Основные направления совершенствования мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта и внесения предложений по ее совершенствованию.
При выполнении работы использованы табличный и графический методы.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Раскрыть сущность мотивации труда на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой;
Рассмотреть и проанализировать мотивацию труда и ее значение на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь;
Выработать предложения по совершенствованию мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь;

Содержание работы

Введение
1. Мотивация труда на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой
1.1. Сущность и основные понятия мотивации труда
1.2 Зарубежный опыт мотивации труда в странах с развитой рыночной экономикой
2. Мотивация труда на предприятиях автомобильного транспорта в Республике Беларусь
2.1. Организационно экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка системы мотивации труда на предприятии
3. Основные направления совершенствования мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь
3.1. Экономическая эффективность и условия применения бестарифной системы оплаты труда на предприятиях автомобильного транспорта
3.2. Расчет показателей по улучшению мотивирования труда на УП «Белинтертранс»
3.3. Оценка контрактной системы оплаты труда и условия ее использования на УП «Белинтертранс
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

крис курс.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Со стороны работодателей в переговорах участвуют министерство труда и администрация правительства, со стороны работников – 4 основных профсоюза:

  • национальная федерация государственных служащих (20 ассоциаций);
  • национальная конфедерация профессиональных ассоциаций (40 ассоциаций);
  • конфедерация профессиональных союзов (10 ассоциаций);
  • национальный профсоюз учителей.

Парламент должен одобрить базовый коллективный договор, который

заключили договаривающиеся стороны, прежде чем он войдет в силу. Договор заключается на два года, но возможно внесение поправок и дополнений.

В Италии рамочный закон установил систему коллективного договорного регулирования заработной платы госслужащих по следующим секторам: в министерствах, неэкономических государственных организациях, государственных предприятиях (фирмах), в здравоохранении, образовании, исследовательских организациях, университетах. Парламент устанавливает оклады управляющим, высшим должностным лицам, работникам магистров, профессорам университетов.

Во Франции коллективное договорное регулирование стало развиваться после реформы 1983 года. Однако до сих пор коллективные договоры – это лишь рекомендации для правительства, и оно вправе решать, внедрять ли ему коллективный договор в жизнь или нет. Следует отметить, что, хотя в коллективных переговорах участвуют 7 профсоюзов, госсектор ими слабо охвачен: доля членов профсоюзов составляет в сфере образования, финансов, коммунальных услуг 30%, в здравоохранении – 15%, среди работников региональных и муниципальных органов власти – лишь 10%.

В коллективных переговорах обсуждаются такие вопросы, как общие условия труда, рабочее время, профессиональное обучение, охрана труда, вопросы заработной платы для отдельных категорий работников. Последние предусматривают обязательное участие представителей министерства финансов. Основное требование на переговорах – чтобы базовая заработная плата не отставала от роста цен. Профсоюзы добились того, что в соответствии с реформой 1999 года увеличились ставки низших разрядов госслужащих, улучшились возможности продвижения по службе, были приняты во внимание появления новых профессий и общее повышение квалификации работников государственной службы. [7, 41c.]

В Канаде правительство имеет право вмешиваться в коллективные переговоры относительно повышения зарплаты даже в том случае, когда достигнуто соглашение, если бюджетный контроль выявит превышение зарплаты над возможностями бюджета. В этих случаях правительство вправе уменьшить рост зарплаты.

В ряде стран функционируют специальные государственные органы по регулированию условий труда госслужащих. Это агентство по управлению персоналом в госслужбе США, национальное агентство по персоналу в Японии, агентство по зарплате для высших должностных лиц в Великобритании. Они собирают информацию о зарплате в государственном и частном секторах, в различных отраслях экономики, о росте стоимости жизни, анализируют мнения заинтересованных сторон, используют возможности государства в деле увеличения зарплаты госслужащих, вносят в правительство соответствующие рекомендации. Их рекомендации позволяют правительству выработать баланс между государственным бюджетом, потребности госслужащих в повышении зарплаты и положением с материальным стимулированием на рынке труда. Но при этом исполнительные органы должны отчитываться перед законодателями и перед общественностью за свои действия в этом вопросе. Возможность платить – вот что лежит в основе решений о повышении зарплаты госслужащим. Так устанавливается зарплата в Германии (для чиновников), в Греции, Люксембурге, Турции.

Системы зарплаты госслужащих, как правило, предусматривают повышения зарплаты в связи с ростом цен или ростом средней заработной платы по стране. Поскольку госслужащие в большинстве случаев не имеют право бастовать, индексация зарплаты должна быть обязательной. При ежегодном принятии государственного бюджета во всех странах законодатели стремятся экономить на зарплате госслужащих. Это приводит к снижению ее уровня по сравнению с частным сектором и отражается на квалификации специалистов, занятых в госсекторе. Что, в конце концов, побудило, например, конгресс США принять закон о сопоставимости зарплаты федеральных служащих, предусматривающий, что изменения в ставках зарплаты госслужащих по генеральной шкале (тарифной сетке) должны быть тесно увязаны со стоимостью жизни, рассчитываемой бюро статистики труда. Правительство только в чрезвычайных ситуациях может не учитывать этих расчетов.

В других странах для регулирования уровня зарплаты госслужащих в регионах вводят специальные надбавки и выплаты. Так, например, в Германии госслужащим даются специальные надбавки в зависимости от стоимости жизни в различных регионах страны. Швейцария дает надбавки по зонам проживания. В Турции введены специальные надбавки для госслужащих, работающих в менее развитых регионах.

Конечно, эти надбавки играют свою роль в деле привлечения и сохранения кадров госслужащих, работающих в неблагоприятных регионах. Но вместе с тем они порождают и проблемы, прежде всего контроля над расходованием средств. Если условия жизни меняются, власти не могут ликвидировать надбавки, так как госслужащие, получающие эти надбавки, считают их частью основного заработка.

В Японии распространена система оплаты труда, фактически не используемая в других странах, при которой размер заработка определяется исходя из: 1) стажа работы на конкретном предприятии; 2) возраста работника; 3) образования; 4) специальности; 5) опыта работы по специальности. При этом размер заработной платы ежегодно повышается и у работников формируется так называемое чувство принадлежности к своей компании.

Кроме того, работодателем может устанавливаться любая иная форма оплаты труда, не нарушающая интересы работника, а также не ухудшающая его положение по сравнению с предусмотренным в коллективном договоре и в законодательстве.

 

2. МОТИВАЦИЯ ТРУДА  НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО  ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕБЕЛАРУСЬ

 

2.1 Организационно экономическая характеристика предприятия

 

Транспортно-экспедиторское республиканское унитарное предприятие «Белинтертранс», именуемое в дальнейшем УП «Белинтертранс», зарегистрировано решением Минского горисполкома от 14 июня 2000 года № 657 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100074472.

Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, штампы и другие реквизиты.

Имущество Предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество Предприятия является собственностью Республики Беларусь и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения.

Предприятие имеет обособленные структурные подразделения: Брестский филиал УП «Белинтертранс», Гомельский филиал УП «Белинтертранс», Гродненский филиал УП «Белинтертранс», Могилевский филиал УП «Белинтертранс» (Приложение 2).

Целью деятельности УП «Белинтертранс» является обслуживание грузовладельцев и экспедиторских фирм независимо от форм собственности и государственной принадлежности, обеспечение сотрудничества и взаиморасчетов, в том числе в свободно конвертируемой валюте, с перевозчиками и экспедиторскими фирмами государств СНГ и третьих стран, по перевозкам транзитных и экспортно-импортных грузов, а также извлечение прибыли от данной деятельности.

Виды деятельности:

- Организация перевозки  грузов в прямом и смешанном  внутриреспубликанском и международном сообщении и выполнении связанных с ней операций.

- Организация услуг, связанных  с ввозом, вывозом и транзитным  перемещением грузов через таможенную  границу Республики Беларусь, всоответствии  с таможенным законодательством  Республики Беларусь.

УП «Белинтертранс» состоит из аппарата руководства предприятием, шести отделов: бухгалтерии; экспедирования; провозных платежей и маркетинга; декларирования; экономики, управлении персоналом и правовой работы; технического обеспечения и вычислительной техники.

Рассмотрим основные показатели деятельности предприятия.

 

Таблица 2.1.Основные показатели деятельности УП «Белинтертранс» (в сопоставимых ценах, млн. руб.)

Показатель

2005г.

2006г.

Измненение 2006г. по отошению к 2005г. (+,-)

Выручка (нетто) от реализации товаров

1133

1535

+402

Себестоимость реализации товаров

368

940

+572

Коммерческие расходы

     

Прибыль от реализации

464

595

+131

Проценты к получению

6,4

15

+8,6

Прочие операционные доходы

2340

2340

0

Прочие операционные расходы

2347

2813

+466

Прочие внереализационные доходы

68

188

+120

Прочие внереализационные расходы

103

153

+50

Прибыль отчетного периода

430

636

++206

Рентабельность продаж (%)

- по прибыли от реализации  товаров

1,26

0,63

-0,63

- по прибыли оставшейся  после налогообложения

1,94

2,02

0,08


Примечание. Источник: собственная разработка

 

В соответствии с таблицей 2.1., в 2005, 2006гг. в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности услуг, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации услуг (1,26 и 1,94;2,02 и 0,63; )соответственно.

Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2005г. (на 131 млн.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и оставшейся после налогообложения.

Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного транспортного предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность УП«Белинтертранс», нельзя назвать удовлетворительной.

Сравним распределение прибыли от реализации услуг по филиалам в 2006 году с 2005 годом:

 

Таблица 2.2 Распределение прибыли

№ п/п

Структурные подразделения

2005 год

2006 год

1

Минск (головное предприятие)

316

135

2

Брестский филиал

24

40

3

Гомельский филиал

42

82

4

Гродненский филиал

336

340

5

Могилевский филиал

52

38

 

ВСЕГО

770

635


Примечание. Источник: собственная разработка.

 

В целях упорядочения использования прибыли, остающейся в

распоряжения предприятия, в УП «Белинтертранс» создаются следующие фонды специального назначения поквартально:

1. Фонд потребления (40 %).

Средства фонда потребления направляются на материальное поощрение работников коллектива и включают выплаты, относимые по статистической отчетности по труду к фонду заработной платы (выплаты стимулирующего, компенсирующего характера, оплата за неотработанное время и другие выплаты, не относимые на себестоимость продукции (работ, услуг). Кроме того, за счет средств фонда потребления производятся:

Информация о работе Основные направления совершенствования мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь