Основные направления совершенствования мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта и внесения предложений по ее совершенствованию.
При выполнении работы использованы табличный и графический методы.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Раскрыть сущность мотивации труда на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой;
Рассмотреть и проанализировать мотивацию труда и ее значение на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь;
Выработать предложения по совершенствованию мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь;

Содержание работы

Введение
1. Мотивация труда на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой
1.1. Сущность и основные понятия мотивации труда
1.2 Зарубежный опыт мотивации труда в странах с развитой рыночной экономикой
2. Мотивация труда на предприятиях автомобильного транспорта в Республике Беларусь
2.1. Организационно экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка системы мотивации труда на предприятии
3. Основные направления совершенствования мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь
3.1. Экономическая эффективность и условия применения бестарифной системы оплаты труда на предприятиях автомобильного транспорта
3.2. Расчет показателей по улучшению мотивирования труда на УП «Белинтертранс»
3.3. Оценка контрактной системы оплаты труда и условия ее использования на УП «Белинтертранс
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

крис курс.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Компенсация потерь в заработке, происшедшая не по вине работника, производится в следующих случаях:

  • При выполнении работ различной квалификации.
  • При невыполнении норм выработки, браке и простое.
  • При переводе на более лёгкую работу.
  • При переводе по состоянию работы на более лёгкую ниже оплачиваемую работу.
  • В связи с вынужденным прогулом.

Таким образом доплаты к тарифным ставкам работников УП «Белинтертранс» применяются в случаях, предусмотренных законодательством или в коллективном договоре. Они начисляются сверх основного заработка работника. При помощи доплат компенсируется повышенная интенсивность труда. Величина тарифной ставки (оклада), под которым понимается основной заработок, учитывает в основном постоянные факторы, т.е. затраты труда в пределах норм и заданий, и не учитывает личных качеств работников (отношение к труду, проявление творческой инициативы в выполнении заданий). Учёт этих личных качеств, которые в значительной степени влияют на рост производительности труда на УП «Белинтертранс», выполняет система премирования. Премирование дополнительно стимулирует работников на достижение результатов как индивидуального, так и коллективного труда, а так же их вклад в повышение эффективности оказанных услуг.

Общее понятие премирования принято подразделять на два более узких понятия: премирование как поощрение, предусматриваемое системой оплаты труда, и премирование как поощрение (награждение) отличившихся работников внес системы оплаты труда.

Премиальная система оплаты труда УП «Белинтертранс» предполагает выплату премии заранее предусмотренному кругу лиц на основании установленных конкретных показателей и условий премирования. Круг лиц подлежащих поощрению, показатели и условия премирования, размеры премий, конкретные по каждой профессии, должности (или их предельные размеры) предусматриваются в положении о премировании. На основании этих положений у работника при выполнении конкретных показателей и условий премирования возникает право требовать выплату премий, а у нанимателя- обязанность уплатить причитающуюся сумму.

Премирование индивидуально оплачиваемых рабочих осуществляется в первую очередь за выполнение производственных (нормированных) заданий, установленных исходя из планов участков и цехов, рост производительности труда, улучшение качества продукции (работ), освоение новой техники и технологии, сбережение всех видов ресурсов.

Премирование работников УП «Белинтертранс» производится пофакторно (раздельно). Пофакторное премирование рабочих по отдельным показателям осуществляется исходя из величины эффекта, заложенного в плановых уровнях каждого из них. На основе величины эффекта определяются нормативы (размер) премирования по каждому показателю.

При пофакторном премировании требуется соблюдать соотношение, при котором сумма премии не должна превышать величину эффекта. При этом величина эффекта определяется на основе изменения уровня плановых показателей по сравнению с их плановыми уровнями в базисном периоде.

Нормативы премирования дифференцируют в зависимости от напряженности задания.

Рассмотрим размеры и показатели премирования некоторых работников УП «Белинтертранс»

 

Таблица 2.6. Размеры и показатели премирования некоторых работников УП «Белинтертранс»

Наименование подразделения (должности)

Показатели премирования

Размер премии, %

Период оценки показателя

1.Заместители директора

Выполнение графика перевозок и сопровождения грузов в целом по филиалом,отсуствие отказов клиентов от услуг предприятия

9,0

 

9,0

С начала года

С начала года

2.Руководители, специалисты, служащие

Непревышение нормативно технологического расхода горюче-смазочных материалов, запчастей ,выполнение графика ремонтов транспортных средств

9,0

 

 

9,0

С начала года

 

Месяц

3. Бухгалтерия

Отсутствие замечаний по ведению бухгалтерской отчетности

Своевременные расчеты по налогам с бюджетными организациями

8,0

 

8,0

Месяц

 

С начала года

4. Планово – экономический отдел

Соблюдение Трудового законодательства, нормативных документов по вопросам оплаты труда

Своевременная подготовка финансовых планов, отчетности по труду и анализ их выполнения

6,0

 

6,0

Месяц

 

Месяц

5.Отдел материально-технического  снабжения

Своевременное обеспечение материально-техническими ресурсами служб, отделов для выполнения плановых заданий

Обеспечение достоверного учета и сохранности ТМЦ

7.0

 

 

7,0

Месяц

 

 

Месяц


Примечание. Источник: собственная разработка.

В случае неуспешной подготовки по освоению программы в установленные сроки, решение о размере выплаты премии принимает директор.

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Экономическая  эффективность и условия применения  бестарифной системы оплаты труда  на предприятиях автомобильного  транспорта

 

При выборе системы стимулирования предприятие должно добиваться ее ориентации на обеспечение максимально высокого уровня выполнения работ. Для реализации этого требования необходимо, чтобы: уровень квалификации позволял работникам выполнять работу на самом высоком уровне и создавал у них уверенность в получении за это материального вознаграждения; денежная оплата труда имела определенную ценность и воспринималась как действенный стимул; объем работы колебался в зависимости от уровня ее исполнения, что позволяло бы увязать величину вознаграждения с изменениями в работе; результаты работы поддавались измерению и могли быть объективно оценены; методы оценки были доступными для понимания и носили справедливый характер.

Сложившиеся системы оценки и оплаты труда перешли в настоящее время из административно-командного периода и поэтому они явно не соответствуют социально-экономическим условиям функционирования предприятий, что усугубляет и без того тяжелое их положение. Действующие оценки и организация оплаты труда пришли в противоречие с рыночными условиями работы предприятий. Новые руководители предприятий, занятые переделом собственности, финансовыми операциями, сохранением своих должностей и т. д., недооценивают значение системы управления трудом. Между тем именно путем перестройки управления трудом, с учетом рыночных принципов, можно добиться повышения эффективности производственной деятельности, обеспечить успехи в конкуренции.

Таким образом, по мнению автора, на УП «Белинтертранс» эффективным было бы применение бестарифной системы оплаты труда работников.

Бестарифная система формирует заработки работников в прямой зависимости от фактических экономических результатов деятельности предприятия. Само начисление индивидуальной заработной платы менее трудоемко. Но здесь возможна субъективная оценка зависимости заработков от квалификации, условий труда. Современные варианты бестарифной оплаты направлены на повышение ее объективности.

Основой бестарифной системы оплаты труда является квалификационный уровень, устанавливаемый каждому члену трудового коллектива и характеризующий его физическую трудовую отдачу.

Индивидуальная заработная плата всех работников (рабочих, служащих, специалистов и руководителей) представляет собой их долю в фонде оплаты труда предприятия и зависит от квалификационного уровня, трудового вклада и отработанного времени.

Квалификационный уровень работника может определяться по фактической заработной плате и исчисляется по тарифным ставкам (окладам).

  • На некоторых предприятиях квалификационный уровень определяется как частное от деления фактической заработной платы работника за прошлый период на сложившийся на предприятии минимальный уровень зарплаты
  • На основе квалификационных уровней, а также с учетом квалификационных требований к работникам различных профессий (должностей) все работники предприятия распределяются по определенным квалификационным группам. Со временем квалификационные уровни отдельных работников могут изменяться.
  • Данный вид оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы всего рабочего коллектива, к которому принадлежит работник.
  • Так как на предприятиях автомобильного транспорта можно практически в полной мере учесть результаты труда и в данной сфере где есть условия для общей заинтересованности и ответственного отношения каждого члена коллектива к работе.

    Принцип бестарифной оплаты труда заключается в следующем: работнику присваивается определенный квалификационный уровень, но никакого твердого оклада или тарифной ставки не устанавливается (отсюда и возникло название системы).

    В настоящее время есть несколько моделей применения бестарифной системы оплаты труда.

    • каждому работнику присваивается относительно постоянный коэффициент, комплексно отражающий его квалификацию и в общих чертах размер трудового вклада в общие результаты труда.

    Кроме квалификационного коэффициента, каждому члену трудового коллектива присваивается коэффициент трудового участия в текущих конкретных результатах деятельности в рамках той работы, оплату которой нужно произвести.

    При этом расчет суммы, которая будет начислена работнику за эту работу, будет прямо зависеть от этих коэффициентов - постоянного и коэффициента трудового участия – и от размера фонда заработной платы, начисленной по результатам общей работы коллектива. То есть, каждый работник получит свою долю от общей оплаты.

    • вместо двух определяемых в первом варианте коэффициентов определяется один сводный коэффициент оплаты труда, одновременно учитывающий и факторы квалификации работника при его специальности, и результативность конкретной работы в данном коллективе при выполнении именно этого производственного задания.

    Разумеется, такой коэффициент не может быть в общем случае постоянным, так как в нем есть переменная часть.

    Поэтому он каждый раз пересматривается и определяется при расчете оплаты труда работника при выполнении трудового задания.

    Так как в таком методе распределения заработка много психологических элементов, необходимы хорошие взаимоотношения внутри коллектива для исключения обид, недопонимания и неисправности. Руководству этого рабочего коллектива нужно быть хорошими организаторами и воспитателями, чтобы сложился определенный доброжелательный климат.

    Также необходимо отметить, что в основу бестарифной системы оплаты труда положен квалификационный уровень, характеризующий фактическую продуктивность работника. Он определяется как частное от деления фактической зарплаты работника за прошлый период на сложившийся на предприятии минимальный уровень зарплаты, на основе пропорций, заданных тарифной системой. За базу могут быть взяты не квалификационный уровень, а оклады и тарифы с учетом или без учета соответствующих премий.

    По мнению автора, на УП «Белинтертранс» представляется возможной форма оплаты, которая предусматривает условные коэффициенты, пропорциональные среднему заработку определенной категории работников за прошедший период (месяц, квартал, год). Также повсеместно внедряются системы организации оплаты труда с использованием коэффициентов трудового вклада, коэффициентов трудового участия, коэффициентов эффективности труда и другие, представляющие собой оценку трудового вклада работника в результат работы и используемые при распределении коллективного заработка.

    В последние годы довольно широко распространилась система оплаты с определением размера оплаты труда работника исходя из заработной платы руководителя; в данном случае месячная заработная плата руководителя принимается за 100%, а по каждой должности (учитывая ее значимость в структуре предприятия) устанавливается коэффициент.

    Рассмотрим основные задачи повышения экономической эффективности оплаты труда на предприятиях автомобильного транспорта.

    Первая задача состоит в повышении реальной зарплаты до стоимости рабочей силы. Заработная плата - категория не только экономическая , но и социальная, призванная обеспечить человеку определенный социальный статус. Затраты на возмещение стоимости (цены) рабочей силы не могут не предусматривать, кроме затрат покрытие расходов на питание, одежду, также затрат на содержание жилища, медицинское обслуживание, образование, социальные нужды работника. Отсюда вывод: решение вопросов уровня минимальной и средней заработной платы необходимо ориентировать на минимальный потребительский бюджет, исчисленный дифференцированно применительно к категории работников, видов услуг. Социальная политика государства должна иметь ориентир: минимум заработной платы постепенно сближать со стоимостью потребительской корзины прожиточного минимума.

    Информация о работе Основные направления совершенствования мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь