Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обоснование технологии социальной поддержки безработных граждан.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить теоретические подходы к проблеме безработных;
Раскрыть понятие безработицы и обозначить правовой статус безработных;
Рассмотреть законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России;
Рассмотреть структуру Центра занятости и иных служб и выявить основные виды социальной поддержки безработных;
Описать и обосновать эффективные технологии социальной поддержки безработных граждан в Центрах занятости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....................3

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме безработных…………..
Проблема безработицы в РФ………………………………………9
Законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России………………………………..15

ГЛАВА 2. Проблемы эффективности деятельности служб занятости..20
2.1. Направления социальной поддержки безработных Центрами занятости …………….…..............………………………………………………26

ГЛАВА 3. Рекомендации по организации деятельности социальной поддержки безработных граждан…………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...45

Файлы: 1 файл

Лоцманов В. Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан.docx

— 81.77 Кб (Скачать файл)

Подобное согласование достигается  разнообразными методами. Основной из них – заключение специальных  соглашений между Государственной  службой занятости и предприятиями  по вопросам, связанным с трудоустройством, в использовании кредитно-финансовых средств воздействия на хозяйствующие  субъекты в целях стимулирования их экономической заинтересованности в проведении общей политики по трудоустройству  безработных и т. п.

Биржи труда - это организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли- продажи рабочей силы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия безработными и за его утратой. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе: филантропические, общественные и государственные. Биржи труда, кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию бирж труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройства инвалидов. Биржи труда дают возможность обсудить условия приема на работу с кадровыми службами сразу нескольких фирм, получить информацию о вакансиях из банков данных Государственной службы занятости и Молодежной биржи труда, проконсультироваться со специалистами по многим вопросам.

Государственная биржа труда  является структурой специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются биржей труда  бесплатно.

Функции биржи труда многообразны:

1. анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую  силу, информирование населения  и работодателей о состоянии  рынка труда; 

2. учет свободных рабочих  мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства;

3. консультация обращающихся  на биржу труда трудящихся  и работодателей о возможностях  получения работы и обеспечения  рабочей силой, о требованиях,  предъявляемых к профессиям и  работникам;

4. оказание помощи гражданам  в выборе подходящей работы, а  работодателям - в подборе необходимых  работников;

5. организация профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации граждан в учебных  центрах биржи труда или других  учебных заведениях, оказание помощи  в развитии и определении содержания  курсов обучения и переобучения;

6. оказание услуг в  профессиональной ориентации и  трудоустройстве высвобождаемым  работникам и другим категориям  населения;

8. оплата стоимости профессиональной  подготовки, переподготовки граждан,  трудоустройство которых требует  получение новой профессии, установление  им на весь период обучения  стипендии;

9. выдача в установленном  законе порядке гражданам пособия  по безработице и приостановление  выплаты этих пособий;

10. подготовка предложений  и заключений об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых  в РФ на основе межправительственных  соглашений и лицензий;

11. разработка республиканских  и региональных программ занятости,  включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной  защищенности различных групп  населения.

Ярмарка вакансий – это прямой диалог между работодателями и соискателями.

Основные вакансии, представленные на Ярмарке, направлены на привлечение  специалистов и профессионалов с  опытом работы, при этом всегда актуален набор выпускников вузов и  молодых специалистов.

Для работодателей, участие  в ярмарке позволяет многократно  увеличить частоту проведения собеседований  и создать реальный поток кандидатов за минимально короткий срок.

Участие в ярмарках вакансий, которые проводят районные и городские службы занятости населения является бесплатным как для соискателей, так и для работодателей. Как правило, для работодателей участие в ярмарках вакансий, проводимых институтами, бесплатно. Естественно, что основным контингентом этих ярмарок являются студенты и выпускники конкретного вуза или нескольких учебных заведений. 

Существуют и специализированные ярмарки вакансий.  

Первый вариант. Эти ярмарки проводятся одной или несколькими крупными компаниями для привлечения специалистов. В большинстве случаев, здесь требуются люди с опытом работы или выпускники определенных вузов. Подобные мероприятия являются бесплатными для соискателей.  

Второй вариант. Специализированные ярмарки вакансий, организуемые кадровыми агентствами. Чаще всего участие в этих мероприятиях оплачивают работодатели, а для соискателей вход бесплатный. (Ресторанные ярмарки вакансий, ярмарки вакансий для работников банковской сферы).  

Ярмарки вакансий общего профиля - это крупные мероприятия, которые организуются один или два раза в год и охватывают широкий спектр вакансий. Вход для соискателей на эти ярмарки, как правило, бесплатный. Помимо этого здесь, обычно, представлено достаточно много государственных [21].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Проблемы эффективности деятельности служб  занятости

 

В литературе по проблеме безработицы  идет дискуссия о роли и значении службы занятости в деле решения  данной проблемы. Созданная по инициативе Правительства РФ, она призвана проводить  официальную политику в области  занятости, повышать конкурентоспособность  безработных, содействовать занятости  населения. Суть дискуссии состоит  в том, что одни исследователи  отмечают недостаточную эффективность  службы занятости в решении поставленных перед ней задач, а другие говорят  о ее успехах и достижениях  в различных регионах.

Однако эти мнения нельзя считать противоположными, они скорее несколько односторонне рассматривают  проблему. С одной стороны –  это критические замечания, когда  акцент ставится на изъянах технологии и организации работы ФГСЗН. Такие  мнения высказываются не только исследователями, но и клиентами службы. С другой стороны, встречаются одобрительные  суждения о деятельности ФГСЗН, а  неуспешность работы объясняется экономической  ситуацией в стране, а также  отсутствием достаточной мотивации  и активности у безработных. Но количественно  таких публикаций значительно меньше и, в основном, они инициируются самими специалистами и руководством службы занятости.

Отмечается также, что  отдельные категории безработных (среди них те, кому «за 40», впервые  ищущие работу, женщины с маленькими детьми, судимые, инвалиды и др.) рассматриваются  и специалистами службы, и работодателями как неконкурентоспособные и, соответственно, проблематичные (имеющие недостаточную  работоспособность, ограничения по состоянию здоровья и низкую обучаемость) и нежелательные. «…Государственные органы, призванные проводить политику равенства в сфере занятости населения, фактически закрепляют сложившуюся порочную практику дискриминации...» [7].

Некоторыми исследователями  высказывается мнение, что служба занятости выполняет в основном функцию социальной защиты, снабжая  пособием и рядом льгот. Причем достаточно часто можно услышать жалобы на задержку выплат пособий по безработице.

Также не устраивает потребителей услуг службы занятости и то, что  безработным предлагаются, в основном, рабочие специальности. Увеличение числа вакансий не означает увеличения числа трудоустроенных из-за несоответствия квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда. Этими вакансиями могут воспользоваться  лишь рабочие или инженерно-технические  работники, готовые к понижению  социального статуса, а среди  безработных – достаточно много  граждан с высшим образованием.

Неэффективность технологии трудоустройства и информационное несовершенство рынка труда, по замечаниям специалистов, приводят к удлинению  периода поиска работы и к высокому уровню отказов на предложения о  трудоустройстве в центрах занятости.

Исследователи высказывают  и такое мнение, что ФГСЗН для  граждан и работодателей ассоциируется  с модификацией прежних бюро по трудоустройству, где невозможно найти стоящего работника  и стоящее рабочее место. «…Положение  зарегистрированного безработного - как некий имидж социального  иждивенца, неудачника, не усвоившего новые правила игры…» [1]. 

В публикациях, положительно оценивающих деятельность ФГСЗН, распространенным стало мнение об «увеличении среди  безработных доли явных иждивенцев общества, приходящих в службу занятости  переждать трудные времена (как  в собес), получить стаж, не работая, да еще и с денежным пособием» [5]. Достаточно типичными клиентами Центра занятости являются специалисты с высокой квалификацией и большим пособием по безработице. Они получают максимальное пособие и стоят на учете до окончания срока выплаты пособия (1 год и более). Рабочие места им подобрать весьма сложно, так как уровень предыдущей зарплаты превышает ныне существующие предложения в перечне вакансий.

Наличие большого количества противоречивых мнений относительно работы службы занятости не дает полного  и однозначного представления о  ней.

 «Служба занятости  является посредником, и если  наша экономика до сих пор  предлагает неэффективные рабочие  места (низкооплачиваемые, без  оформления трудовых отношений,  без социальных гарантий), то, как  бы ни старалась служба занятости  удовлетворить запросы клиентов, нам это не удастся. Если  ругать службу занятости, то  ее можно просто закрыть. Но  в нашей глубинке человеку  больше негде получить квалифицированную  консультацию по вопросам занятости,  тренинг уверенности и другие  услуги, как в службе занятости...» [2].

И лишь некоторые специалисты  говорят о низкой эффективности  и о неправильно расставленных  приоритетах. Они считают эффективность  своей работы очень низкой из-за большого количества бумажной работы. При этом не остается ни сил, ни времени  на взаимодействие с клиентами и  работодателями.

Кроме того, было отмечено, что  достаточно сложно оценивать эффективность  работы службы. «…Так как мы работаем как с незанятым, так и с  занятым населением, мы не можем  оценить реальное трудоустройство  граждан непосредственно при  нашем содействии. В случаях, когда  человек трудоустраивается на то место, которое он нашел сам, мы, завышаем показатель эффективности, отчитываясь  за его трудоустройство. А после  обучения, например, если человек не встает на учет, то мы не всегда имеем  достоверные сведения, помогло ему  обучение или нет…» [11].

Высказываются мнения о том, что для повышения эффективности  работы службы занятости необходимо привести в соответствие существующую нормативно-правовую базу. «…Закон  должен быть написан однозначно, так как сегодня отдельные его статьи могут предполагать разную трактовку…» [11].

Для повышения эффективности  работы по трудоустройству граждан, расширения спектра услуг службы занятости и более тесного  взаимодействия с работодателями, увеличения количества и повышения качества вакансий, заявленных в социальной защите, специалистам Центрами занятости  населения необходимо:

- расширить круг работодателей,  сотрудничающих со службой занятости; 

- совершенствовать работу  по подбору для предприятий  работников на вакантные рабочие  места; 

- проводить семинары-совещания  и заседания "круглых столов" с работодателями, ярмарки вакансий  и учебных рабочих мест и  другие мероприятия; 

- развивать систему информационного  обеспечения населения, работодателей  и социальных партнеров. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Направления  социальной поддержки безработных  Центрами занятости

 

В соответствии со ст. 28 закона «О занятости населения в Российской Федерации» государство предоставляет  безработным гражданам следующие  виды социальной поддержки:

- выплату пособия по  безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности  безработного;

- выплату стипендии в  период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки  по направлению органов службы  занятости, в том числе в  период временной нетрудоспособности;

- возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Если гражданин зарегистрирован  в качестве безработного, то периоды  времени, в течение которых он в установленном законом порядке  получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывают  трудового стажа и засчитываются  в общий трудовой стаж [4].                

Центр занятости оказывает  следующие виды услуг:

  1. Система профподготовки и переподготовки состоит из сети профессионально-технических училищ, техникумов, ведомственных профессиональных училищ, специальных отделений высших учебных заведений и т. п.
  2. Обеспечение государством благоприятных условий для проявления инициативы безработных в изыскании возможностей самозанятости, в том числе для создания ими самостоятельного бизнеса.

Информация о работе Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан