Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:53, реферат
Цель работы сводится к тому, чтобы осветить положение и основные проблемы и тенденции развития рабочего класса в структуре современного рабочего общества.
Решение вышепоставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
Рассмотрение основных подходов в определении понятия рабочего класса;
Определение некоторых особенностей рабочего класса в России;
Определение индустриального рабочего класса и его положения в начале 21в.;
Выявление основных социально-психологических групп в структуре рабочего класса в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Рабочий класс в структуре общества………………………………………...4
1.1. Сущность понятия «рабочий класс»………………………....………….4
1.2. Особенности рабочего класса…….…..…..…..…………………………7
Характеристики рабочего класса …………………………………………….9
Структура рабочего класса ……………………………..……………….9
Динамика рабочего класса………………………….…………………..14
Положение рабочего класса в структуре общества………………………..18
Индустриальный рабочий класс……………………………………….18
Социально-психологическая структура рабочего класса…………….21
Заключение ………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………
Нормой их жизни стали постоянные лишения и ограничения. Поэтому многие не верят в реформы и не стремятся понять их суть.
Затрудняет процесс адаптации
разобщенность общественного
В сознании рабочих сформировались
идеи, отражающие их оценку реформ и
возрождение частной
Данные социологических
Новая идеология необходима рабочему
классу в качестве основы жизнедеятельности.
Важнейшей характеристикой
Важным аспектом активности рабочих
является социально-политическая активность.
В этой сфере наблюдается
Не отличаются разнообразием и требования рабочих в ходе проведения забастовок. Поскольку внимание рабочих сосредоточено на проблеме выживания, то самым распространенным оказывается требование вернуть долги по зарплате. Главным же политическим требованием остается требование отстранения президента от должности.
Рабочие понимают пагубность забастовок
для экономической сферы
Итак, мы видим, что формы социально-
Необходима помощь рабочим со стороны властных структур, профсоюзов, политиков, чтобы вернуть рабочему классу уважение к себе и своему труду, настроить трудящихся на привлечение своих знаний, умений, творческого потенциала на борьбу с трудностями, неудачами, а иногда и с самим собой.
Заключение
В настоящее время существует огромное количество споров между социологами и специалистами по поводу места и роли рабочего класса в структуре современного российского общества. Некоторые эксперты склоны считать, что как такового рабочего класса не существует в современной структуре. Другие же наоборот считают, что рабочий класс не просто существует, но и составляет подавляющее большинство экономически активного населения. Но нельзя не согласиться с утверждением, что современный пролетариат теряет свои позиции в социальном пространстве России. В связи с этим можно назвать ряд причин, таких как:
Слабая профессиональная подготовка, низкая квалификация рабочих из провинции приводят к маргинализации современного российского рабочего класса. Наличие семи социально-психологических групп промышленных рабочих лишают рабочий класс монолитности, единства. Этот факт превращает его из передового класса индустриального общества в профессиональную страту, не играющую какую-нибудь важную роль в современном социуме.
Но главной, на мой взгляд, причиной ослабления, маргинализации рабочего класса состоит в переходе от индустриального к постиндустриальному обществу, где основными критериями богатства и успеха являются наука, знание, информация. Коллективный способ производства становится индивидуальным.
Список литературы
1 Азюковский В.А. Краткий политэкономический толковый словарь/ В.А. Азюковский. (www.atsuk.dart.ru)
2 Азюковский. – Указ. Соч.
3 Азюковский. – Указ. Соч.
4 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (www.enc.mail.ru)
5 Исаев А.К. Экономическая демократия в современной России. Проблемы становления и развития. М., 2000. С.34
6 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2005. – С. 275
7 Макарова М.Н. Образовательный потенциал рабочих Удмуртии/ М.Н. Макарова// Социологические исследования. – 2006. - №12. – С.110
8 Максимов Б.И. Состояние и динамика социального положения рабочих в условиях трансформации/ Б.И. Максимов// Социологические исследования. – 2008. - №12. – С. 54
9 Там же. – С. 56
10 Сцелл Д. Участие, контроль работников и самоуправление. М., 2004. С.115
11 Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004. С.54
12 Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004. С.60
13 Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004. С.59
14 Исаев А.К. Экономическая демократия в современной России. Проблемы становления и развития. М., 2000. С.57
15 Трушков. В.В. – Стержень пролетариата. К дискуссии об индустриальном рабочем классе/ В.В. Трушков//Официальный сайт КПРФ – 2009.(www.kprf.ru)
16 Трушков. В.В. – Указ. Соч.
17 Госкомстат (www.gks.ru)
18 Трушков. В.В. – Указ. Соч.
19 Трушков. В.В. – Указ. Соч.
20 Там же
21 Там же
22 Трушков. В.В. – Указ. Соч.