Основные направления социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности социальной работы с инвалидами с освещением перехода от медицинской и социальной модели инвалидности к биопсихосоциальной. Предмет исследования – переход к биопсихосоциальная модель инвалидности.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, раскрыть основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями: социальное обслуживание инвалидов, реабилитацию и медицинское освидетельствование, изучить основные направления социальной работы с инвалидами в Советском районе и в г. Югорске, осветить цели и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями …………………………………………………6
1.1 Теоретические основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями ……………………………………………………………………..6
1.2 Правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями…………………………………………………………………… 11
1.2.1 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»………………………11
1.2.2 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»…………………………………………………… 14
1.2.3 Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»………………………………………16
1.2.4 Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг... 17
2. Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Цели и задачи Гос.прог-мы на 2011-2015гг………………… 21
2.1Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями……………………………………………………………………..21
2.1.1Реабилитация людей с ограниченными возможностями и медицинская экспертиза………………………………………………………… 21
2.1.2 Социальное обслуживание инвалидов……………………………….26
2.1.3Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями в Советском районе и в г. Югорске…………29
2.2 Цель и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг…………………………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………… 40

Файлы: 1 файл

КУрсовя ОСн. направл. соц. работы.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, завершая данный параграф курсовой работы, можно  сделать следующие выводы: социальная работа направлена на социальную помощь и поддержку людей, с ограниченными возможностями. Социальная работа с  инвалидами должна способствовать развитию индивидуальных способностей и нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельным действиям к принятию личной ответственности за все, происходящее в их жизни, содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует, способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категории граждан, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.

Признание гражданина инвалидом  осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством.

Усилия социальных работников, и всего общества в целом, должны способствовать переходу к биопсихосоциальной модели инвалидности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Правовые основы  социальной работы с людьми  с ограниченными возможностями

 

1.2.1 Федеральный закон  от 2 августа  1995 г. № 122-ФЗ «О  социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов»

 

 

 

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

В Российской Федерации  последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышения доходов и качества жизни.

В августе 1995г. выходит  федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», в ноябре – «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»,  «О  социальной защите инвалидов в РФ». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты инвалидов.

Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в т.ч. дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Вторая глава Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ устанавливает права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Третья глава данного  закона устанавливает формы  социального  обслуживания, дает развернутую характеристику  форм обслуживания.

В статье 16 третьей главы предусмотрено 5 форм социального обслуживания: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь.

Гражданам пожилого возраста  и инвалидам может  предоставляться жилое помещение  в домах жилого фонда социального использования.

Социальное  обслуживание по желанию граждан  пожилого возраста и инвалидов может  осуществляться на   постоянной или  временной основе.

 В статьи 17,18,19,20 даны понятия форм социального  обслуживания и перечни гарантированных государством услуг.

В статье  21 данной главы установлены обязанности администрации стационарного учреждения социального обслуживания. В статья  23 расшифровано понятие социально-консультативной помощи.

Глава четвертая закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» устанавливает организацию социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Статья 25 гласит: «Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания.

Статья 30 определяет статус учреждений социального обслуживания. Статья 31 данного закона определяет основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Статья 33 устанавливает общественные объединения, относящиеся к негосударственному сектору социального обслуживания.

Глава 5 выше указанного закона устанавливает права на осуществление  профессиональной деятельности в сфере  социального обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.2 Федеральный закон  от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной  защите инвалидов в РФ»

 

 

 Настоящий Федеральный  закон определяет государственную  политику в области социальной  защиты инвалидов в Российской  Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,  экономических, политических и других  прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской  Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В главе первой данного  закона даются основные понятия, используемые в данном документе: понятие «инвалид», основания определения инвалидности,

понятие социальной защиты инвалидов. Статьи 4 и 5 данной главы устанавливает компетенцию федеральных и региональных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. Статья 6 узаконивает ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности.

 Глава вторая закона «О социальной защите инвалидов в РФ» дает понятие медико-социальной экспертизы и возлагает на государственную службу медико-социальной экспертизы перечень обязанностей.

Третья глава выше указанного  закона дает понятия: реабилитации инвалидов, федеральной базовой программы реабилитации инвалидов, индивидуальной программы реабилитации инвалида, государственной службы реабилитации  инвалидов.

Четвертая глава данного  закона посвящена обеспечению жизнедеятельности  инвалидов. В нее вошли статьи, узаконивающие медицинскую помощь инвалидам, обеспечение  беспрепятственного доступа инвалидов к информации, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и т.д.

 Следует отметить  три принципиальных положения,  составляющих основу Закона.

Первое - это наличие  у инвалидов особых прав на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных  участков для индивидуального жилищного  строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие. Например, жилые помещения должны теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других обстоятельств.            Вводятся особые условия для обеспечения занятости инвалидов. Для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, имеющих численность работников более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов - в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).

Второе немаловажное положение - это право инвалидов  быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ должны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Третье положение провозглашает  создание специализированных государственных  служб: медико-социальной экспертизы и  реабилитации. Они призваны формировать  систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. При этом среди функций, возлагаемых на государственную службу медико-социальной экспертизы, - определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание; уровня и причин инвалидности населения и др. Закон обращает внимание на основные направления решения проблем инвалидов. В частности, в нем говорится об их информационном обеспечении, вопросах учета, отчетности, статистики, потребностях инвалидов, о создании безбарьерной среды жизнедеятельности.

   Закон говорит о создании комплексной системы многопрофильной реабилитации инвалидов, включающей медицинский, социальный и профессиональный аспекты. Затрагивает он и проблемы подготовки профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе и из самих инвалидов.

 

 

1.2.3 Закон ХМАО-Югры  от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»

 

 

Согласно данному региональному  закону инвалидам предоставляются  следующие меры социальной поддержки:

1. Бесплатное изготовление  и ремонт зубных протезов, за исключением из дорогих металлов.

2.Передача в собственность транспортных средств инвалидам,  вставшим на очередь до 31 декабря 2004 года и получившим их в пользование в качестве средств реабилитации, в порядке, установленном законодательством.

3.Предоставление инвалидам  бесплатных услуг по ремонту  их транспортных средств.

4. Бесплатное обеспечение трудоспособных  инвалидов техническими средствами  реабилитации.

 

 

 

1.2.4 Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг.

 

 

 

С учетом требований Конвенция ООН о правах инвалидов, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), доступная среда может определяться как физическое окружение,  транспорт, информация и связь, дооборудованные, путем устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей, с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.  
          Важнейшим условием формирования доступной среды является индивидуальный подход в решении вопросов доступности применительно к каждому конкретному инвалиду с учетом его потребностей, окружения, семейных условий, образования, вида трудовой деятельности, личностных особенностей; сопоставления желаний инвалида и его объективных возможностей.   
           В настоящее время доступность среды для инвалидов в Российской Федерации находится на низком уровне.  
           Рекомендации Комитета Министров Европы государствам-членам о достижении полного участия благодаря универсальному дизайну подчеркивают необходимость разработки таких решений, которые ориентируются на все общество, при проектировании с учетом адаптируемости и совместимости, для того, чтобы охватить как можно большее количество людей, включая и лиц с инвалидностью, исходя в целом из того, что разработка политики, планирование, застройка, информация, изделия и услуги должны отвечать потребностям людей с разными возможностями. .  
          Конвенция ООН о правах инвалидов устанавливает международные обязательства государств-участников в области реабилитации инвалидов, предусматривая осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, реализации физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни общества, - путем организации, укрепления и расширения комплексных реабилитационных услуг и программ.

Для решения вышеизложенных проблем Правительство РФ в марте 2011г. утвердило Госпрограмму «Доступная среда» на 2011-2015 гг. общей стоимостью 46,888 млрд. руб. В том числе из федерального бюджета запланировано выделить 26 млрд 900 млн руб, из средств бюджетов субъектов РФ – 19 млрд 718,99 млн руб, а из внебюджетных источников необходимо привлечь 269,34 млн руб. Целью программы является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни.

Таким образом, завершая данный параграф можно сделать следующие выводы. Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Информация о работе Основные направления социальной работы