Организация социальной поддержки населения города Новосибирска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить, через анализ программ организацию социальной поддержки на примере города Новосибирска и области.
Задачи данной курсовой работы:
• изучить предмет социальной поддержки, его законодательные и теоретические основы;
• определить методы реализации социальной поддержки в городе Новосибирск и области;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы социальной поддержки населения 4
1.1 Сущность, направления и функции социальной поддержки населения 4
1.2 Социальная поддержка населения муниципального образования 8
Глава 2.Социальная поддержка в городе Новосибирск и области 13
2.1 Программы действующие на территории города Новосибирск и области 13
2.2 Социальная поддержка населения на 2010 – 2012 годы в НСО, как основа для программы соц. Поддержки в городе Новосибирск 17
2.3 Программы социальной поддержки населения города Новосибирска на 2011-2013 годы 19
2.4 Новые виды социальной поддержки семьям с детьми 24
2.5 Социальная поддержка в 2013 году 28
Заключение 30
Список литературы: 31

Файлы: 1 файл

Курсовая ОГМУ.docx

— 65.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы социальной поддержки населения 4

1.1 Сущность, направления и функции социальной  поддержки населения 4

1.2 Социальная  поддержка населения муниципального  образования 8

Глава 2.Социальная поддержка в городе Новосибирск  и области 13

2.1 Программы  действующие на территории города  Новосибирск и области 13

2.2 Социальная  поддержка населения на 2010 – 2012 годы в НСО, как основа для  программы соц. Поддержки в  городе Новосибирск 17

2.3 Программы  социальной поддержки населения  города Новосибирска на 2011-2013 годы 19

2.4 Новые виды  социальной поддержки семьям  с детьми 24

2.5 Социальная  поддержка в 2013 году 28

Заключение 30

Список литературы: 31

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена  организации социальной поддержки  в муниципальном образовании.

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам  равные права и условия труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании  общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую  поддержку во всех формах.

Социальная поддержка - это  временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных социально  уязвимых категорий граждан.

Социальная защита и поддержка  граждан являются прерогативой государства. Федеральный закон "Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ" относит к компетенции  муниципальных районов и городских  округов в данной сфере только опеку и попечительство, а к  компетенции поселений - оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в них жителями поселения. Однако основную часть забот  по социальной поддержке граждан  традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных  полномочий. Как наиболее близкие  к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия  жизни отдельных граждан и  могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В  связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты  несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Объектом данной работы является анлиз программ организация социальной поддержки населения муниципального образования в городе Новосибирск.

Предметом являются способы  осуществления данной поддержки.

Цель исследования – изучить, через анализ программ организацию социальной поддержки на примере города Новосибирска и области.

Задачи данной курсовой работы:

• изучить предмет социальной поддержки, его законодательные и теоретические основы;

• определить методы реализации социальной поддержки в городе Новосибирск и области;

Данная работа состоит  из двух глав. В первой главе содержатся теоритические аспекты понятия “социальная поддержка”. Суть второй главы сводится к анализу действующей программ социальной поддержки в городе Новосибирск и области. 

Глава 1. Теоретические и законодательные основы социальной поддержки населения

1.1 Сущность, направления и функции социальной поддержки населения

Социальная поддержка  населения - система мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми  актами, за исключением пенсионного  обеспечения.

Она предусматривает: выплату  пособий по определенным основаниям в соответствии с законодательством  Российской Федерации; ежемесячные  денежные выплаты; предоставление и  содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Меры социальной поддержки  по расходным обстоятельствам дифференцируются на меры, являющиеся расходными обязательствами  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация провозглашена  социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в  проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека [1, с.12].

Социальная политика –  это сфера практического осуществления  важнейшей функции государства  по созданию условий, обеспечивающих каждому  члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы  ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает  как ее цель, предмет и субъект[2, с.13].

Социальная политика осуществляется через систему мер, на этику и  мораль, включая (формирование и определение  места последней в жизни отдельных  членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и  личный быт членов общества, в том  числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д.[9, с.18].

Что касается социальной поддержки населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан [3, с.315].

Социальная поддержка  и защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная поддержка населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований [4, с.56].

Система социальной защиты населения на современном этапе  включает в себя:

– социальное обеспечение;

– социальную поддержку (помощь) [4, с.57].

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых  фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Тем самым, можно считать социальную поддержку, как таковую, основной частью социальной защитыю.

Социальная защита на практике осуществляется через государственную  социальную деятельность, основными  направлениями которой являются:

  • по социально-профессиональным областям деятельности - оказание услуг (медицинских образовательных, социокультурных, в жилищно-коммунальной и рекреационно-досуговой сферах, в области физкультуры и спорта);
  • по группам населения и определенным этапам жизни человека (в отношении детей и детства, когда субъектами социальной деятельности являются дети, их родители, а также иные физические и юридические лица, легитимно представляющие их интересы);
  • в отношении нетрудоспособного населения, когда субъектами социальной деятельности становятся лица, в предусмотренных действующим законодательством случаях: в старости, при временной и стойкой утрате трудоспособности и иных обстоятельствах;
  • в отношении трудоспособного населения, когда субъектами социальной деятельности являются лица из числа экономически активного населения;
  • в отношении семей, включающую социальную деятельность, предусматривающую систему мер по воспроизводству и семейным отношениям и другим вопросам, связанным с институтом семьи.

Социальное обеспечение - государственная система материального  обеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми. Оно  имеет значение не только для указанных  категорий, но и для трудоспособного  населения, так как создает надежную базу для жизнедеятельности в  старости, в случаях наступления  временной или стойкой нетрудоспособности, в содержании семьи при низких семейных доходах и др.

Основными принципами социальной поддержки населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности [5, с.29].

Основные цели социальной защиты и поддержки населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной  нищеты, когда среднедушевой совокупный  доход семьи ниже прожиточного  минимума;

2) оказание материальной  помощи населению в экстремальных  условиях;

3) содействие адаптации  социально уязвимых групп населения  к условиям рыночной экономики  [5, с.31].

Оказание государственной  социальной помощи осуществляется в  следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные  пособия, субсидии, компенсации и  другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо,  продукты питания, одежда, обувь,  медикаменты и другие виды  натуральной помощи) [5, с.35].

1.2 Социальная поддержка населения муниципального образования

Социальная политика муниципального образования включает в себя структурообразующие  элементы: социальное обеспечение, социальную помощь, социальную поддержку, социальное обслуживание и социальную работу.

Безусловно, центральное  место в современных условиях занимает политика социальной защиты населения муниципального образования.

Это обусловлено затяжным социально-экономическим кризисом, вызвавшим рост численности малообеспеченных и бедных индивидов, социально-демографическими изменениями, вызвавшими постарение общества, увеличение количества инвалидов в  нем и т.д. Кроме того, изменение  менталитета населения, постепенное  укрепление гуманистических, демократических  установок, вызывает усиление интереса к каждой личности, выдвигает высокие  требования к ее социальному благополучию [6, с.163].

Современные социологические  теории рассматривают бедность как  абсолютное и относительное понятие. Абсолютная бедность определяется минимальным  уровнем доходов, необходимых для  поддержания жизни; относительная - при сравнении различных групп  населения. Следовательно, даже если индивид  имеет доход, превышающий необходимый  для поддержания жизни, но более  низкий, чем доходы остальных членов общества, то он может рассматриваться  как бедный. В этом случае при  росте богатства общества растет и уровень, определяющий границу  бедности.

Социальная защита муниципального образования, как и социальная политика, распространяется на все категории  населения, в том числе и на ее трудоспособную часть.

Более широким понятием социальная защита является по той причине, что  она носит (точнее, должны носить) преимущественно  превентивный, профилактический характер, с целью оградить людей от трудных  жизненных ситуаций, не допуская их возникновения.

При этом по отношению к  трудоспособным под социальной защитой  муниципального образования понимается система законодательных, экономических, социально-психологических гарантий, предоставляющая им равные условия  для повышения своего благополучия за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности  и предпринимательства; вместе с тем по отношению к таким социально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины, государство обязано выработать и закрепить законодательную систему гарантий, обеспечивающих социальную справедливость к данной категории населения с учетом их социального положения и социально-психологических свойств [7, с.116-117].

Социальная защита муниципального образования, как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы на муниципальном уровне, в международном  контексте обычно имеет дело с  установленными законодательством  категориями граждан, которые в  силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют  достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты населения муниципального образования таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме, а также в форме различного рода услуг.

Кроме того, системы социальной защиты населения муниципального образования  осуществляют меры профилактического  характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита населения муниципального образования осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью [6, с.165-167].

Информация о работе Организация социальной поддержки населения города Новосибирска