Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обоснование технологии социальной поддержки безработных граждан.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить теоретические подходы к проблеме безработных;
Раскрыть понятие безработицы и обозначить правовой статус безработных;
Рассмотреть законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России;
Рассмотреть структуру Центра занятости и иных служб и выявить основные виды социальной поддержки безработных;
Описать и обосновать эффективные технологии социальной поддержки безработных граждан в Центрах занятости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....................3

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме безработных…………..
Проблема безработицы в РФ………………………………………9
Законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России………………………………..15

ГЛАВА 2. Проблемы эффективности деятельности служб занятости..20
2.1. Направления социальной поддержки безработных Центрами занятости …………….…..............………………………………………………26

ГЛАВА 3. Рекомендации по организации деятельности социальной поддержки безработных граждан…………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...45

Файлы: 1 файл

Лоцманов В. Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан.docx

— 81.77 Кб (Скачать файл)

Безработные, создающие собственный  бизнес, получают прямую организационную  и материальную поддержку государства. Такая поддержка осуществляется в соответствии с «Положением  о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело, и условиях выдачи им субсидий», утвержденным в 1993 г. Федеральной службой занятости [6].

  1. Одним из видов социальной поддержки безработных граждан, которая гарантируется государством, является выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости в соответствии со стр. 29 Закона о занятости населения.  Со стипендии, которая выплачивается гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости, производятся все виды удержаний в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Финансирование мероприятий, связанных с переездом безработных граждан для трудоустройства в другой местности, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующего уровня.

4. Материальная помощь  безработным. Порядок и условия  оказания материальной и иной  помощи безработным гражданам  и членам их семей определяются  Приказом Федеральной службы  занятости Российской Федерации  от 18.06.1993г. № 78 «Об оказании  материальной помощи безработным  и членам семей безработных,  находящимся на их иждивении».

Материальная помощь в  пределах до двенадцатикратного установленного законом размера минимальной  месячной оплаты труда налогообложению  не подлежит. Никакие виды удержания  с материальной помощи не производятся.

Материальная помощь может  оказываться органами службы занятости  в виде периодических (ежемесячных) либо единовременных (разовых) денежных выплат. Основными формами оказания материальной помощи являются  выплаты в денежной форме и перечисление средств, а также оплата счетов и иных платежных документов предприятий, учреждений, организаций, оказывающих соответствующие услуги. Для оказания материальной помощи безработному, необходимо обязательное и одновременное соблюдение определенных условий [6].

Решение о назначении пособия  по безработице принимается органами службы занятости одновременно с  решением о признании гражданина безработным на основании его  личного заявления.

Условия страхования по безработице  призваны стимулировать поиски работы. Во-первых, пособия предоставляются  только на период до 12 месяцев. Во-вторых, в течение этого времени величина выплачиваемого пособия не остается неизменной. Так, первые три месяца она составляет 75% от средней заработной платы по последнему месту работы, следующие четыре месяца — 65%, остальные  пять — 45%. В-третьих, условием предоставления пособия является «способность и  желание» поступить на имеющееся  вакантное место.

5. Социально-психологическая  помощь. Психологическая поддержка  осуществляется в рамках индивидуальной  консультации. Она необходима тем  безработным, которые находятся  в состоянии депрессии со сниженной  активностью поведения, пессимистическим  настроем и плохим самочувствием.  Для работы с такими клиентами  используются специальные психологические  приемы и методы, вплоть до  интенсивной психотерапии.

6. Информационная консультация  предоставляет клиенту подробную  информацию о наличии вакантных  мест, о предприятиях, где они  имеются, о соответствующих этим  вакансиям специальностях, а тай  же сведения о том, где можно  пройти переобучение и обучение.

7. Профессиональное консультирование  включает в себя изучение профессиональных  интересов, повышение мотивации  к труду, выявление психологических  и психофизических особенностей  личности, предоставление рекомендаций  по наиболее приемлемой для  клиентов сфере деятельности, направлению  профессионально обучения.

Примером структурного подразделения, оказывающего вышеперечисленные услуги может служить Центр занятости  населения г. Казани.

Основными задачами Центра являются:

  • обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
  • оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
  • участие в организации альтернативной гражданской службы;
  • организация и координация деятельности центров занятости населения г. Казани.

Функции Центра занятости:

  1. регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
  2. оказывает следующие государственные услуги:
  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
  • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;
  • содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
  1. реализует программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  1. участвует в подготовке плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
  2. формирует, ведет и использует банк данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения;
  3. организует функционирование Мобильного центра занятости населения, обеспечивающего реализацию центрами занятости населения Республики Татарстан их уставных функций.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Рекомендации по организации деятельности социальной поддержки безработных граждан.

В настоящее время перед  Российским рынком труда стоит множество  проблем. Для их решения  надо в  корне менять политику занятости. И  в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости  населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных  наукоемких рабочих местах поможет  снизить уровень безработицы.

Государственная политика в  области содействия занятости населения  направлена на:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту  национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей  всем гражданам Российской Федерации  независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,  политических убеждений и отношения  к религии в реализации права  на добровольный труд и свободный  выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

- поддержку трудовой и  предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

- осуществление мероприятий,  способствующих занятости граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы (инвалиды; лица, освобожденные  из учреждений, исполняющих наказание  в виде лишения свободы; несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет; лица  предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

- предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

- поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места, прежде  всего для граждан, испытывающих  трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников  рынка труда и согласованность  их действий при реализации  мероприятий по содействию занятости  населения;

- координацию деятельности  в области занятости населения  с деятельностью по другим  направлениям экономической и  социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

- координацию деятельности  государственных органов, профессиональных  союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в  разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации  и иностранных граждан на территории  Российской Федерации, соблюдение  международных трудовых норм.

В 2010 и 2011 годах государственная  политика в области содействия занятости  реализовывалась в рамках постоянно  действующих программ содействия занятости  населения (далее – мероприятия  активной политики занятости), а также  дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее – дополнительные мероприятия).

Участниками мероприятий  активной политики занятости – получателями государственных услуг в области  содействия занятости населения  в 2011 году стали 10,7 млн. человек (в 2010 году - 12,2 млн. человек), из которых 5,4 млн. человек (в 2010 году - 6,4 млн. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости трудоустроено 3,4 млн. человек (в 2010 году - 4,0 млн. человек) или 63,3% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в 2010 году – 62,1%).

Несомненно, показатели довольно неплохие, но о том, что безработица  искореняется большими темпами, все  равно говорить не приходится. Необходимо еще большое количество реформ и  изменений.

Следует отметить, что, несмотря на наличие позитивных тенденций  на рынке труда, около 13% от общей  численности безработных граждан  не могут найти работу в течение 12 и более месяцев.

Одной из причин наличия  длительной безработицы является изменение  структуры спроса на рынке труда. С одной стороны, растет количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение (увеличение или уменьшение) количества вакансий в определенных видах экономической деятельности. В настоящее время наибольшая потребность в работниках отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг населению.

Одновременно на рынке  труда существует проблема трудоустройства  граждан, которые в силу различных  причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей–инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники образовательных учреждений профессионального образования без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией  на рынке труда в целом по Российской Федерации, региональные рынки труда  характеризуются значительной дифференциацией  по показателям уровня безработицы  и ее продолжительности, территориальной  диспропорцией спроса и предложения  рабочей силы и наличием отдельных  территорий с высокой напряженностью на рынке труда.

Как показывает практика, основными  причинами низкой трудовой мобильности  российских граждан являются:

- недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других субъектах Российской Федерации;

- отсутствие необходимой инфраструктуры для приема российских мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);

- неразвитость механизмов организованного набора российских граждан для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов;

- недостаточно скоординированная работа органов государственной власти субъектов Российской Федерации, работодателей и частных рекрутинговых агентств в части предложения работы, переезда и трудоустройства российских граждан, желающих работать за пределами места своего проживания;

- отсутствие гибкости механизма государственной поддержки российских граждан, желающих либо временно осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации, либо переселиться совместно с членами семьи в другой субъект Российской Федерации ввиду отсутствия работы по специальности.

В течение 2013-2020 годов в России прогнозируется устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, к сокращению предложения трудовых ресурсов.

В связи с оздоровлением  экономики и ростом производства численность занятых в экономике  увеличится с 68,9 млн. человек в 2011 году до 69,1 млн. человек в 2012 году. Однако, начиная с  2013 года, в результате демографических ограничений ожидается снижение численности занятых в экономике, которая в 2015 году не превысит 68,2 млн. человек, а в 2020 году может снизиться до 66,6 млн. человек.

Информация о работе Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан