Опыт Западно-Европейских стран решения социально-трудовых проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение опыта Западно-Европейских стран в решении социально-трудовых проблем.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание социально-трудовых отношений.
2. Изучить опыт управления персоналом корпораций западноевропейских стран.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1. Понятие социально-трудовых отношенияй……………………...5
2. Опыт западноевропейских стран ………………………………..8
3. Германский опыт решения социально-трудовых проблем…….11
4. Опыт Швеции решения социально-трудовых проблем………..13
5. Английский опыт решения социально-трудовых проблем…....14
6. Французский опыт решения социально-трудовых проблем…..20
Заключение…………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………….25
Приложение…………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра управления персоналом

 

 

 

 

 

 

Опыт Западно-Европейских стран  решения социально-трудовых проблем

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка УПП-Д-4-2

Морозова О. А.

Научный руководитель

Кириллов А. В.

 

 

 

 

 

 

Москва

2008

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………3

1. Понятие социально-трудовых отношенияй……………………...5

2.  Опыт западноевропейских стран  ………………………………..8

3. Германский опыт решения социально-трудовых проблем…….11

4. Опыт Швеции решения социально-трудовых проблем………..13

5. Английский опыт решения социально-трудовых  проблем…....14

6. Французский опыт решения социально-трудовых  проблем…..20

Заключение…………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………….25

Приложение…………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Каждая страна по-своему уникальна, имеет только ей свойственные особенности. Опыт любой страны представляет несомненный интерес и может пригодиться при поиске путей к достижению высокоэффективного управления социальными процессами. Западноевропейский опыт интересен различными методами вознаграждений, мерами делегирования полномочий, организации производственной деятельности в соответствии с нормами стандарта ISO 9001:2000.

Практика стран Западной Европы доказывает, что рыночная экономика, если она по-настоящему эффективна, не может не быть социально ориентированной. Рынок, рыночные отношения должны служить лишь средством удовлетворения потребностей людей.

Несмотря на положительные  стороны опыта западноевропейских стран, социально-трудовые отношения в этих странах не избавлены от отрицательно воздействующих настроений. В частности, заметную печать на подходы к решению социальных проблем накладывают разногласия по экономическим, валютным, финансовым и иных вопросам между странами — участниками Совета Европы и Общего рынка; деятельность Североатлантического военного союза (НАТО), наличие в ряде стран американских баз и значительных контингентов вооруженных сил; нередкие забастовки и массовые протесты как индустриальных рабочих, так и владельцев крестьянских хозяйств во Франции, Бельгии, Португалии и некоторых других странах; подпольный бизнес, разгул мафиозных группировок, распространение наркотиков, порнографии, торговли «живым товаром» и т.п.; экстремистские движения, сепаратизм и связанные с ним террор (например, в Испании и Великобритании); эпизодические погромы, устраиваемые националистами в местах проживания иммигрантов и иностранных рабочих.

Представление об особенностях решения социально-трудовых проблем  в других странах позволяет критически оценивать отечественный опыт управления социальными процессами, в том числе и на микроуровне — непосредственно на предприятиях. А это дает возможность определить положительные и отрицательные аспекты социального развития российских организаций, оценить, что заслуживает поддержки, а что следует устранить.

Целью курсовой работы является рассмотрение опыта Западно-Европейских стран в решении социально-трудовых проблем.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть содержание социально-трудовых отношений.

2. Изучить опыт управления  персоналом  корпораций западноевропейских  стран.

Объектом курсового  исследования является система управления персоналом в организациях западноевропейских стран, а предметом непосредственно опыт решения социально-трудовых проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие социально-трудовых отношенияй

 

Социально-трудовые отношения  – это объективно существующие взаимоотношения  между работниками, работодателями и органами власти, обусловленные трудовой деятельностью и нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.1

Социально-трудовые отношения  характеризуют как социально-экономические  взаимосвязи и правовые отношения, отражающие проекцию фактических социально-трудовых отношений на институциональный, законодательный, нормотворческий уровень.

Система социально-трудовых отношений имеет достаточно сложную  структуру, которая в условиях рыночной экономики включает следующие элементы (рисунок 1).

 

Р И С У Н О  К   1

 

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Одним из субъектов социально-трудовых отношений является наемный работник – гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, руководителем организации или отдельным лицом на проведение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными знаниями, квалификацией и т.д. На практике в качестве наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать как отдельные личности, так и группы работников, различающиеся по своему социальному, профессиональному, территориальному и другому положению, по направленности интересов, мотивации труда и многим другим признакам.

Защищают социально-трудовые интересы наемных работников профессиональные союзы – массовые организации, объединяющие наемных работников. Однако это не исключает возможность существования других организационных форм объединения наемных работников.

Работодатель-это человек, работающий самостоятельно и постоянно  нанимающий для работы одного или многих лиц.2 Работодатель может быть собственником средств производства или его полномочным представителем, например, руководитель организации, действующий по доверенности собственника.

Государство в системе  социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, координатор и организатор регулирования этих отношений, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Уровень социально-трудовых отношений определяется свойствами социальной среды, в которой функционируют субъекты этих отношений, т.е. можно выделить индивидуальный и коллективный уровень, уровень отрасли, организации, рабочего места и др.

В качестве прав в сфере  индивидуальных социально-трудовых отношений  выступают различные стороны трудовой жизни человека: выбор профессии, занятость, охрана труда, ограничение рабочего времени, справедливое вознаграждение, права на отпуск, защиту интересов и свобод трудящихся.

Типы социально-трудовых отношений характеризуют социально-психологические, этические и правовые формы взаимоотношений субъектов в процессе трудовой деятельности. Основополагающую роль в формировании типов социально-трудовых отношений играет принцип обеспечения равенства прав и возможностей субъектов этих отношений. Реализация этого принципа в сочетании с принципом солидарности и равноправного партнерства или же с принципом «господства-подчинения» служит основой для различных типов социально-трудовых отношений, характеристики которых представлены в табл. 1.

 

Т А Б Л И Ц А   1

 

Характеристика основных принципов социально-трудовых отношений

Принципы социально-трудовых отношений

Характеристика

Коллективность

Большинство СТО складываются в  условиях коллективного труда работников на основе кооперации и специализации  труда

Патернализм

Регламентация способов социально-трудовых отношений, условий и порядка  их взаимодействия со стороны государства  или руководства организации, выражающаяся в отеческой заботе о работнике

Социальное партнерство

Защита интересов субъектов  социально-трудовых отношений и их самореализация в политике согласования взаимных приоритетов по социально-трудовым вопросам для обеспечения конструктивного взаимодействия

Конкуренция

Соперничество субъектов социально-трудовых отношений за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в социально-трудовой сфере

Солидарность

Взаимная ответственность людей, основанная на единодушии и общности их интересов, за перемены в системе  социально-трудовых отношений и  достижение соглашения в принятии общественно важных решений в социально-трудовой сфере

Субсидиарность

Стремление человека к личной ответственности  за достижение своих осознанных целей  и свои действия при решении социально-трудовых проблем и коллективная ответственность  за результаты труда

Отсутствие дискриминации

Произвольное, незаконное ограничение  прав субъектов социально-трудовых отношений, в результате которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынке труда

Бесконфликтность отношений

Крайняя степень выражения противоречий интересов и целей субъектов в социально-трудовых отношениях, проявляющаяся в форме трудовых споров, забастовок, локаутов должна разрешаться профсоюзами и органами власти в условиях гражданского общества


 

Для нормального функционирования система социально-трудовых отношений нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях (государственном, региональном, организации) на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления социально-трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная политика и т.д. На уровне организации регулирование социально-трудовых отношений осуществляется с помощью системы коллективных договоров, в рамках которых определяются согласованные позиции работников той или иной организации и их работодателей по решению важнейших вопросов условий и оплаты труда, социальных выплат и компенсаций, социального обеспечения и страхования и т.д. Многоуровневая система регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации представлена в приложении 1.

 

 

 

2. Опыт западноевропейских стран

 

 

Положение дел в социальной сфере в большинстве стран  Западной Европы схоже с американским, но имеются и существенные отличия. Здесь более ощутимы потрясения, происходящие в современном мире, острее выражается потребность в общем рынке и экономической интеграции государств, традиционно сильны рабочее движение, профсоюзы, позиции политических партий социал-демократической ориентации. В ряде стран (Австрия, Германия, Франция, Швеция и др.) после второй мировой войны сложилась система хозяйствования, которую именуют социальной рыночной экономикой. Ее характерные черты — свободно функционирующий рынок, активная регулирующая роль государства, высокая степень социальной защиты населения, неотъемлемой частью которой является система социального обеспечения и социальной поддержки.

Практика стран Западной Европы доказывает, что рыночная экономика, если она по-настоящему эффективна, не может не быть социально ориентированной. Рынок, рыночные отношения должны служить лишь средством удовлетворения потребностей людей.

Другая сторона сугубо рыночной экономики заключается  в том, что она не может сколь  нибудь успешно функционировать  без посредства государства, соответствующих институтов власти, действующих, разумеется, по правилам рынка и опирающихся на понимание и солидарность общества. Социальная политика в западноевропейских странах при всех различиях конкретных механизмов ее проведения так или иначе направлена на то, чтобы обеспечить гражданам равные стартовые возможности, страховать их от рисков лишиться достойного уровня жизни, регулировать доходы.

Практика Германии, Швеции и других европейских стран показывает, что социальная ориентированность  рыночной экономики требует дополнения системой мероприятий, обеспечивающих партнерское сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объединенными, как правило, в ассоциации предпринимателей. Такое партнерство осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (фирм) и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения.

Специфическим видом  социального партнерства является три-партизм (т.е. состоящий из трёх частей): к привычным партнерам — работникам и работодателям — присоединяются и представители государства, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Это сотрудничество может осуществляться как на постоянной основе, так и нерегулярно, лишь в случаях обострения социальной ситуации в отрасли, регионе или стране в целом. По такому принципу действовали в свое время, вплоть до 70-х гг., Национальный совет экономического развития в Великобритании, Социальный и экономический совет во Франции, Паритетная комиссия в Австрии и т.д.-

Со временем социальное партнерство претерпело изменения, а в 70—80-х гг. проявился кризис сотрудничества при рассмотрении и решении социально-трудовых проблем. Однако после острых дискуссий, забастовок страсти поулеглись и начал утверждаться «новый консенсус». Подверглись пересмотру формы сотрудничества, в частности трипартизм. Это выразилось в ослаблении роли общенациональных и отраслевых соглашений, перемещении центра тяжести коллективных договоренностей на уровень предприятий. В трудовых отношениях возросло значение индивидуального контракта.

Естественно, основы социального  партнерства сохраняются. «Быть  социальным!» — это требование в западноевропейских странах и для государства, и для большинства предпринимателей остается незыблемым.

Определенным образом  связан с социальным партнерством социальный аудит — распространенная в странах с устойчивой рыночной экономикой (например, во Франции) форма экспертизы проблем социального характера. Суть аудиторской проверки сводится к диагностике причин возникновения социальных проблем, ревизии условий социальной среды предприятия (фирмы) с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их воздействия.

Наверное, нельзя не замечать того факта, что опыт стран Западной Европы стал в последние годы предметом подражания в Венгрии, Польше, Чехии, Болгарии и некоторых других восточноевропейских странах. Испытав в постсоциалистическое время (на рубеже 80—90-х гг.) влияние радикального либерализма, а то и «шоковую терапию», давление сил, которые стремились к быстрому обогащению, приобретению во что бы то ни стало контроля над ответственностью и властью, эти страны предпочли затем социал-демократическую ориентацию. Речь не идет об отказе от глубоких рыночных реформ, но приоритет отдается тем социально-экономическим преобразованиям, которые не расходятся с интересами большинства населения.

Какие же практические формы  принимают проявления социал-демократизма в названных странах?

Информация о работе Опыт Западно-Европейских стран решения социально-трудовых проблем