Основные направления социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:45, реферат

Описание работы

Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодёжи остаётся неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулёз). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодёжи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 4-7

1.1. Положение молодёжи в обществе

1.2. Государственная молодёжная политика

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ
МОЛОДЕЖИ 8-16

2.1. Система учреждений органов по делам молодёжи

2.2. Содержание и формы работы социальных учреждений

органов по делам молодёжи

2.3.Содержание и организация социальной работы с молодёжью

в сфере досуга

III. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ
МОЛОДЕЖИ 17-26

3.1. Молодёжь на рынке труда

3.2. Социальная поддержка безработной молодёжи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

ЛИТЕРАТУРА 29

Файлы: 1 файл

Реферат СОЦ.ПРОБМОЛОД.docx

— 70.34 Кб (Скачать файл)

И надо всегда помнить что, получив диплом о профессиональном образовании, останавливаться в  развитии не следует: работа в жёсткой конкурентной среде на рынке труда требует постоянного повышения профессионального уровня. Тот, кто хорошо подумал, прежде чем выбрать профессию или специальность, кто старался совмещать работу и учёбу, с большей вероятностью найдёт своё место в экономике.

 

3.2. Социальная поддержка  безработной молодёжи

Безработица — сложное  социально-экономическое явление, при  котором часть экономически активного  населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы).

К безработным в соответствии с законодательством Российской Федерации относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней.

На основании российского  законодательства безработными не могут  быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплекс­ное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодёжи — одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.

Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодёжные биржи труда (МБТ), которые оказывают содействие подросткам и молодёжи в постоянном или временном трудоустройстве.

Функционируют молодёжные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.

Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодёжи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряжённости в молодёжной среде региона и обществе в целом.

Для достижения этой цели предусматривается  решение следующих задач:

- создание правовых и  организационных условий для предотвращения значительного роста безработицы среди молодёжи;

- социально-психологическая  адаптация молодых людей к  рыночным условиям;

- обеспечение занятости  с ориентацией на интересы и способности человека;

- создание системы информации, способствующей принятию решения о трудоустройстве, обучении и переквалификации;

- правовое просвещение  молодёжи;

- профилактика правонарушений среди подростков и молодёжи;

- содействие системе поддержки  молодой семьи. Поставленные задачи  реализуются на основе соответствующих региональных социальных программ.

Эффективным средством социальной защиты молодёжи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:

- свободу выбора рода  деятельности, в том числе с  разным режимом труда;

- охрану труда, правовую  защиту от необоснованного уволь­нения  или необоснованного отказа в приёме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантируются:

- бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

- обеспечение социальной  поддержки;

- компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское  обслуживание и медицинское освидетельствование  при приёме на работу и направление на обучение;

- возможность заключения  срочных трудовых договоров на  участие в оплачиваемых общественных  работах, организуемых с учётом возрастных и иных особенностей граждан.

Важной составляющей государственной социальной поддержки для молодёжи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

 

- выплату пособий по  безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности  безработного;

- выплату стипендии в  период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

- возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Граждане, обратившиеся в  службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального  обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодёжью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.

Содействие занятости  и трудоустройству молодёжи может быть организовано по нескольким направлениям:

1. Образование молодёжи — проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодёжи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодёжи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учётом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

Для успешной адаптации школьников к трудовой деятельности реализуется программа "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении школьника. В ходе реализации программы появляется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.

Программа "Эффективное поведение на рынке труда" рассчитана уже на более взрослую категорию молодёжи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем.

Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых  людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Реализация данных программ даёт молодёжи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

2. Содействие профессиональной  подготовке молодёжи. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодёжи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодёжи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке  пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

Эффективность системы профессионального  образования молодёжи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.

3. Изменение порядка приёма молодёжи на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодёжи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодёжи может стать смягчение критериев приёма на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

Сегодня есть возможность  совместить вторичную занятость  несовершеннолетних с ориентацией  на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости  молодёжи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям, и ориентирована на выполнение социальных функций. Социальный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.

4. Квотирование мест для молодёжи. Для усиления социальной защищённости молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодёжи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодёжи социально незащищённым категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

5. Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодёжи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель даёт возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

В стратегическом плане речь идёт о подготовке поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подготовку следует рассматривать как самостоятельную образовательную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предпринимательского образа. Второе является линией подготовки специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.

6. Привлечение молодёжи к оплачиваемым общественным работам. Элементом поддержки безработной молодёжи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодёжи.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, и  безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах  пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие  на учёте длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

Общественная работа позволяет снизить социальную напряжённость, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.

Удельный вес граждан  до 30 лет, принимавших участие в  общественных работах, составляет в  среднем по России около 30%. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имеющие трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объем вовлечения граждан в данную форму занятости зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодёжи в ней участвовать.

Информация о работе Основные направления социальной работы с молодежью