Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа
Целью данной работы является обоснование технологии социальной поддержки безработных граждан.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить теоретические подходы к проблеме безработных;
Раскрыть понятие безработицы и обозначить правовой статус безработных;
Рассмотреть законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России;
Рассмотреть структуру Центра занятости и иных служб и выявить основные виды социальной поддержки безработных;
Описать и обосновать эффективные технологии социальной поддержки безработных граждан в Центрах занятости.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....................3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме безработных…………..
Проблема безработицы в РФ………………………………………9
Законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России………………………………..15
ГЛАВА 2. Проблемы эффективности деятельности служб занятости..20
2.1. Направления социальной поддержки безработных Центрами занятости …………….…..............………………………………………………26
ГЛАВА 3. Рекомендации по организации деятельности социальной поддержки безработных граждан…………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...45
Подобное согласование достигается
разнообразными методами. Основной из
них – заключение специальных
соглашений между Государственной
службой занятости и
Биржи труда - это организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли- продажи рабочей силы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия безработными и за его утратой. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе: филантропические, общественные и государственные. Биржи труда, кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию бирж труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройства инвалидов. Биржи труда дают возможность обсудить условия приема на работу с кадровыми службами сразу нескольких фирм, получить информацию о вакансиях из банков данных Государственной службы занятости и Молодежной биржи труда, проконсультироваться со специалистами по многим вопросам.
Государственная биржа труда является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются биржей труда бесплатно.
Функции биржи труда многообразны:
1. анализ и прогнозирование
спроса и предложения на
2. учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3. консультация обращающихся
на биржу труда трудящихся
и работодателей о
4. оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
5. организация профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации граждан в
6. оказание услуг в
профессиональной ориентации и
трудоустройстве
8. оплата стоимости
9. выдача в установленном
законе порядке гражданам
10. подготовка предложений
и заключений об использовании
труда иностранных рабочих,
11. разработка республиканских
и региональных программ
Ярмарка вакансий – это прямой диалог между работодателями и соискателями.
Основные вакансии, представленные на Ярмарке, направлены на привлечение специалистов и профессионалов с опытом работы, при этом всегда актуален набор выпускников вузов и молодых специалистов.
Для работодателей, участие
в ярмарке позволяет
Участие в ярмарках вакансий, которые проводят районные и городские службы занятости населения является бесплатным как для соискателей, так и для работодателей. Как правило, для работодателей участие в ярмарках вакансий, проводимых институтами, бесплатно. Естественно, что основным контингентом этих ярмарок являются студенты и выпускники конкретного вуза или нескольких учебных заведений.
Существуют и
Первый вариант. Эти ярмарки проводятся одной или несколькими крупными компаниями для привлечения специалистов. В большинстве случаев, здесь требуются люди с опытом работы или выпускники определенных вузов. Подобные мероприятия являются бесплатными для соискателей.
Второй вариант. Специализированные ярмарки вакансий, организуемые кадровыми агентствами. Чаще всего участие в этих мероприятиях оплачивают работодатели, а для соискателей вход бесплатный. (Ресторанные ярмарки вакансий, ярмарки вакансий для работников банковской сферы).
Ярмарки вакансий общего профиля - это крупные мероприятия, которые организуются один или два раза в год и охватывают широкий спектр вакансий. Вход для соискателей на эти ярмарки, как правило, бесплатный. Помимо этого здесь, обычно, представлено достаточно много государственных [21].
ГЛАВА 2. Проблемы эффективности деятельности служб занятости
В литературе по проблеме безработицы
идет дискуссия о роли и значении
службы занятости в деле решения
данной проблемы. Созданная по инициативе
Правительства РФ, она призвана проводить
официальную политику в области
занятости, повышать конкурентоспособность
безработных, содействовать занятости
населения. Суть дискуссии состоит
в том, что одни исследователи
отмечают недостаточную эффективность
службы занятости в решении
Однако эти мнения нельзя
считать противоположными, они скорее
несколько односторонне рассматривают
проблему. С одной стороны –
это критические замечания, когда
акцент ставится на изъянах технологии
и организации работы ФГСЗН. Такие
мнения высказываются не только исследователями,
но и клиентами службы. С другой
стороны, встречаются одобрительные
суждения о деятельности ФГСЗН, а
неуспешность работы объясняется экономической
ситуацией в стране, а также
отсутствием достаточной
Отмечается также, что
отдельные категории
Некоторыми исследователями высказывается мнение, что служба занятости выполняет в основном функцию социальной защиты, снабжая пособием и рядом льгот. Причем достаточно часто можно услышать жалобы на задержку выплат пособий по безработице.
Также не устраивает потребителей
услуг службы занятости и то, что
безработным предлагаются, в основном,
рабочие специальности. Увеличение
числа вакансий не означает увеличения
числа трудоустроенных из-за несоответствия
квалификационной структуры спроса
и предложения на рынке труда.
Этими вакансиями могут воспользоваться
лишь рабочие или инженерно-
Неэффективность технологии
трудоустройства и
Исследователи высказывают
и такое мнение, что ФГСЗН для
граждан и работодателей
В публикациях, положительно оценивающих деятельность ФГСЗН, распространенным стало мнение об «увеличении среди безработных доли явных иждивенцев общества, приходящих в службу занятости переждать трудные времена (как в собес), получить стаж, не работая, да еще и с денежным пособием» [5]. Достаточно типичными клиентами Центра занятости являются специалисты с высокой квалификацией и большим пособием по безработице. Они получают максимальное пособие и стоят на учете до окончания срока выплаты пособия (1 год и более). Рабочие места им подобрать весьма сложно, так как уровень предыдущей зарплаты превышает ныне существующие предложения в перечне вакансий.
Наличие большого количества противоречивых мнений относительно работы службы занятости не дает полного и однозначного представления о ней.
«Служба занятости
является посредником, и если
наша экономика до сих пор
предлагает неэффективные
И лишь некоторые специалисты говорят о низкой эффективности и о неправильно расставленных приоритетах. Они считают эффективность своей работы очень низкой из-за большого количества бумажной работы. При этом не остается ни сил, ни времени на взаимодействие с клиентами и работодателями.
Кроме того, было отмечено, что достаточно сложно оценивать эффективность работы службы. «…Так как мы работаем как с незанятым, так и с занятым населением, мы не можем оценить реальное трудоустройство граждан непосредственно при нашем содействии. В случаях, когда человек трудоустраивается на то место, которое он нашел сам, мы, завышаем показатель эффективности, отчитываясь за его трудоустройство. А после обучения, например, если человек не встает на учет, то мы не всегда имеем достоверные сведения, помогло ему обучение или нет…» [11].
Высказываются мнения о том,
что для повышения
Для повышения эффективности работы по трудоустройству граждан, расширения спектра услуг службы занятости и более тесного взаимодействия с работодателями, увеличения количества и повышения качества вакансий, заявленных в социальной защите, специалистам Центрами занятости населения необходимо:
- расширить круг работодателей,
сотрудничающих со службой
- совершенствовать работу
по подбору для предприятий
работников на вакантные
- проводить семинары-совещания и заседания "круглых столов" с работодателями, ярмарки вакансий и учебных рабочих мест и другие мероприятия;
- развивать систему
2.1. Направления
социальной поддержки
В соответствии со ст. 28 закона
«О занятости населения в
- выплату пособия по
безработице, в том числе в
период временной
- выплату стипендии в
период профессиональной
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Если гражданин
Центр занятости оказывает следующие виды услуг:
Информация о работе Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан