Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа
Целью данной работы является обоснование технологии социальной поддержки безработных граждан.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить теоретические подходы к проблеме безработных;
Раскрыть понятие безработицы и обозначить правовой статус безработных;
Рассмотреть законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России;
Рассмотреть структуру Центра занятости и иных служб и выявить основные виды социальной поддержки безработных;
Описать и обосновать эффективные технологии социальной поддержки безработных граждан в Центрах занятости.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....................3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме безработных…………..
Проблема безработицы в РФ………………………………………9
Законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России………………………………..15
ГЛАВА 2. Проблемы эффективности деятельности служб занятости..20
2.1. Направления социальной поддержки безработных Центрами занятости …………….…..............………………………………………………26
ГЛАВА 3. Рекомендации по организации деятельности социальной поддержки безработных граждан…………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...45
При сохранении наметившихся
положительных тенденций в
На фоне роста экономики и сокращения предложения трудовых ресурсов в долгосрочном периоде ожидается снижение безработицы до 3,9 млн. человек в 2020 году (5,5% от численности экономически активного населения). Снижению безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.
Исходя из прогнозируемой
общей численности безработных,
В сравнении с зарубежными странами уровень занятости в России является достаточно высоким, а уровень безработицы (по методологии МОТ) – относительно низким.
Учитывая низкий уровень затрат на мероприятия в области содействия занятости населения, необходимо, по крайней мере, сохранить этот уровень в ближайшие годы, даже после преодоления кризисных явлений в экономике. В то же время необходимо смещение акцентов в деятельности органов службы занятости с мероприятий краткосрочного и временного трудоустройства к программам направленным на повышение качества рабочей силы.
В России существует большой разрыв между данными по безработице, определяемыми в соответствии с методологией МОТ по результатам выборочного обследования населения по проблемам занятости (общая безработица) и административными данными, формируемыми органами службы занятости (регистрируемая безработица). В 2010 г. показатель уровня регистрируемой безработицы составлял 2,5% против 7,7% уровня общей безработицы (для сравнения, уровень зарегистрированной безработицы в 18 странах ОЭСР, по которым имеются данные, составил в среднем 8,2% против 8,3% по методологии МОТ).
Этот разрыв во многом объясняется несоответствием возможностей органов службы занятости и ожиданий безработных.
Во-первых, пособие по безработице
не обеспечивает необходимого уровня
замещения утраченного
Во-вторых, имеющиеся в органах службы занятости вакансии зачастую не отвечают запросам граждан, ищущих работу, так как в основной массе содержат позиции с низкооплачиваемыми рабочими местами, тяжелыми условиями труда (по данным за 2011 год каждая третья вакансия, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, предусматривала оплату труда ниже региональной величины прожиточного минимума).
В-третьих, в обществе широко распространено мнение о том, что государственная служба занятости населения не способна оказать реальную помощь в трудоустройстве.
В ряде случаев центры занятости населения выступают в качестве службы социальной поддержки наиболее слабых слоев населения, а не эффективного посредника между работодателями, ищущими кандидатов для замещения вакансий, и гражданами, ищущими работу. Так, около половины всех безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составляют лица, не имеющие опыта работы или пытающиеся возобновить работу после длительного перерыва в трудовой деятельности, а также лица, длительно состоящие на учете в качестве безработных.
Согласно данным обследования рабочей силы подавляющее большинство безработных предпочитает искать работу самостоятельно, без обращения в службу занятости, используя такие возможности, как обращение в средства массовой информации и Интернет, обращение к друзьям, родственникам, знакомым, непосредственное обращение к работодателю.
Работодатели не расценивают
службу занятости населения как
эффективного помощника в подборе
работников и при необходимости
поиска квалифицированных
В целях повышения эффективности деятельности органов службы занятости как посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу, необходимо создание стимулов для обращения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан в целях поиска подходящей работы.
Необходимо отметить, что условия назначения пособия по безработице в России весьма либеральны по сравнению с действующими во многих странах ОЭСР (категории лиц, имеющих право на пособие в России, намного шире, чем в других странах), при этом размеры пособия и коэффициент замещения заработной платы очень низкие по сравнению с большинством стран ОЭСР.
Так, в России пособие по безработице назначается всем гражданам, признанным в установленном порядке безработными, включая лиц, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; отчисленных за виновные действия из числа направленных органами службы занятости на обучение. Указанные категории безработных получают пособие по безработице в минимальном размере.
Размер пособия по безработице ограничивается минимальной и максимальной величинами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. При этом в Законе о занятости отсутствуют нормы, определяющие условия изменения указанных величин.
В 2012 году минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, максимальная – 4900 рублей. Данные размеры пособия по безработице являются неизменными с 2009 года.
В настоящее время пособие
по безработице не обеспечивает необходимого
уровня замещения утраченного
По отношению к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в целом по Российской Федерации за IV квартал 2011 г., максимальный размер пособия по безработице составил 73%, минимальный – 13% соответственно.
Коэффициент замещения средней начисленной заработной платы пособием по безработице в максимальном размере в 2011 году составил 21%, в минимальном размере – 3,2% соответственно. Согласно данным ОЭСР, в странах ОЭСР коэффициент замещения составляет 50%.
Принимая во внимание, что
целевое назначение пособия по безработице
состоит в предоставлении безработным
гражданам временного источника
средств к существованию на разумный
период, необходимый для поиска подходящей
работы, а также в стимулировании
безработных граждан к
Таким образом, можно смело выделить следующие цели в сфере улучшения проблемы безработицы:
Заключение
Важнейшим показателем –
индикатором социально-
Главными стратегическими
целями регулирования занятости
должны быть повышение экономической
и социальной эффективности занятости
за счет изменения ее структуры, форм,
создание условий для развития человеческого
капитала страны, совершенствование
экономических отношений
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Основная нагрузка в области
обеспечения занятости
В данной работе описаны
основные направления социальной поддержки
безработных граждан в Центре
занятости – пособие по безработице
и материальная помощь, стипендии
в период обучения, профессиональная
подготовка и переподготовка, направление
на общественные работы, психологическая
помощь и различные формы
На примере Центра занятости города Казани показана структура центров занятости, которая включает в себя несколько отделов, занимающихся оказанием помощи по соответствующим направлениям поддержки. Этапы оказания социальной поддержки и признания граждан безработными отражены в описании технологии социальной поддержки.
Мы увидели, что немаловажным аспектом социальной поддержки является консультирование безработных, которое осуществляется на первых этапах взаимодействия Центра занятости и безработного. Благодаря этому этапу удается правильно сориентировать безработного для самостоятельного поиска работы, защитив тем самым безработного от длительного отсутствия работы и привыкания к жизни на пособии.
Поиск подходящей работы и помощь в период поиска работы – два ведущих этапа, на которых строится вся работа Центра занятости. Безработные открывают для себя возможности как временной, так и постоянной работы.
Еще один немаловажный аспект
деятельности Центра – возможность
переобучения – расширяет способности
и трудовые навыки безработного гражданина,
делая его более
Таким образом, забота государства
о достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости как
важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования
которого будет постоянно
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. – Ростов/на Дону: «Феникс», 2011.
2. Бочарова О. Стратегии выживания в российской глубинке // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. №5. С. 44.
Информация о работе Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан