Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:53, реферат
Цель работы сводится к тому, чтобы осветить положение и основные проблемы и тенденции развития рабочего класса в структуре современного рабочего общества.
Решение вышепоставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
Рассмотрение основных подходов в определении понятия рабочего класса;
Определение некоторых особенностей рабочего класса в России;
Определение индустриального рабочего класса и его положения в начале 21в.;
Выявление основных социально-психологических групп в структуре рабочего класса в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Рабочий класс в структуре общества………………………………………...4
1.1. Сущность понятия «рабочий класс»………………………....………….4
1.2. Особенности рабочего класса…….…..…..…..…………………………7
Характеристики рабочего класса …………………………………………….9
Структура рабочего класса ……………………………..……………….9
Динамика рабочего класса………………………….…………………..14
Положение рабочего класса в структуре общества………………………..18
Индустриальный рабочий класс……………………………………….18
Социально-психологическая структура рабочего класса…………….21
Заключение ………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………
ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное учреждение
высшего профессионального
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
по дисциплине «социология»
на тему
" Основные проблемы в исследованиях рабочего класса в современной России: новая интерпретация его сущности, социального состава, динамики"
Мурманск
2012
Введение…………………………………………………………
1.1. Сущность понятия «рабочий класс»………………………....………….4
1.2. Особенности рабочего класса…….…..…..…..…………………………7
Заключение ………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена коренными изменениями, произошедшими в нашей стране за последние двадцать лет. Их основными итогами являются смена политического, социально-политического строя, переход к обществу с рыночной экономикой. В результате этих перемен в обществе начинают формироваться новые слои и группы, которых в прежней структуре не было, а те, что были, подвергаются существенной трансформации. Происходящие перемены оказали серьезное влияние и на рабочих.
Объектом моего исследования является рабочий класс в структуре российского общества. Огромное количество рабочих в России, а их насчитывается до тридцати миллионов, находятся в экономическо-социальном положении, которое существенно отличается от положения других групп людей. В последние годы наблюдается сокращение численности доли рабочих среди занятого населения, рост безработицы, а также сокращение численности квалифицированных рабочих и рост численности неквалифицированных рабочих. Поэтому абсолютно необходимо исследовать нынешнее положение рабочих в стране.
К тому же в подкрепление важности данного исследования стоит вспомнить слова Фридриха Энгельса: «Положение рабочего класса является действительной основой и исходным пунктом всех социальных движений современности, потому что оно представляет собой наиболее острое и обнажённое проявление наших современных социальных бедствий».
Предметом моего исследования являются основные проблемы и тенденции развития рабочего класса в России.
Цель работы сводится к тому, чтобы осветить положение и основные проблемы и тенденции развития рабочего класса в структуре современного рабочего общества.
Решение вышепоставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
Несмотря на то, что о рабочем классе написано в литературе довольно много, четкой социологической дефиниции до сих пор не существует. Эта неопределенность в наименовании рабочего класса берет свои истоки в терминологии. В понятии слово означает физическую и умственную работу, осуществляемую за плату, и относится как к рабочим, так и к служащим. С другой стороны, термин обозначает не любую работу, а только ручной физический и в основном неквалифицированный труд. Но термин сегодня не применяется, хотя он, возможно, точнее отражал бы природу и социальное происхождение данного слоя людей. Он использовался некоторыми политэкономами в ХIХ в., но переводился преимущественно как «пролетариат». В ХХ в. экономическая и социальная реальность изменилась: промышленный труд, во-первых, стал автоматизированным и интеллектуалоемким, во-вторых, он все больше вытесняется сервисным. Эпоха безлюдных производств и безотходных технологий требует от рабочих таких знаний и подготовки, которые ни в чем не уступают квалификации служащих. Таким образом, термин отражает не историческое прошлое, а современное состояние общественного труда. В широком смысле слова рабочий класс понимается как основная производительная сила общества, занятая созданием материальных ценностей.1
При определенном политическом и социально-экономическом строе государства меняется и определение рабочего класса, так, при капитализме, рабочий класс – класс наемных рабочих, лишенный средств производства, живущий продажей своей рабочей силы и подвергающийся капиталистической эксплуатации (пролетариат).2
При социализме под понятием «рабочий класс» принято понимать класс тружеников социалистических предприятий, занимающий ведущее положение в обществе.3
В энциклопедическом словаре
Более узкое определение рабочего класса по словарю Брокгауза и Ефрона таково: это – совокупность лиц, исполняющих физический труд за чужой счет в предприятиях.
Что касается западных авторов, то они относят к рабочему классу лиц, занятых преимущественно ручным трудом в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности, предполагая, что в ближайшем будущем его ряды станут пополняться за счет малооплачиваемых, неквалифицированных и не организованных в профсоюзы работников сектора услуг, главным образом занятых в пищевой промышленности и в розничной торговле.
Внутри рабочего класса наблюдаются значительные различия, поэтому следует проводить границу между не-, мало- и высококвалифицированными рабочими, имеющими соответственную разницу в доходах. Общей чертой рабочего класса остается отсутствие собственности и зависимость от зарплаты. У рабочего класса ниже уровень жизни, чем у среднего класса, ограничен доступ к высшему образованию, он не участвует в принятии важных политических решений. После Второй мировой войны произошел значительный рост доходов рабочих, но во второй половине ХХ столетия важным фактором, повлиявшим на судьбу этого класса, явился переход от промышленной к сервисной экономике.
Некоторые исследователи относят
рабочий класс к низшему
Однако в число бедных попадала часть представителей рабочего класса. Другая его часть, наиболее квалифицированная, попадает в средний класс.
Низший класс имеет два слоя – верхний и нижний. Верхний слой представлен главным образом средне- и малоквалифицированными представителями рабочего класса. «Верхний низший класс», или верхний слой низшего класса, иногда называют так, но иногда так обозначают рабочий класс. Как правило, высококвалифицированных рабочих относят не к рабочему классу, а к среднему, но к нижней его страте, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда – служащие. Средний класс (с присущими ему слоями) зарубежные социологи всегда отличают от рабочего класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда входят неработающие, безработные, бездомные, нищие и т.д. Возможен и иной вариант: рабочих не включают в средний класс, но различают два слоя в представленном отдельно рабочем классе.5
Принимая все вышесказанное во внимание можно прийти к выводу, что понятие «рабочий класс» имеет широкое значение и может толковаться по разному в зависимости от идеологии и политического строя, которых придерживается государство. Но наиболее приемлемое и точное определение рабочего класса, на мой взгляд, представляется в следующем виде: рабочий класс – это определенная социальная группа, занятая в сфере производства материальных благ и получающая за свой труд заработную плату.6
1.2. Особенности рабочего класса
Для российского экономического сектора в условиях перехода к рыночным отношениям и неравномерности развития отраслевой структуры одним из важных и необходимых направлений является развитие производственной сферы, которая в настоящее время находится в нестабильном состоянии.
Прогнозируемое снижение численности трудовых ресурсов, старение рабочих кадров, падение числа обучающихся в системе начального профессионального образования – все это факторы, которые в ближайшем будущем могут привести к катастрофическому дефициту рабочих кадров и увеличить кризис наукоемких отраслей экономики, которые испытывают существенный недостаток квалифицированных рабочих.
В последние годы в РФ наблюдается децентрализация всех видов экономической деятельности, политических и социальных сфер, вследствие чего многие полномочия передаются субъектам Федерации и местным органам власти.7
Организация подготовки квалифицированных кадров на региональные потребности и передача ряда полномочий регулирования этой подготовки в руки регионов определяются рядом исследователей как регионализация образования, подразумевающая поворот к конкретным и реальным носителям образовательных потребностей.
Более того, положение рабочих в России, как и изменения самой группы, предстают в качестве показателя влияния реформ и как базовый фактор, определяющий их социальную активность.
С наступлением кардинальных
реформ положение рабочих
Занятость рабочих – первая наиболее важная проблема, выпавшая на их долю во время кардинальных перемен. Число безработных доходило до 15%.8
Крушение полной занятости сопровождалось материальными, морально-психологическими лишениями, нарушением трудовых прав. Кризисная ситуация на рынке труда была связана с ограничением конституционного права на свободный выбор работы в соответствии со способностями, склонностями, по крайней мере – специальностью, квалификацией.
Условия труда также являются определяющими факторами в рассмотрении положения рабочих в РФ. По данным официальной статистики, при сохранении прежнего уровня вредности, тяжести труда, выросло число пострадавших от несчастных случаев со смертельным исходом. По отзывам специалистов из профсоюзных организаций налицо общая тенденция ухудшения содержания труда. Режим труда рабочего и времени для отдыха нарушались и нарушаются в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ. Кроме упомянутых простоев распространение получила вторичная занятость. Некоторые авторы считают это даже достоинством рыночной экономики, раскрепощением человеческого потенциала. По данным ВЦИОМа, заработок квалифицированных рабочих на дополнительной работе в 2006 году составлял более 40%.9
Право на социальное страхование также обеспечивается неполностью, в том числе права на освобождение от работы в случае заболевания. Существенно снизилось предоставление работникам материальной помощи, путевок в санатории, пансионаты за счет средств социального страхования.
Еще одной особенностью рабочего класса России является его рост за счет крестьянства. Исход крестьян из деревни в город начался в 1861 году, сразу после отмены крепостного права, что было связано с тяжелым положением крестьян в деревне. Большая часть крестьян до революции переходила на работу в промышленные предприятия, заселяя окраины городов. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства привели к созданию массового рабочего класса в городе и деревне (колхозник и совхозник – сельскохозяйственные рабочие) и сокращению численности крестьян, единолично ведущих свое хозяйство.