор профессии, занятость, охрана труда, ограничение рабочего времени, справедливое вознаграждение, права на отпуск, защиту интересов и свобод трудящихся.
Типы социально-трудовых
отношений характеризуют
Т А Б Л И Ц А 1
Характеристика основных принципов социально-трудовых отношений
Принципы социально-трудовых отношений |
Характеристика |
Коллективность |
Большинство СТО складываются в условиях коллективного труда работников на основе кооперации и специализации труда |
Патернализм |
Регламентация способов социально-трудовых отношений, условий и порядка их взаимодействия со стороны государства или руководства организации, выражающаяся в отеческой заботе о работнике |
Социальное партнерство |
Защита интересов субъектов социально-трудовых отношений и их самореализация в политике согласования взаимных приоритетов по социально-трудовым вопросам для обеспечения конструктивного взаимодействия |
Конкуренция |
Соперничество субъектов социально-трудовых отношений за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в социально-трудовой сфере |
Солидарность |
Взаимная ответственность |
Субсидиарность |
Стремление человека к личной ответственности за достижение своих осознанных целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем и коллективная ответственность за результаты труда |
Отсутствие дискриминации |
Произвольное, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений, в результате которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынке труда |
Бесконфликтность отношений |
Крайняя степень выражения противоречий интересов и целей субъектов в социально-трудовых отношениях, проявляющаяся в форме трудовых споров, забастовок, локаутов должна разрешаться профсоюзами и органами власти в условиях гражданского общества |
Для нормального функционирования система социально-трудовых отношений нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях (государственном, региональном, организации) на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления социально-трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная политика и т.д. На уровне организации регулирование социально-трудовых отношений осуществляется с помощью системы коллективных договоров, в рамках которых определяются согласованные позиции работников той или иной организации и их работодателей по решению важнейших вопросов условий и оплаты труда, социальных выплат и компенсаций, социального обеспечения и страхования и т.д. Многоуровневая система регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации представлена в приложении 1.
2. Опыт западноевропейских стран
Положение дел в социальной
сфере в большинстве стран
Западной Европы схоже с американским,
но имеются и существенные отличия.
Здесь более ощутимы
Практика стран Западной Европы доказывает, что рыночная экономика, если она по-настоящему эффективна, не может не быть социально ориентированной. Рынок, рыночные отношения должны служить лишь средством удовлетворения потребностей людей.
Другая сторона сугубо рыночной экономики заключается в том, что она не может сколь нибудь успешно функционировать без посредства государства, соответствующих институтов власти, действующих, разумеется, по правилам рынка и опирающихся на понимание и солидарность общества. Социальная политика в западноевропейских странах при всех различиях конкретных механизмов ее проведения так или иначе направлена на то, чтобы обеспечить гражданам равные стартовые возможности, страховать их от рисков лишиться достойного уровня жизни, регулировать доходы.
Практика Германии, Швеции и других европейских стран показывает, что социальная ориентированность рыночной экономики требует дополнения системой мероприятий, обеспечивающих партнерское сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объединенными, как правило, в ассоциации предпринимателей. Такое партнерство осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (фирм) и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения.
Специфическим видом
социального партнерства
Со временем социальное партнерство претерпело изменения, а в 70—80-х гг. проявился кризис сотрудничества при рассмотрении и решении социально-трудовых проблем. Однако после острых дискуссий, забастовок страсти поулеглись и начал утверждаться «новый консенсус». Подверглись пересмотру формы сотрудничества, в частности трипартизм. Это выразилось в ослаблении роли общенациональных и отраслевых соглашений, перемещении центра тяжести коллективных договоренностей на уровень предприятий. В трудовых отношениях возросло значение индивидуального контракта.
Естественно, основы социального партнерства сохраняются. «Быть социальным!» — это требование в западноевропейских странах и для государства, и для большинства предпринимателей остается незыблемым.
Определенным образом связан с социальным партнерством социальный аудит — распространенная в странах с устойчивой рыночной экономикой (например, во Франции) форма экспертизы проблем социального характера. Суть аудиторской проверки сводится к диагностике причин возникновения социальных проблем, ревизии условий социальной среды предприятия (фирмы) с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их воздействия.
Наверное, нельзя не замечать того факта, что опыт стран Западной Европы стал в последние годы предметом подражания в Венгрии, Польше, Чехии, Болгарии и некоторых других восточноевропейских странах. Испытав в постсоциалистическое время (на рубеже 80—90-х гг.) влияние радикального либерализма, а то и «шоковую терапию», давление сил, которые стремились к быстрому обогащению, приобретению во что бы то ни стало контроля над ответственностью и властью, эти страны предпочли затем социал-демократическую ориентацию. Речь не идет об отказе от глубоких рыночных реформ, но приоритет отдается тем социально-экономическим преобразованиям, которые не расходятся с интересами большинства населения.
Какие же практические формы принимают проявления социал-демократизма в названных странах?
Информация о работе Опыт Западно-Европейских стран решения социально-трудовых проблем