Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:47, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности социальной работы с инвалидами с освещением перехода от медицинской и социальной модели инвалидности к биопсихосоциальной. Предмет исследования – переход к биопсихосоциальная модель инвалидности.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, раскрыть основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями: социальное обслуживание инвалидов, реабилитацию и медицинское освидетельствование, изучить основные направления социальной работы с инвалидами в Советском районе и в г. Югорске, осветить цели и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретические и правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями …………………………………………………6
1.1 Теоретические основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями ……………………………………………………………………..6
1.2 Правовые основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями…………………………………………………………………… 11
1.2.1 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»………………………11
1.2.2 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»…………………………………………………… 14
1.2.3 Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»………………………………………16
1.2.4 Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг... 17
2. Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Цели и задачи Гос.прог-мы на 2011-2015гг………………… 21
2.1Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями……………………………………………………………………..21
2.1.1Реабилитация людей с ограниченными возможностями и медицинская экспертиза………………………………………………………… 21
2.1.2 Социальное обслуживание инвалидов……………………………….26
2.1.3Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями в Советском районе и в г. Югорске…………29
2.2 Цель и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг…………………………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………… 40
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, расшифровывает понятие «инвалид», основания определения инвалидности, понятие социальной защиты инвалидов, понятие реабилитации инвалидов, медико-социальной экспертизы и возлагает на государственную службу медико-социальной экспертизы перечень обязанностей.
Данный закон устанавливает компетенцию федеральных и региональных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов и узаконивает ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности.
Основная глава данного
закона посвящена обеспечению
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг разработана с учетом международные обязательства в области реабилитации инвалидов, предусматривая осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, реализации физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни общества.
Таким образом, завершая первую главу курсовой работы, можно сделать следующие выводы: социальная работа направлена на социальную помощь и поддержку людей, с ограниченными возможностями.
Признание гражданина инвалидом
осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной
оценки состояния организма гражданина
на основе анализа его клинико-функциональных,
социально-бытовых, профессионально-трудовых
и психологических данных с использованием
классификаций и критериев, утверждаемых
Министерством. Действующее федеральное
законодательство устанавливает обязательства
Правительства Российской Федерации,
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления, организаций независимо
от организационно-правовых форм по созданию
условий для беспрепятственного доступа
инвалидов к информации и объектам социальной
инфраструктуры, беспрепятственного пользования
транспортом, средствами связи и информации,
а также ответственность за уклонение
от исполнения требований к созданию этих
условий,
но не решает в полной мере проблему обеспечения
беспрепятственного доступа инвалидов
к информации, объектам социальной, транспортной
и инженерной инфраструктур. Инновационным
методом решения проблемы равной доступности
всех членов общества к услугам и инфраструктуре
является создание стратегии Универсального
дизайна, которая направлена на то, чтобы
проектирование и состав разных типов
среды, изделий, коммуникаций, информационных
технологий и услуг были доступны и понятны
всем.
Раскрывая теоретические
и правовые аспекты социальной работы
можно сделать заключение, что в Российском
обществе происходит постепенный переход
от медицинской модели инвалидности к
биопсихосоциальной.
2. Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Цели и задачи Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг»
2.1Основные направления социальной работы с людьми с ограниченными возможностями
2.1.1Реабилитация людей с ограниченными возможностями и медицинская экспертиза
Развитие государственной
Одной из основных форм социальной работы с людьми с ограниченными возможностями является реабилитация.
Комитет ВОЗ (1980 г.) дал
определение медицинской
Реабилитацию
инвалидов следует рассматривать с двух
позиций. С одной стороны, реабилитация
инвалида – это процесс восстановления
здоровья человека и его социальных связей
с окружающим миром вследствие активизации
естественных биологических и физиологических
механизмов и собственных усилий личности.
С другой стороны, реабилитация инвалида
– это система социально-экономических,
медицинских, профессиональных, педагогических
и других реабилитационных мероприятий,
направленных на предупреждение прогрессирования
патологического процесса, восстановление
здоровья и личности, устранение или максимально
возможную компенсацию ограничений жизнедеятельности
человека2.
Медицинские меры реабилитации инвалидов – это комплекс медицинских мер воздействия на человека, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Целью этих мер является восстановление, поддержание и охрана здоровья инвалида.
Медицинские меры реабилитации включают:
- восстановительное
лечение, осуществляемое в
- санаторно-
курортное лечение,
- диспансерное
наблюдение, проводимое для динамического
медицинского контроля за
-медико-социальный
экспертный контроль с целью
динамической экспертной оценки состояния инвалида и
своевременной его коррекции должен осуществляться
службой медико- социальной экспертизы.3
Правильное
представление о последствиях болезни
имеет принципиальное значение для понимания
сути медицинской реабилитации и направленности
реабилитационных воздействий.
Оптимальным является устранение или
полная компенсация повреждения путем
проведения восстановительного лечения.
Однако это не всегда возможно, и в этих
случаях желательно организовать жизнедеятельность
больного таким образом, чтобы исключить
влияние на неё существующего анатомического
и физиологического дефекта. Если при
этом прежняя деятельность невозможна
или отрицательно влияет на состояние
здоровья, необходимо переключение больного
на такие виды социальной активности,
которые в наибольшей степени будут способствовать
удовлетворению всех его потребностей.
Основные
принципы медицинской реабилитации наиболее
полно изложены одним из ее основоположников
К. Ренкером:
1. Реабилитация должна осуществляться,
начиная с самого возникновения болезни
или травмы и вплоть до полного возвращения
человека в общество (непрерывность и
основательность).
2. Проблема реабилитации должна решаться
комплексно, с учетом всех ее аспектов
(комплексность).
3. Реабилитация должна быть доступной
для всех кто в ней нуждается (доступность).
4. Реабилитация должна приспосабливаться
к постоянно меняющейся структуре болезней,
а также учитывать технический прогресс
и изменения социальных структур (гибкость)
Медико-социальная
экспертиза (далее - МСЭ) - определение
в установленном порядке потребностей
освидетельствуемого лица в мерах социальной
защиты, включая реабилитацию, на основе
оценки ограничений жизнедеятельности,
вызванной стойким расстройством функций
организма. МСЭ осуществляется исходя
из комплексной оценки состояния организма
на основе анализа клинико-функциональных,
социально-бытовых, профессионально-трудовых,
психологических данных.
Порядок организации и деятельности Государственной службы МСЭ определяется Правительством РФ. Учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ. Расходы на содержание учреждений производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На Государственную службу МСЭ возлагаются:
1) определение
группы инвалидности, ее причин,
сроков, времени наступления
2) разработка
индивидуальных программ
3) изучение уровня
и причин инвалидности
4) участие в
разработке комплексных
5) определение
степени утраты
6) определение
причины смерти инвалида в
случаях, когда
Государственная служба МСЭ, входит в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. К учреждениям государственной службы МСЭ относятся бюро МСЭ (далее - бюро) и главное бюро МСЭ (далее - главное бюро).
Основными задачами этих учреждений являются:
-определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
-разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;
-формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих.
2.1.2 Социальное обслуживание инвалидов
Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социальных гарантий населению. Наряду с этим учреждения социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и т.п. организации, осуществляющие социальную помощь.4
Под социальным обслуживанием населения понимается деятельность соответствующих служб по социальной поддержке населения, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определены основные принципы социального обслуживания, среди которых: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется, в частности, гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают.
Порядок и условия
предоставления бесплатного надомного,
полустационарного и
При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:
- уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
- выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов РФ;
- информацию о своих правах, обязанностях, условиях оказания социальных услуг, о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг, об условиях их оплаты;
- добровольное согласие на социальное обслуживание (в отношении недееспособных граждан согласие дается их опекунами, а при их временном отсутствии – органами опеки и попечительства);
- отказ от социального обслуживания;
- конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг (такая информация составляет профессиональную тайну указанных работников);
- защиту своих прав и законных интересов, в т.ч. в судебном порядке.