Основные направления социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:45, реферат

Описание работы

Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодёжи остаётся неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулёз). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодёжи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 4-7

1.1. Положение молодёжи в обществе

1.2. Государственная молодёжная политика

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ
МОЛОДЕЖИ 8-16

2.1. Система учреждений органов по делам молодёжи

2.2. Содержание и формы работы социальных учреждений

органов по делам молодёжи

2.3.Содержание и организация социальной работы с молодёжью

в сфере досуга

III. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ
МОЛОДЕЖИ 17-26

3.1. Молодёжь на рынке труда

3.2. Социальная поддержка безработной молодёжи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

ЛИТЕРАТУРА 29

Файлы: 1 файл

Реферат СОЦ.ПРОБМОЛОД.docx

— 70.34 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3

 

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ                                                                                                     4-7               

 

1.1. Положение молодёжи в обществе             

 

1.2. Государственная молодёжная политика

 

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ  ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ

МОЛОДЕЖИ                                                                                                      8-16                                                                            

 

2.1. Система учреждений  органов по делам молодёжи

 

2.2. Содержание и формы  работы социальных учреждений

 

органов по делам молодёжи

 

2.3.Содержание и организация  социальной работы с молодёжью

 

в сфере досуга

 

III. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ  И ТРУДОУСТРОЙСТВУ

МОЛОДЕЖИ                                                                                                    17-26

 

3.1. Молодёжь на рынке труда

 

3.2. Социальная поддержка  безработной молодёжи

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     27

 

ЛИТЕРАТУРА                                                                                                       29

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодёжи остаётся неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулёз). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодёжи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.

Не снижается число детей - "социальных сирот", инвалидов, безнадзорных. В особо сложных условиях находятся молодые люди из числа беженцев и вынужденных переселенцев.

Отсюда у молодёжи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряжённости среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодёжи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

В целом социальное положение  молодёжи в России отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде.

Моя тема особенно актуальна, так как молодёжь – это будущее России. На данный момент молодёжь составляет 27% населения планеты, и именно она займёт со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.          ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

1.1. Положение молодёжи в обществе

"Молодёжь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

Прежде чем говорить о  социальном положении и защите молодёжи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные учёные считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодёжи до 35 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определённый социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

К началу XXI в. в молодёжной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, чётко характеризуют положение российской молодёжи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 39,6 млн человек, или 27% населения страны.

Естественное изменение  численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.

Немало проблем связано  со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных.

Главной причиной ухудшения  здоровья молодёжи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодёжных программ, принятых Правительством РФ.

В сфере образования молодёжи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодёжи к знаниям, учёбе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодёжи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.

Безусловно, молодёжь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

Об остроте социального  положения молодого поколения в  российском обществе говорят и явления  социальной патологии в молодёжной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.

Невольно встаёт вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодёжью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без неё обходиться, живёт за чертой бедности.

 

1.2. Государственная молодёжная политика

 

Под государственной молодёжной политикой (ГМП) подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив.

Государственная молодёжная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодёжи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодёжная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

Объектом государственной молодёжной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодёжные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодёжные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Создание современной  системы координации молодёжной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодёжи.

Сферу его деятельности составили: обеспечение координации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодёжной политики; методическое руководство комитетами по делам молодёжи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодёжи; государственная поддержка молодёжных и детских организаций и т. д.    

Принципы деятельности органов  исполнительной власти государства  по реализации ГМП основываются на конституционных положениях равенства  прав и свобод человека и гражданина, государственной защиты указанных  прав и свобод, создания условий  достойной жизни и свободного развития человека и гражданина. Реализация этих положений в отношении молодёжи обеспечивается на следующих принципах:

1. Принцип ответственности  - государство ответственно перед  новыми поколениями россиян за  социально-экономическое, экологическое,  культурное состояние страны, а  новые поколения ответственны  за сохранение и преумножение  полученного наследия.

2. Принцип преемственности  - государственная молодёжная политика  не может зависеть от организационных  перемен в системе управления  государством, прихода либо ухода  тех или иных политических  деятелей, должностных лиц органов  государственной власти. Принятые  стратегические направления государственной  молодёжной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.

3. Принцип приоритетности - меры в области государственной  молодёжной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности инвестиций в молодёжь. Эта установка предполагает подход к расчётам финансовых средств на цели поддержки молодёжи и ее объединений, основанный на прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений, как в обозримой, так и особенно в отдалённой перспективе.

4. Принцип участия - молодёжь - не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник социальных преобразований. Поддержка молодёжных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодёжи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодёжные детские общественные объединения - активные участники формирования и реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации.

Принцип деятельности органов  исполнительной власти государства  по реализации ГМП:

- соблюдения прав и законных интересов молодёжи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации;

- осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации;

- осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации;

- сочетания государственных, общественных интересов и прав личностей в формировании и реализации государственной молодёжной политики;

- привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодёжи и общества в целом;

- предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг, но общению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

- приоритета общественных инициатив, но сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодёжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ  ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

2.1. Система учреждений  органов по делам молодёжи

 

Деятельность учреждений органов по делам молодёжи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек.

Социальные службы могут  быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодёжи (социальными учреждениями для молодёжи). К государственной системе социального обслуживания молодёжи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 3 "О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодёжи органов по делам молодёжи" относятся:

• государственные предприятия  и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов  по делам молодёжи;

• государственные предприятия  и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Информация о работе Основные направления социальной работы с молодежью