Основные направления социальной работы с ВИЧ – инфицированными клиентами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить социальную работу, проводимую с ВИЧ – инфицированными клиентами.
Задачи:
Изучить возникновение ВИЧ – инфекции, как социальной проблемы,
Выявить проблемы ВИЧ – инфицированных клиентов,
Проанализировать нормативно – правовую базу, касающуюся ВИЧ – инфицированных людей,
Рассмотреть методы и формы социальной работы с ВИЧ – инфицированными клиентами,
Назвать этические основы социальной работы с ВИЧ – инфицированными людьми,
Рассмотреть социальную работу с ВИЧ – инфицированными лицами в городе Омске.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………2
Глава 1.
ВИЧ – Инфекция как социальная проблема……………………………………………5
1.1. Возникновение ВИЧ – инфекции………………………………………………….. 5
1.2. Проблемы ВИЧ – инфицированных людей……………………………………….8
Нормативно правовая база…………………………………………………………12
1.4. Этические основы социальной работы с ВИЧ – инфицированными
клиентами………………………………………………………………………….16
Глава 2.
Основные направления социальной работы с ВИЧ – инфицированными клиентами..24
2.1. Методы и формы социальной работы с ВИЧ – инфицированными людьми….….24
2.2. Социальная работа с ВИЧ-инфицированными лицами
в городе Омске……………………………………………………………………….…….30
Заключение…………………………………………………………………………………36
Список используемых источников и литературы………………

Файлы: 1 файл

ВИЧ курсовик.docx

— 92.09 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Основные направления социальной работы с ВИЧ – инфицированными клиентами.

2.1. Социальная работы с ВИЧ – инфицированными людьми

   Большинство проблем  ВИЧ – положительных клиентов  и членов их семей могут  быть успешно решены лишь при  разностороннем сотрудничестве  учреждений различных ведомств.

   Для обеспечения  конфиденциальности социальное  сопровождение ВИЧ – положительных  клиентов лучше вести одному  специалисту – доверенному лицу.

  Специалисту, сопровождающему  ВИЧ положительного клиента, следует:

  • Знать социальных партнеров, которые могут ему помочь в решении проблем ВИЧ – положительного клиента и членов его семьи;
  • Поддерживать связь с местными организациями и структурами, работающими с ВИЧ – положительными людьми;
  • Иметь информационно – методический материал, необходимый для сопровождения клиента, в котором должны содержаться необходимые сведения о заболевании, законодательстве и других вопросах.

 

Социальную работу с ВИЧ-положительными клиентами условно можно разделить на четыре этапа:

Первый этап —  установление контакта с ВИЧ - положительным  клиентом и членами его семьи. Важным моментом на этом этапе является первая встреча социального работника с клиентом, так как от нее зависит последующее взаимодействие. Социальный работник должен определить основную тему беседы, круг проблем, в решении которых он может помочь.

Нерефлексивное слушание — простейший прием, в основе которого лежит умение молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Он особенно подходит в работе с ВИЧ-положительными клиентами и членами их семей, так как им в большей степени необходимо сочувствие и понимание, чем совет.

Этот прием требует  большого внимания от специалиста, умения в нужный момент короткими фразами, междометиями, мимикой выразить одобрение и поддержку клиенту. Категорически недопустимы упреки и обвинения

В случае, когда клиент ищет поддержки и участия в решении его проблем, лучше использовать метод рефлексивного слушания, которое характеризуется активной поддержкой беседы. Этот метод позволяет раскрыть смысл сообщений, выяснить их реальное значение.

Наиболее часто при  рефлексивном слушании применяются  следующие приемы:

• выяснение — социальный работник обращается к клиенту за уточнениями, используя фразы: «Повторите еще раз», «Я не понял, что Вы имеете в виду?»;

• перефразирование — социальный работник выражает мысль клиента другими словами для уточнения ее сути: «Правильно ли я понял, что ...». «По Вашему мнению...», «Если я правильно Вас понял, то ...»;

• отражение — прием, позволяющий показать отношение  социального работника к говорящему, помогающий клиенту осознать свое эмоциональное  состояние. Фраза может начинаться так: «Я понимаю, что Вы чувствуете», «Мне кажется, что Вы чувствуете...». Когда Вам необходимо подчеркнуть интенсивность чувств, то можно сказать: «Вы очень переживаете по поводу...»;

• резюмирование — применяется в продолжительных беседах для подведения итога, при обсуждении разногласий, решении проблем. Фраза может начинаться: «Итак, если подвести итог всему сказанному Вами, то ...», «Все сказанное означает, что...», «Итак, как я понимаю, в решении Ваших проблем может помочь...» и т.д.

На первом этапе работы ВИЧ-положительному клиенту предлагается сотрудничество для разрешения выявленных проблем, гарантируется конфиденциальность и подписывается двухсторонний договор между клиентом и учреждением в лице специалиста по социальной работе. Значение этого документа — в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, определенных деловых отношений для достижения общей цели.

Второй  этап — определение задач, составление  индивидуального плана социально-психологической реабилитации, определение необходимой помощи социальных партнеров. Мероприятия плана индивидуальной социально-психологической реабилитации определяются, исходя из выявленных проблем ВИЧ-положительный клиентов, например:

• восстановление документов, оформление временной регистрации, поиск возможностей для получения постоянного жилья;

• определение группы инвалидности и оформление пенсии;

• содействие в трудоустройстве;

• содействие несовершеннолетним в возвращении в школу или ПТУ;

• устройство ребенка в  дошкольные учреждения;

• помощь в проведении досуга, организации учебы, получении профессиональных навыков;

• сотрудничество со всеми  организациями, помогающими данному клиенту участвовать в полноценной жизни общества;

• медицинская, социальная и психологическая реабилитация;

• содействие в получении  лечения сопутствующих заболеваний;

• защита прав и интересов  клиента, в том числе в судебном порядке, перед лицом официальных  инстанций. развитие навыков клиента по защите собственных интересов и прав;

• противостояние дискриминации  и стигматизации по отношению к клиенту;

• содействие налаживанию  и укреплению межличностных и внутрисемейных отношений.

В   индивидуальном   плане  социально-психологической реабилитации ВИЧ – положительного клиента определяют характер, объем, координация и проверка качества предоставленных услуг.

Третий этап — реабилитация клиентов и его семьи. На данном этапе  работы при решении вопросов межличностных отношений в семье специалист выступает посредником между клиентом и членами его семьи. Он предварительно (с согласия клиента) устанавливает связь с семьей, помогает разрушить сложившиеся стереотипы во взаимоотношениях, снимает напряжение и предубежденность между конфликтующими сторонами.

Общение между конфликтующими сторонами должно происходить на нейтральной территории. Во время  встречи не рекомендуется усаживать их напротив или близко друг к другу. Оставаясь беспристрастным, социальный работник предоставляет оппонентам возможности выражать всплески эмоций. вспоминать все пережитое, обвинять и каяться и многое другое, но только без жесткой грубости и оскорблений. Социальному работнику необходимо приложить усилия к нахождению сближения мнений и поиску компромиссных вариантов решения проблем.

Составной частью разрешения кризисной ситуации ВИЧ-положительного клиента, его реабилитации и реадаптации является работа по отстаиванию прав клиента и помощь в оформлении и получении льгот.

На третьем этапе реабилитационной работы очень важна роль социального  работника как координатора —  связующего звена между клиентами и учреждениями (организациями) — социальными партнерами.

Социальный работник:

• предварительно договаривается с учреждением (организацией) — социальным партнером о возможности оказания ими какой-либо помощи ВИЧ-положительному клиенту;

• сообщает клиенту точное название учреждения (организации), адрес, номер телефона и кабинета, этаж и вид транспорта, время приема и другую необходимую информацию;

• разъясняет клиенту, на какую  помощь учреждения (организации) —  социального партнера, он может надеяться.

• Другой действенной формой помощи, облегчающей действия клиента по достижению цели социально-психологической реабилитации, являются следующие действия социального работника:

• подготовка сопроводительного  письма, дающего четкое представление о целях и ожидаемых результатах обращения клиента в учреждение или организацию — социальных партнеров;

• доставка сопроводительного  письма учреждению (организации) — партнеру

• проведение предварительной  беседы с руководителем или специалистами  учреждения-партнера;

• сообщение клиенту фамилии, имени и отчества сотрудника, с  которым необходимо встретиться  клиенту для получения помощи.

В дальнейшем социальному  работнику необходимо убедиться  в том, что проблема ВИЧ-положительного клиента, с которой он обращался в учреждение (организацию) — партнера, решена.

Четвертый этапе — патронаж ВИЧ-положительного клиента и его семьи. На этом этапе проводятся мероприятия по предотвращению вторичных состояний социально-психологической дезадаптации, обусловленных неблагоприятным влиянием микросоциального окружения.

Социальный патронат предусматривает  не патернализм, а сотрудничество. Специалист не закрепляется за семьей «на долгие годы», в случае необходимости он активно помогает ей. На этапе социальной адаптации семьи к новым условиям жизни он оказывает социальную помощь в соответствии с потребностями клиента.

Консультации специалистов, тренинги по повышению самосознания, другие формы индивидуальной и групповой работы являются составными процесса социального патроната.

Результатом работы на данном этапе является снижение потребности  ВИЧ-положительного клиента и его семьи в социально-психологической помощи или отказ от такой помощи по причине ее ненадобности.

Разумеется, это далеко не полный перечень мероприятий индивидуальной реабилитации ВИЧ-положительный клиентов и членов их семей. Все зависит от состояния ВИЧ-положительного клиента, его личностных особенностей, социально-экономических условий его проживания, а также возможностей социального учреждения и его социальных партнеров.

 

2.2. Работа  с ВИЧ-инфицированными в городе Омске

  • В 1996 году в Омске открылся общеобразовательный молодежный добровольческий центр по профилактике ВИЧ/СПИДа –  общественная организация "Сибирская альтернатива".В этот период были официально зарегистрированы первые случаи ВИЧ-инфекции. Для противодействия распространению ВИЧ-инфекции, а также для поддержки международного движения «АнтиСПИД» инициативной молодежной группой была создана региональная общественная организация Центр «Сибирская Альтернатива». 

 

      В центре  проводиться обучающие семинары для добровольцев, участвующих в молодежных программах по первичной профилактике табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков. Центр заниматся просвещением молодых людей в вопросах профилактики ВИЧ/СПИДа, венерических заболеваний, сексуальной грамотности.

    Стоит отметить, что в Омской области процент ВИЧ - положительных молодых людей составляет около 74%. Из всех ВИЧ – инфицированных. Поэтому создание именно молодежного центра имеет большое значение.

    За период существования организации многие жители области смогли получить здесь консультационную помощь от врачей, психологов, юристов. Специалисты центра активно работают с наркопотребителями, лицами, вовлеченными в сферу секс-бизнеса, заключенными, представителями сексуальных меньшинств.

Партнеры  «Сибирской альтернативы»

- Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области;

- Омский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями;

- Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив;

- Немецкое общество технического сотрудничества (GTZ);

- Агентство Международного Развития США (USAID);

- Глобальная Инициатива ВОЗ/ООН по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами;

- Посольство Королевства Нидерландов в Российской Федерации;

- Посольство Канады в Российской Федерации;

- Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса);

- Фонд "За гражданское общество";

- Российское представительство Charities Aid Foundation;

- СПИД-Фонд «Восток-Запад»;

- Фонд социального развития и охраны здоровья "Фокус-Медиа";

- Общественная организация "Гуманитарный проект" г. Новосибирск;

- Общественный фонд "Сибирь-СПИД-помощь" г. Томск;

- И многие другие…

    • Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".

О центре:

Создание в Омской области  специализированной службы по профилактике СПИДа проходило через определенные этапы.

Первая лаборатория по диагностике ВИЧ-инфекции в Омской области была открыта в 1987 г. в  службе крови и разместилась на базе поликлиники областной клинической  больницы. В 1988 г. была открыта вторая лаборатория по диагностике ВИЧ-инфекции на базе областного кожно-венерологического  диспансера для обследования больных  венерическими заболеваниями. На основании приказа МЗ РСФСР №62 от 24.04.89 г. "Об организации службы профилактики СПИД в РСФСР" и во исполнении решения облисполкома №171 от 26.06.89 г. организован центр по профилактике и борьбе со СПИД в Омской области.

В 1990 г. две лаборатории  диагностики ВИЧ объединились и  вошли в состав Омского центра по профилактике и борьбе со СПИД. В 1995 г. согласно приказу Главного управления здравоохранения №91 от 28.06.95 г. Центр получил название – Омский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.

Информация о работе Основные направления социальной работы с ВИЧ – инфицированными клиентами