Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обоснование технологии социальной поддержки безработных граждан.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить теоретические подходы к проблеме безработных;
Раскрыть понятие безработицы и обозначить правовой статус безработных;
Рассмотреть законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России;
Рассмотреть структуру Центра занятости и иных служб и выявить основные виды социальной поддержки безработных;
Описать и обосновать эффективные технологии социальной поддержки безработных граждан в Центрах занятости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....................3

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме безработных…………..
Проблема безработицы в РФ………………………………………9
Законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России………………………………..15

ГЛАВА 2. Проблемы эффективности деятельности служб занятости..20
2.1. Направления социальной поддержки безработных Центрами занятости …………….…..............………………………………………………26

ГЛАВА 3. Рекомендации по организации деятельности социальной поддержки безработных граждан…………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...45

Файлы: 1 файл

Лоцманов В. Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан.docx

— 81.77 Кб (Скачать файл)

Безработными не могут  быть признаны граждане:

- не достигшие 16-летнего  возраста, а также граждане, которым  назначена пенсия (кроме пенсионеров  по инвалидности III группы, поскольку  у них, хотя и не в полной  мере, сохраняется трудоспособность);

- отказавшиеся в течение  10 дней со дня обращения в  службу занятости от двух вариантов  подходящей работы (или от прохождения  профессиональной подготовки —  для впервые ищущих работу). Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды [8].

Проблему безработицы  усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

Анализ официальной статистики в сфере занятости показывает, что органы государственной власти игнорируют проблемы дискриминации. Имеющаяся  статистика отслеживает уровень  безработицы по признакам пола; возраста; семейного положения (при этом учитывается  факт состояния в браке, а не наличия  или отсутствия детей); инвалидности. Не находит отражения в официальной  статистике уровень безработицы  среди этнических и религиозных  меньшинств, беременных женщин и матерей  малолетних детей, беженцев, вынужденных  переселенцев, просителей убежища, лиц  без гражданства, иностранных граждан, лиц без регистрации по месту  жительства, лиц, состоящих в профсоюзах и являющихся профсоюзными активистами, освободившихся из мест лишения свободы.

Между тем, практически во всех регионах отмечается дискриминация  женщин, особенно в связи с беременностью  и наличием малолетних детей, инвалидов, пожилых людей. В анкетах, на собеседованиях одним из обязательных для женщин является вопрос о детях и их возрасте, в то время как мужчинам такой  вопрос не задается. Большинство вакансий имеют возрастной ценз, причем в  отношении женщин более строгий, чем для мужчин. Для мужчин он обычно составляет до 45 лет, в то время как для женщин до 35 лет. Нижний предел, как правило, устанавливается косвенно за счет требования наличия определенного опыта работы, что затрудняет трудоустройство для лиц, впервые ищущих работу. Отмечены случаи дискриминации по национальному признаку в отношении цыган, казахов, лиц других национальностей. Прием на работу инвалидов связан для работодателя с возникновением дополнительных обязанностей в части.

Дискриминация в связи  с занятием профсоюзной деятельностью  или принадлежностью к профсоюзам вообще является достаточно распространенной и проявляется в таких формах как: необоснованное увольнение; установление неравной оплаты (либо невыплата премий членам профсоюзов); препятствия в  продвижении по службе (в частности, отказ в направлении на обучение для повышения квалификации, необходимой  для продолжения работы); отказ  в переводе в реорганизуемые предприятия  вместе с остальными работниками (известны случаи, когда реорганизация или  реструктуризация проводится именно с  целью избавиться от работников, являющихся членами профсоюза, профсоюзных  активистов).

В России острая безработица  наблюдается в регионах двух типов.

Во-первых, это регионы  с высоким естественным приростом  населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкесия, Чечня, Агинский,  Бурятский АО и  т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных  отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом    80-х. К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл [16].

Развитие безработицы  в России на современном этапе  существенно отличается от общемировых  закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем  в 2 раза) уровень безработицы с  учетом незарегистрированных безработных  не превышает 10%. При этом уровень  безработицы в сельской местности  выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вынужденных  переселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других). Наблюдается рост длительности безработицы.

Примеры статистики роста  безработицы в России за последние  несколько лет таковы, что на первое ноября 2007 г. (официальные данные по Росстату) было около одного миллиона безработных, а реально безработных было 6,2 миллиона человек. В 2008 году – 5,3% от работоспособного населения, а официально – 1,2 миллиона человек. В 2009 году Росстат обнародовал статистику по безработице, по которой выходит, что ситуация с безработицей в Российской Федерации медленно, но начинает уменьшаться. В январе текущего года количество уволенных людей было меньше чем принятых. И это еще далеко не полная статистика безработицы в России, потому как большее число граждан просто не проходят регистрацию на биржах труда, также нет у нас и достоверной статистики от руководителей предприятий.

Но по свидетельству независимых  экспертов рынка труда, столь  радужные показатели являются результатом  выборной методики Росстатом. В середине октября 2010 года Министерство здравоохранения  и социального развития объявило, что число официально зарегистрированных безработных выросло на 1,4 % и достигло 2,26 млн. человек, тем самым превысив запланированный уровень безработицы [14].

Статистика не может в  полной мере отразить реальную картину  на рынке труда в России, как  отмечает директор департамента стратегического  анализа компании "ФБК" Игорь  Николаев. Самое главное нужно  обратить внимание на количество безработных  на одно рабочее место этот показатель растет уже почти два года.

Так, на 1 января 2009 года на одно вакантное место количество безработных  составляло 16 человек. А к октябрю, было до 20,2 человек. В январе 2010 года уже – 24,1 человек, то есть количество реальных вакансий для безработных  граждан стремительно сокращается, значит предприятия не нуждаются в новых сотрудниках, и у них нет никаких планов по развитию и выходу из кризиса. Из этого следует, что запланированное Правительством России расширение и модернизация промышленности не происходит, а поэтому происходит сокращение рабочих мест. О создании же новых рабочих мест не может быть и речи. Не смотря на общие, вдохновляющие показатели официальных властей, но продолжающуюся волну увольнений регистрируют даже в Росстате [18].

В начале кризиса в 2008 году значительное количество работодателей  старались уволить сотрудников  по сокращению штатов, то есть с дополнительными  выплатами, то в настоящее время  руководители увольняют своих сотрудников  по собственному желанию или как  модно сейчас по соглашению сторон.

Один из ведущих экспертов  в области социальной политики –  заместитель директора Института  мировой экономики и международных  отношений РАН Евгений Гонтмахер  отмечает, что ситуация с безработицей у нас ухудшается, поскольку ухудшается качество рынка труда вообще. Официальные  цифры по безработице у нас  небольшие. Но, к сожалению, поводов  для оптимизма нет. Главная проблема заключается в том, что уволенным с работы не удается найти новую работу и к великому сожалению им не удается найти работу в течение года.

Евгений Гонтмахер говорит, что это свидетельствует о  том, что быстро трудоустроить уволенных  не получается. При этом принудительные меры воздействия на руководителей  компаний, как это было в случае с Автовазом в Самарской области, когда Правительство почти год решало, стоит ли увольнять 30 тысяч рабочих или нет и тем самым было упущено время, что усложнило и до того сложную ситуацию. Когда бизнесу просто не дают увольнять рабочих, то бизнес не в состоянии оптимизировать свое производство, что в результате может привести к более масштабным последствиям.

По мнению аналитиков до настоящего времени уровень безработицы  удавалось искусственно сдерживать благодаря административному влиянию, ещё в конце 2008 года, когда начинался  кризис, все губернаторы получили негласное указание главы Правительства  России сдерживать показатель регистрируемой безработицы. Но 2009 год был последним, когда региональные власти имели  возможность искусственно сдерживать показатели безработицы, как отметил  Евгений Гонтмахер [20].

Сейчас же Правительству  России необходимо разработать конкретную программу ликвидации безработицы  и, это в первую очередь, необходимо выделить финансовые средства для поддержки  малого и среднего бизнеса и строительства  предприятий тяжелой, средней и  перерабатывающей промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России

 

Законодательной основой политики занятости является закон            «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы[4].

Политика занятости осуществляется государством на основе ежегодно принимаемой (соответственно развиваемой, дополняемой  и корректируемой) «Федеральной программы  содействия занятости населения  в Российской Федерации». В центре программы — защита от безработицы. Она охватывает как работающих, но находящихся под угрозой увольнения, так и безработных, зарегистрированных в органах федеральной государственной  службы занятости [13].

Согласно российскому  закону о занятости, государственная  политика занятости заключается  в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости  путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда [10].

В настоящее время по своей  организационной структуре система  органов Службы занятости имеет  иерархическое построение и включает несколько административных уровней:

    • Федеральная Служба по труду и занятости.
    • Территориальные органы Федеральной Службы по труду и занятости.
    • Центры занятости населения (2127 единиц).
    • Городские центры занятости населения.
    • Районные центры занятости населения.
    • Межрайонные центры занятости населения.
    • Объединенные центры.
    • Мобильные центры занятости.

 Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за:

- обеспечением государственных  гарантий в области занятости  населения;

- приемом на работу  инвалидов в пределах установленной  квоты (Указе Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» (март 1993 года),предполагающий установление  квоты по приему на работу инвалидов для предприятий, учреждений и организаций);

- регистрацией инвалидов  в качестве безработных;

- прохождением гражданами  альтернативной гражданской службы  и увольнением с нее;

- регистрирует граждан  в целях поиска подходящей  работы и безработных граждан;

Оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующие государственные  услуги:

- содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а  работодателям в подборе необходимых  работников;

- информирование о положении  на рынке труда;

- организация профессиональной  ориентации граждан в целях  выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального  обучения;

- психологическая поддержка;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации  безработных граждан;

- осуществление социальных  выплат гражданам, признанным  в установленном порядке безработными;

- организация проведения  оплачиваемых общественных работ  (порядок организации оплачиваемых  общественных работ и условия  участия в этих работах граждан  регламентируются «Положением об  организации общественных работ», утвержденным Постановлением Правительства  Российской Федерации от 14 июля 1997г. № 875 (в ред. от 12.11.1999г.);

- организация временного  трудоустройства граждан, особо  нуждающихся в социальной защите  и испытывающих трудности в  поиске работы;

- социальная адаптация  безработных граждан на рынке  труда;

- содействие самозанятости населения.

Порядок и условия оказания материальной и иной помощи безработным  гражданам и членам их семей определяются Приказом Федеральной службы занятости  Российской Федерации от 18.06.1993г. № 78 «Об оказании материальной помощи безработным и членам семей безработных, находящимся на их иждивении». Согласно приказу, материальная помощь оказывается  органами службы занятости в виде периодических (ежемесячных) либо единовременных (разовых) денежных выплат.

В механизме трудоустройства  безработных большое место занимает деятельность Государственной службы занятости.

Несмотря на попытки создать  частные биржи по трудоустройству, выступающие в качестве самостоятельных  посредников между безработными и работодателями, Государственная  служба занятости сохраняет ведущие  позиции в этой области. Частные  биржи могут лишь в некоторой  степени дополнять деятельность государственной службы, увеличивая гибкость процессов трудоустройства, их отзывчивость на индивидуальные запросы  безработных. И это закономерно, т. к. проблема трудоустройства объективно не поддается решению на основе только частных, разрозненных инициатив. Она требует выработки единой общественной позиции, единых ориентиров и приоритетов в рамках совместной политики занятости; общегосударственного механизма согласования подходов и практики, осуществляемой на различных уровнях, - местными органами власти, предприятиями и правительственными органами в масштабах страны.

Информация о работе Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан