Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:56, курсовая работа
Изменения в социальной и культурной сферах современной России затрагивает все формы социального бытия, где одной из важнейших является молодая семья. Представляя собой сложную и крайне неустойчивую систему, молодая семья испытывает влияние множества конкретно-исторических, социально-психологических, социокультурных факторов, обуславливающих в ней глубокие сдвиги.
Введение
Глава 1. Молодая семья как особая социальная категория.
1.1. Теоретические подходы к понятиям «брак», «семья», «молодая семья».
1.2. Структура молодой семьи.
1.3. Типы молодой семьи
1.4. Периоды развития молодой семьи.
1.5.Функции молодой семьи.
1.6.Молодая семья в современном российском обществе.
Глава 2. Проблемы молодой семьи.
Глава 3. Студенческая семья как особая категория молодой семьи.
3.1. Проблемы студенческой семьи.
Заключение
Библиографические ссылки
Список использованной литературы
Молодая семья – одна из самых незащищенных групп населения. Высокий процент молодых браков – следствие наступившей беременности или рождения ребенка. Среди молодежи «бытует» искаженное представление о браке, семье. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения, без брака. В ряду приобретенных жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, ценность брака молодые также определяют наличием детей.
Среднедушевой доход молодых семей в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а 69% из них живут за чертой бедности, причем каждая третья молодая семья с трудом сводит концы с концами19.
Причем характер и динамика социальных процессов, происходящих в молодежной среде, свидетельствуют о том, что некоторые из этих тенденций стали приобретать все более устойчивый характер, к их числу относятся:
-углубление социального
расслоения в молодежной среде,
наблюдается заметная девальвация
понятий патриотизма и
-заметное снижение возможности
участия молодежи в
-ухудшение материально-
-проблема профилактики правонарушений со стороны молодежи (практически каждое 11-е преступление приходится на долю молодых людей; 73,3% совершенных преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких, более половины из нх (62,3%) приходится на имущественные преступления, что свидетельствует о неудовлетворенности части молодежи своим материальным положением; происходит феминизация подростковой преступности; на сегодняшний день уже более 10% преступлений среди подростков совершается малолетними девушками, и этот процесс имеет тенденцию роста)20.
Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что носителями негативных тенденций являются молодые люди, которые в ближайшей перспективе будут стоять перед проблемой создания семьи и воспитания детей. К сожалению, эти негативные явления не обходят стороной и уже созданные молодые семьи.
Все это отрицательно сказывается на выполнении молодыми семьями своих социальных функций и заметно осложняет проблемы рождаемости.
Общественное мнение утверждает, что брак без детей нельзя считать полноценным (79% населения)21.
У молодежи сложилось устойчивое представление, что лишь однодетная семья, максимум двухдетная отвечает современной действительности.
Особенность молодой семьи состоит в том, что помимо социально-экономических проблем супруги испытывают сложности в психологической сфере отношений. Этап психологической адаптации к семейной жизни является одним из ключевых в процессе становления семьи. От того, насколько успешно супруги его пройдут, во многом зависит сохранение и стабильность семьи, поскольку до 70% разводов происходит в течение первых 5 лет совместной жизни22.
В настоящее время отмечается средний процент студенческих семей в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, снижением уровня жизни, появлением платного образования, отсутствием финансирования для осуществления государственной политики в области семьи.
Изменились духовно-
10-15 лет назад студенческая
семья считалась обычным
Нестабильность студенческих семей менее заметна, чем например, асоциальное поведение, но не менее опасна и разрушительна, так как приводит к разбитым надеждам, судьбам, заброшенным детям.
Изменения, происходящие
в последние несколько
- идет нормальная трансформация
традиционной семьи в
- в России происходит кризис института семьи, глубокая деградация в революционной форме. Данная точка зрения основывается на фактах постепенной передачи семьей своих функций другим социальным институтам и возрастающей эффективности реализации семейных функций каждым из супругов в отдельности, независимо друг от друга. Нет ни одной функции семьи, которая не могла бы реализоваться вне супружеского союза, с другими партнерами. Негативная статистика разводов, увеличение числа людей зрелого возраста не вступающих в брак, дают основания сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы об исчезновении семьи как социального института;
- трансформация семьи
– мировой процесс, кризис
– условие, в котором
Большинство ученых выделяют несколько особенностей современной молодой семьи:
-повышение роли родительства. В современном обществе, когда период детства удлиняется, на родителей возлагается ответственность за обучение и воспитание детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества до окончания школы, а в некоторых случаях – до завершения высшего образования;
- основой супружеского
союза становятся любовь, эмоциональное
принятие и поддержка.
- все более яркой особенностью современных семейных отношений становится их демократизация и эгалитаризация. Все больше наблюдается переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке. Для таких семей характерны общность семейных и личных ценностей, наличие ресурсов поддержки семьи в воспитании детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи. В связи с этим у многих женщин появляются большие возможности для занятий карьерой, что приводит к появлению нового типа семей в российском обществе - бикарьерные семьи, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации;
-легкость, свобода в заключении и расторжении брака, правовые, этнические, религиозные социально–психологические барьеры для расторжения брака в современном обществе сведены до минимума. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. В связи с этим наблюдается рост разводов, причем даже в тех регионах, в которых долгое время сохранялись достаточно крепкие семейные устои. Напрямую с отрицательной динамикой разводимости связано число детей - социальных сирот, девиантного поведения, беспризорников и т.д.;
-произошло изменение структуры семьи, партриархальные, многопоколенные семьи все больше сменяются нуклеарными семейными союзами. Характерной особенностью современного общества становится снижение рождаемости, увеличение числа бездетных семей (как следствие медицинских показаний по состоянию здоровья родителей, а также нередко как осознанный выбор супругов жизни без детей).
Наряду с объективно существующими тенденциями в развитии семьи, отражающими необходимость пересмотра роли женщины в современном обществе, учета ее вклада в совокупную общественную практику, демографических изменений и развития культурных норм и ценностей в отношении личности и общества, существует мифологизация процессов развития семьи, а именно: искажение и неадекватная интерпретация происходящих изменений в семье как социокультурном институте, обесценивание семьи, составляющее определенные помехи для создания и функционирования гармоничной семьи.
Таким образом, современные изменения молодой семьи по своим историческим последствиям грандиозны. Развитие моногамии в современную эпоху осуществляется через кризис и разрушение патриархальных функций и структур, при этом институт брака сохраняется и дальнейшее функционировнаие обеспечивается демократической тенденцией в области семейных отношений.
Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его
изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
В классическом понимании «брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и детям»23. А семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью24. Эти два понятия неразрывно связаны с понятием социальная проблема, то есть «существующая в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов»25.
Интересно заметить, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни
отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть вопрос о происхождении и развитии института семьи.
В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально
функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов - там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или в крайнем случае на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом для распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев.
При переходе к более сложным культурам все большее значение начинают
приобретать другие институциональные
структуры. Что, например, происходит,
когда примитивные племена
В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных
законов, полицейских органов,
суда. Единственный авторитет там -
это авторитет семьи: выбранные
члены семьи являются авторитетом
по отношению к другим членам семьи.
С увеличением размеров племен возрастает
сложность культуры, появляется необходимость
в формальной политической организации.
Главы семей начинают объединяться
в племенные советы, племена - в
конфедерации, что в конце концов
приводит к появлению и развитию
бюрократии. Таким образом, как в
примитивных, так и в современных
обществах только наличие политической
организации может