Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обоснование технологии социальной поддержки безработных граждан.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить теоретические подходы к проблеме безработных;
Раскрыть понятие безработицы и обозначить правовой статус безработных;
Рассмотреть законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России;
Рассмотреть структуру Центра занятости и иных служб и выявить основные виды социальной поддержки безработных;
Описать и обосновать эффективные технологии социальной поддержки безработных граждан в Центрах занятости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....................3

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме безработных…………..
Проблема безработицы в РФ………………………………………9
Законодательное и организационно-управленческое обеспечение социальной поддержки безработных в России………………………………..15

ГЛАВА 2. Проблемы эффективности деятельности служб занятости..20
2.1. Направления социальной поддержки безработных Центрами занятости …………….…..............………………………………………………26

ГЛАВА 3. Рекомендации по организации деятельности социальной поддержки безработных граждан…………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...45

Файлы: 1 файл

Лоцманов В. Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан.docx

— 81.77 Кб (Скачать файл)

При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической  ситуации и повышении спроса на рабочую  силу прогнозируется снижение численности  безработных граждан, рассчитанной по методологии МОТ, до 4,5 млн. человек  в 2012 году и 4,4 млн. человек – в 2015 году (6,1% и 6,0% от численности экономически активного населения соответственно).

На фоне роста экономики  и сокращения предложения трудовых ресурсов в долгосрочном периоде  ожидается снижение безработицы  до 3,9 млн. человек в 2020 году (5,5% от численности  экономически активного населения). Снижению безработицы будет существенно  способствовать изменение демографической  структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.

Исходя из прогнозируемой общей численности безработных,  соотношения численности зарегистрированных безработных и общей численности  безработных (около 30%), среднегодовая  численность зарегистрированных безработных  в 2013-2017 годах стабилизируется на уровне 1,4 млн. человек.  По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. В этой связи прогнозируется сближение регистрируемой и общей безработицы до 38% к 2020 году, сопровождающееся некоторым ростом численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. Уровень регистрируемой безработицы стабилизируется и не превысит 2% от численности экономически активного населения.

В сравнении с зарубежными  странами уровень занятости в  России является достаточно высоким, а  уровень безработицы (по методологии  МОТ) – относительно низким.

Учитывая низкий уровень  затрат на мероприятия в области  содействия занятости населения, необходимо, по крайней мере, сохранить этот уровень в ближайшие годы, даже после преодоления кризисных  явлений в экономике. В то же время  необходимо смещение акцентов в деятельности органов службы занятости с мероприятий  краткосрочного и временного трудоустройства  к программам направленным на повышение  качества рабочей силы.

В России существует большой  разрыв между данными по безработице, определяемыми в соответствии с  методологией МОТ по результатам  выборочного обследования населения  по проблемам занятости (общая безработица) и административными данными, формируемыми органами службы занятости (регистрируемая безработица). В 2010 г. показатель уровня регистрируемой безработицы составлял 2,5% против 7,7% уровня общей безработицы (для сравнения, уровень зарегистрированной безработицы в 18 странах ОЭСР, по которым имеются данные, составил в среднем 8,2% против 8,3% по методологии МОТ).

Этот разрыв во многом объясняется  несоответствием возможностей  органов  службы занятости и ожиданий безработных.

Во-первых, пособие по безработице  не обеспечивает необходимого уровня замещения утраченного заработка  даже на уровне прожиточного минимума.

Во-вторых, имеющиеся в  органах службы занятости вакансии зачастую не отвечают запросам граждан, ищущих работу, так как в основной массе содержат позиции с низкооплачиваемыми рабочими местами, тяжелыми условиями  труда (по данным за 2011 год каждая третья вакансия, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, предусматривала оплату труда ниже региональной величины прожиточного минимума).

В-третьих, в обществе широко распространено мнение о том, что  государственная служба занятости  населения не способна оказать реальную помощь в трудоустройстве.

В ряде случаев центры занятости  населения выступают в качестве службы социальной поддержки наиболее слабых слоев населения, а не эффективного посредника между работодателями, ищущими  кандидатов для замещения вакансий, и гражданами, ищущими работу. Так, около половины всех безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составляют лица, не имеющие опыта работы или  пытающиеся возобновить работу после  длительного перерыва в трудовой деятельности, а также лица, длительно  состоящие на учете в качестве безработных.

Согласно данным обследования рабочей силы подавляющее большинство  безработных предпочитает искать работу самостоятельно, без обращения в  службу занятости, используя такие  возможности, как обращение в  средства массовой информации и Интернет, обращение к друзьям, родственникам, знакомым, непосредственное обращение  к работодателю.

Работодатели не расценивают  службу занятости населения как  эффективного помощника в подборе  работников и при необходимости  поиска квалифицированных специалистов, как правило, обращаются к услугам  частных агентств занятости. В результате, несмотря на законодательно установленную  обязанность работодателей предоставления в органы службы занятости информации о наличии вакантных рабочих  мест, наиболее интересные и высокооплачиваемые вакансии не попадают в банк вакансий органов службы занятости.

В целях повышения эффективности деятельности органов службы занятости как посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу,  необходимо создание стимулов для обращения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан в целях поиска подходящей работы.

Необходимо отметить, что  условия назначения пособия по безработице  в России весьма либеральны по сравнению  с действующими во многих странах  ОЭСР (категории лиц, имеющих право  на пособие в России, намного шире, чем в других странах), при этом размеры пособия и коэффициент  замещения заработной платы очень  низкие по сравнению с большинством стран ОЭСР. 

Так,  в России пособие  по безработице назначается всем гражданам, признанным в установленном  порядке безработными, включая лиц, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить  трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных  за нарушение трудовой дисциплины или  другие виновные действия, предусмотренные  законодательством Российской Федерации; отчисленных за виновные действия из числа направленных органами службы занятости на обучение. Указанные категории безработных получают пособие по безработице в минимальном размере.

Размер пособия по безработице  ограничивается минимальной и максимальной величинами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. При этом в  Законе о занятости отсутствуют  нормы, определяющие условия изменения  указанных величин.

В 2012 году минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, максимальная – 4900 рублей. Данные размеры пособия по безработице  являются неизменными с 2009 года.

В настоящее время пособие  по безработице не обеспечивает необходимого уровня замещения утраченного заработка  даже на уровне прожиточного минимума, а отсутствие мер по индексации ведет  к постоянному падению его  покупательной способности.

По отношению к величине прожиточного минимума трудоспособного  населения, установленной в целом  по Российской Федерации за IV квартал  2011 г., максимальный размер пособия по безработице составил 73%, минимальный – 13% соответственно.

Коэффициент замещения средней  начисленной заработной платы пособием по безработице в максимальном размере  в 2011 году составил 21%, в минимальном  размере – 3,2% соответственно. Согласно данным ОЭСР, в странах ОЭСР коэффициент  замещения составляет 50%.

Принимая во внимание, что  целевое назначение пособия по безработице  состоит в предоставлении безработным  гражданам временного источника  средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, а также в стимулировании безработных граждан к активному  поиску работы, одной из первоочередных задач совершенствования государственной  политики в области защиты от безработицы  является оптимизация критериев  назначения и выплаты пособия  по безработице с постепенным приближением его размера к величине прожиточного минимума трудоспособного населения.

Таким образом, можно смело  выделить следующие цели в сфере  улучшения проблемы безработицы:

    • расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
    • стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
    • создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, в частности путем создания специальных рабочих мест для инвалидов;
    • развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
    • повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;
    • создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;
    • разработка новых направлений активной политики занятости населения;
    • использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
    • осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;
    • реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;
    • предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещение утраченного из-за потери работы заработка, определяемого в соответствии с периодом оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важнейшим показателем –  индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень  безработицы. Возникновение безработицы  в России связано с развитием  рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают  спад производства и структурные  преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных  в службе занятости; незанятость  и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии  МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного  рабочего дня по инициативе нанимателя). 

Главными стратегическими  целями регулирования занятости  должны быть повышение экономической  и социальной эффективности занятости  за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого  капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать  уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет  способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий  и региональных центров занятости  населения. Нельзя сказать, что в  настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые  инициируются лишь государственной  службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это  в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений  и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для  таких кадровых служб.

Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Основная нагрузка в области  обеспечения занятости населения  лежит на Центрах занятости, так  как они организуют непосредственную работу с населением.

В данной работе описаны  основные направления социальной поддержки  безработных граждан в Центре занятости – пособие по безработице  и материальная помощь, стипендии  в период обучения, профессиональная подготовка и переподготовка, направление  на общественные работы, психологическая  помощь и различные формы консультирования. По-прежнему наиболее популярным направлением социальной поддержки остаются общественные работы, так как именно они являются  непосредственным трудоустройством, хотя для них характерна относительно низкая экономическая эффективность. Поэтому в настоящее время  возникает проблема поиска новых  вариантов социальной поддержки  безработных и повышение эффективности  старых методов работы.

На примере Центра занятости  города Казани показана структура центров  занятости, которая включает в себя несколько отделов, занимающихся оказанием  помощи по соответствующим направлениям поддержки. Этапы оказания социальной поддержки и признания граждан  безработными отражены в описании технологии социальной поддержки.

Мы увидели, что немаловажным аспектом социальной поддержки является консультирование безработных, которое  осуществляется на первых этапах взаимодействия Центра занятости и безработного. Благодаря этому этапу удается  правильно сориентировать безработного для самостоятельного поиска работы, защитив тем самым безработного от длительного отсутствия работы и  привыкания к жизни на пособии.

Поиск подходящей работы и  помощь в период поиска работы –  два ведущих этапа, на которых  строится вся работа Центра занятости. Безработные открывают для себя возможности как временной, так  и постоянной работы.

Еще один немаловажный аспект деятельности Центра – возможность  переобучения – расширяет способности  и трудовые навыки безработного гражданина, делая его более конкурентоспособным.

Таким образом, забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боровик В.С., Ермакова  Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. – Ростов/на Дону: «Феникс», 2011.

2. Бочарова О. Стратегии выживания в российской глубинке // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. №5. С. 44.

Информация о работе Организация деятельности социальной поддержки безработных граждан