Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:47, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности социальной работы с инвалидами с освещением перехода от медицинской и социальной модели инвалидности к биопсихосоциальной. Предмет исследования – переход к биопсихосоциальная модель инвалидности.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, раскрыть основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями: социальное обслуживание инвалидов, реабилитацию и медицинское освидетельствование, изучить основные направления социальной работы с инвалидами в Советском районе и в г. Югорске, осветить цели и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями …………………………………………………6
1.1 Теоретические основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями ……………………………………………………………………..6
1.2 Правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями…………………………………………………………………… 11
1.2.1 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»………………………11
1.2.2 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»…………………………………………………… 14
1.2.3 Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»………………………………………16
1.2.4 Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг... 17
2. Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Цели и задачи Гос.прог-мы на 2011-2015гг………………… 21
2.1Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями……………………………………………………………………..21
2.1.1Реабилитация людей с ограниченными возможностями и медицинская экспертиза………………………………………………………… 21
2.1.2 Социальное обслуживание инвалидов……………………………….26
2.1.3Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями в Советском районе и в г. Югорске…………29
2.2 Цель и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг…………………………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………… 40
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретические и
правовые основы социальной
1.1 Теоретические основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями ……………………………………………………………………..6
1.2 Правовые основы социальной работы
с людьми с ограниченными возможностями……………………………………………
1.2.1 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»………………………11
1.2.2 Федеральный закон
от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в РФ»……………………
1.2.3 Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»………………………………………16
1.2.4 Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг... 17
2. Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Цели и задачи Гос.прог-мы на 2011-2015гг………………… 21
2.1Основные направления
2.1.1Реабилитация людей с ограниченными
возможностями и медицинская экспертиза……………………………………………………
2.1.2 Социальное обслуживание инвалидов……………………………….26
2.1.3Основные направления
2.2 Цель и задачи Государственной
программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг…………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
Список использованных источников………………………… 40
ВВЕДЕНИЕ
Инвалидность –
Эффективное
решение проблем инвалидности и инвалидов
требует формирования единства взглядов
на понятия «инвалид» и «инвалидность».
Нетрудоспособные граждане в каждой стране
составляют предмет заботы государства,
которое социальную политику ставит во
главу угла своей деятельности. Основной
заботой государства по отношению к пожилым
людям и инвалидам является их материальная
поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.).
Однако нетрудоспособные граждане нуждаются
не только в материальной поддержке. Важную
роль играет оказание им действенной физической,
психологической, организационной и другой
помощи.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов ( 2006 г.), к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. При этом Конвенция констатирует, что инвалидность - это эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни.
Специалисты долгое время
рассматривали понятие
«инвалидность», отталкиваясь
преимущественно от биологических предпосылок,
расценивая ее возникновение в основном
как следствие неблагоприятного исхода
лечения. В связи с этим социальная
сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности,
как основном показателе инвалидности.
Поэтому основной задачей
врачебно-трудовых экспертных комиссий
было определение того,
какую профессиональную деятельность
освидетельствуемый не может
выполнять, а что может
— определялось на основе субъективных,
преимущественно биологических,
а не социально-биологических критериев.
Понятие «инвалид» сужалось
до понятия «неизлечимо больной». Таким
образом, социальная роль человека в
действующем правовом поле и конкретных
экономических условиях отступала на
второй план, и понятие «инвалид»
не рассматривалось с точки зрения
многопрофильной реабилитации, использующей
социальные, экономические,
психологические, образовательные
и другие необходимые технологии.
С начала 90-х годов традиционные
принципы государственной политики,
направленной на решение проблем
инвалидности и инвалидов в связи со сложной
социально-экономической ситуацией в
стране утратили свою эффективность. Надо
было создавать новые, приводить
их в соответствие с нормами международного
права. В настоящее время инвалид
характеризуется как лицо, которое имеет
нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами,
приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной
защиты (Федеральный закон «О
социальной защите инвалидов
в Российской Федерации»,1995).
Предметом данного
исследования стали источники, федеральные и региональные
указы, отражающие направления социальной
работы, непосредственно, труды ученых
и преподавателей М. В. Фирсова, В. И. Курбатова,
Е. И. Холостовой, Е.Р. Ярской-Смирновой,
Э.К. Наберушкиной, О.И. Карякиной, Т.Н. Карякиной,
Е.Г. Студеновой.
Объект данного исследования – социальная
работа с инвалидами.
Цель исследования – изучить особенности
социальной работы с инвалидами с освещением
перехода от медицинской и социальной
модели инвалидности к биопсихосоциальной.
Предмет исследования – переход к биопсихосоциальная
модель инвалидности.
Исходя из цели исследования,
необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы
социальной работы с людьми с ограниченными
возможностями, раскрыть основные направления
социальной работы с людьми с ограниченными
возможностями: социальное обслуживание
инвалидов, реабилитацию и медицинское
освидетельствование, изучить основные
направления социальной работы с инвалидами
в Советском районе и в г. Югорске, осветить
цели и задачи Государственной программы
«Доступная среда» на 2011-2015 гг.
1. Теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями
1.1 Теоретические основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями
Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Социальная работа существует, в основном, как практическая деятельность. Данная деятельность направлена на социальную помощь и поддержку различных социальными групп: людей пожилого возраста, с ограниченными возможностями, беженцев, семей с детьми и т.д.
Цели социальной работы с различными социальными группами, в том числе, с инвалидами, конкретизируются в следующих задачах:
1. Максимально развивать
индивидуальные способности и
нравственно-волевые качества
Особенно важно формировать представление о том, что к полноценным и долговременным позитивным изменениям в жизни клиентов могут привести только их собственные личные усилия, желание работать, повышать свой жизненный потенциал. Рыночное общество выработало особый взгляд на человека-работника, при котором главной характеристикой является его рыночная стоимость. Желающий преуспеть на рынке должен выйти на этот рынок со знаниями и умениями, обязательными сегодня, на которые есть спрос, а значит, необходимо овладевать новыми или смежными профессиями, повышать свою квалификацию, изыскивать средства и способы создания конкурентно способных товаров и услуг.
2. Содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует.
Акцент на самопомощь и саморазвитие клиента; не должен заслонять важности привлечения таких естественных источников помощи, как близкие и дальние родственники, использование дружеских и соседских связей, привлечение сослуживцев и участников тех неформальных организаций (ветеранских, церковных, любительских по интересам и пр.), членом которых является или может являться данный клиент.
3. Вырабатывать основные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровнях их законодательного принятия и исполнительного осуществления.
Для эффективного решения назревших проблем социальные работники должны участвовать в конкретной политической деятельности, решая проблемы законодательного обеспечения прав человека, социального реформирования общества.
4. Проводить работу
по профилактике и
Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, полноценного сбалансированного питания, организация диспансеризации и вакцинации населения способствуют поддержанию здоровая нации, сохранению оптимального уровня жизни.
5.Способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категории граждан, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.
В закрытом тоталитарном обществе бюрократия стремится ограничить населению доступ к информации. Многие работники социальных служб в советское время усвоили роль чиновников, негативно и неуважительно относящихся к клиентам, дезинформирующих их и нарушающих гражданские права. Подобное отношение к своим подопечным не редкость и сегодня.
Новые поколения социальных работников должны усвоить Этический кодекс социальных работников, принятый мировым сообществом, воспринять ценности открытого общества, понять свою миссию гуманистической помощи и поддержки нуждающимся.
Правительством РФ разработаны Правила признания лица инвалидом. Настоящие Правила определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина
Условиями признания
а) нарушение здоровья
со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью).
Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях. Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов. Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.
Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности, в том числе, и людей с различными ограничениями. Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.
Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе частично обоснованны. Инвалидность — это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью. Наилучшая модель инвалидности будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей. Эта модель инвалидности называется биопсихосоциальной моделью.