Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа
Целью данной работы является обоснование технологии социальной поддержки безработных граждан.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить теоретические подходы к проблеме безработных;
Раскрыть понятие безработицы и обозначить правовой статус безработных;
Рассмотреть законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России;
Рассмотреть структуру Центра занятости и иных служб и выявить основные виды социальной поддержки безработных;
Описать и обосновать эффективные технологии социальной поддержки безработных граждан в Центрах занятости.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....................3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме безработных…………..
Проблема безработицы в РФ………………………………………9
Законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России………………………………..15
ГЛАВА 2. Проблемы эффективности деятельности служб занятости..20
2.1. Направления социальной поддержки безработных Центрами занятости …………….…..............………………………………………………26
ГЛАВА 3. Рекомендации по организации деятельности социальной поддержки безработных граждан…………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...45
Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым назначена пенсия (кроме пенсионеров по инвалидности III группы, поскольку у них, хотя и не в полной мере, сохраняется трудоспособность);
- отказавшиеся в течение
10 дней со дня обращения в
службу занятости от двух
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
Анализ официальной статистики
в сфере занятости показывает,
что органы государственной власти
игнорируют проблемы дискриминации. Имеющаяся
статистика отслеживает уровень
безработицы по признакам пола; возраста;
семейного положения (при этом учитывается
факт состояния в браке, а не наличия
или отсутствия детей); инвалидности.
Не находит отражения в
Между тем, практически во всех регионах отмечается дискриминация женщин, особенно в связи с беременностью и наличием малолетних детей, инвалидов, пожилых людей. В анкетах, на собеседованиях одним из обязательных для женщин является вопрос о детях и их возрасте, в то время как мужчинам такой вопрос не задается. Большинство вакансий имеют возрастной ценз, причем в отношении женщин более строгий, чем для мужчин. Для мужчин он обычно составляет до 45 лет, в то время как для женщин до 35 лет. Нижний предел, как правило, устанавливается косвенно за счет требования наличия определенного опыта работы, что затрудняет трудоустройство для лиц, впервые ищущих работу. Отмечены случаи дискриминации по национальному признаку в отношении цыган, казахов, лиц других национальностей. Прием на работу инвалидов связан для работодателя с возникновением дополнительных обязанностей в части.
Дискриминация в связи
с занятием профсоюзной деятельностью
или принадлежностью к
В России острая безработица наблюдается в регионах двух типов.
Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкесия, Чечня, Агинский, Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.
Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х. К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл [16].
Развитие безработицы
в России на современном этапе
существенно отличается от общемировых
закономерностей. При резком сокращении
объемов производства (более чем
в 2 раза) уровень безработицы с
учетом незарегистрированных безработных
не превышает 10%. При этом уровень
безработицы в сельской местности
выше, чем в городских поселениях.
В причинах безработицы существует
значительная региональная дифференциация.
Существенными оказались и
Примеры статистики роста безработицы в России за последние несколько лет таковы, что на первое ноября 2007 г. (официальные данные по Росстату) было около одного миллиона безработных, а реально безработных было 6,2 миллиона человек. В 2008 году – 5,3% от работоспособного населения, а официально – 1,2 миллиона человек. В 2009 году Росстат обнародовал статистику по безработице, по которой выходит, что ситуация с безработицей в Российской Федерации медленно, но начинает уменьшаться. В январе текущего года количество уволенных людей было меньше чем принятых. И это еще далеко не полная статистика безработицы в России, потому как большее число граждан просто не проходят регистрацию на биржах труда, также нет у нас и достоверной статистики от руководителей предприятий.
Но по свидетельству независимых экспертов рынка труда, столь радужные показатели являются результатом выборной методики Росстатом. В середине октября 2010 года Министерство здравоохранения и социального развития объявило, что число официально зарегистрированных безработных выросло на 1,4 % и достигло 2,26 млн. человек, тем самым превысив запланированный уровень безработицы [14].
Статистика не может в полной мере отразить реальную картину на рынке труда в России, как отмечает директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев. Самое главное нужно обратить внимание на количество безработных на одно рабочее место этот показатель растет уже почти два года.
Так, на 1 января 2009 года на одно вакантное место количество безработных составляло 16 человек. А к октябрю, было до 20,2 человек. В январе 2010 года уже – 24,1 человек, то есть количество реальных вакансий для безработных граждан стремительно сокращается, значит предприятия не нуждаются в новых сотрудниках, и у них нет никаких планов по развитию и выходу из кризиса. Из этого следует, что запланированное Правительством России расширение и модернизация промышленности не происходит, а поэтому происходит сокращение рабочих мест. О создании же новых рабочих мест не может быть и речи. Не смотря на общие, вдохновляющие показатели официальных властей, но продолжающуюся волну увольнений регистрируют даже в Росстате [18].
В начале кризиса в 2008 году значительное количество работодателей старались уволить сотрудников по сокращению штатов, то есть с дополнительными выплатами, то в настоящее время руководители увольняют своих сотрудников по собственному желанию или как модно сейчас по соглашению сторон.
Один из ведущих экспертов
в области социальной политики –
заместитель директора
Евгений Гонтмахер говорит, что это свидетельствует о том, что быстро трудоустроить уволенных не получается. При этом принудительные меры воздействия на руководителей компаний, как это было в случае с Автовазом в Самарской области, когда Правительство почти год решало, стоит ли увольнять 30 тысяч рабочих или нет и тем самым было упущено время, что усложнило и до того сложную ситуацию. Когда бизнесу просто не дают увольнять рабочих, то бизнес не в состоянии оптимизировать свое производство, что в результате может привести к более масштабным последствиям.
По мнению аналитиков до
настоящего времени уровень безработицы
удавалось искусственно сдерживать
благодаря административному
Сейчас же Правительству России необходимо разработать конкретную программу ликвидации безработицы и, это в первую очередь, необходимо выделить финансовые средства для поддержки малого и среднего бизнеса и строительства предприятий тяжелой, средней и перерабатывающей промышленности.
Законодательной
основой политики занятости является
закон
«О занятости населения в
Политика занятости
Согласно российскому
закону о занятости, государственная
политика занятости заключается
в содействии полной, продуктивной
и свободно избранной занятости
путём обеспечения
В настоящее время по своей
организационной структуре
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за:
- обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
- приемом на работу
инвалидов в пределах
- регистрацией инвалидов в качестве безработных;
- прохождением гражданами
альтернативной гражданской
- регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
Оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующие государственные услуги:
- содействие гражданам
в поиске подходящей работы, а
работодателям в подборе
- информирование о положении на рынке труда;
- организация профессиональной
ориентации граждан в целях
выбора сферы деятельности (профессии),
трудоустройства,
- психологическая поддержка;
- профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение
- осуществление социальных
выплат гражданам, признанным
в установленном порядке
- организация проведения
оплачиваемых общественных
- организация временного
трудоустройства граждан,
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости населения.
Порядок и условия оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей определяются Приказом Федеральной службы занятости Российской Федерации от 18.06.1993г. № 78 «Об оказании материальной помощи безработным и членам семей безработных, находящимся на их иждивении». Согласно приказу, материальная помощь оказывается органами службы занятости в виде периодических (ежемесячных) либо единовременных (разовых) денежных выплат.
В механизме трудоустройства
безработных большое место
Несмотря на попытки создать частные биржи по трудоустройству, выступающие в качестве самостоятельных посредников между безработными и работодателями, Государственная служба занятости сохраняет ведущие позиции в этой области. Частные биржи могут лишь в некоторой степени дополнять деятельность государственной службы, увеличивая гибкость процессов трудоустройства, их отзывчивость на индивидуальные запросы безработных. И это закономерно, т. к. проблема трудоустройства объективно не поддается решению на основе только частных, разрозненных инициатив. Она требует выработки единой общественной позиции, единых ориентиров и приоритетов в рамках совместной политики занятости; общегосударственного механизма согласования подходов и практики, осуществляемой на различных уровнях, - местными органами власти, предприятиями и правительственными органами в масштабах страны.
Информация о работе Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан