Особенности и проблемы молодой семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Изменения в социальной и культурной сферах современной России затрагивает все формы социального бытия, где одной из важнейших является молодая семья. Представляя собой сложную и крайне неустойчивую систему, молодая семья испытывает влияние множества конкретно-исторических, социально-психологических, социокультурных факторов, обуславливающих в ней глубокие сдвиги.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Молодая семья как особая социальная категория.
1.1. Теоретические подходы к понятиям «брак», «семья», «молодая семья».
1.2. Структура молодой семьи.
1.3. Типы молодой семьи
1.4. Периоды развития молодой семьи.
1.5.Функции молодой семьи.
1.6.Молодая семья в современном российском обществе.
Глава 2. Проблемы молодой семьи.
Глава 3. Студенческая семья как особая категория молодой семьи.
3.1. Проблемы студенческой семьи.
Заключение
Библиографические ссылки
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по социологии публикация.docx

— 94.94 Кб (Скачать файл)

Таким образом, зависимость  общества от жизнедеятельности  молодой  семьи  позволяет рассматривать  ее не только как объект общественного  воздействия, но и как активного субъекта, влияющего на жизнь общества.

 

Глава 3. Студенческая семья как особая категория молодой  семьи

Студенческая семья –  это семья, в которой оба супруга - студенты очной формы обучения. В образовательном пространстве страны студенческая семья 10-15 лет  назад считалась обычным явлением и это было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией. Более 40%36 семей  привлекались к участию в конкурсах: «семейный туризм», «спортивная семья», «папа, мама, я - спортивная семья»,  что стимулировало создание студенческих семей.

На современном этапе  кардинально изменилось  представление студенчества о браке. Девушки не стремятся выйти замуж за студентов, они стараются выбирать себе в спутники жизни людей, имеющих хорошую работу  и способных обеспечить семью. Среди мужской половины  студенчества  такие встречаются преимущественно на 4-х и 5-х курсах, в возрасте от 22 до 35 лет, с жизненным опытом, которые уже нашли свое место в жизни: устроились на хорошую работу, имеют неплохие доходы, а учебу продолжают исключительно для получения диплома. Таких студентов в вузах не так уж много.

Эмпирические материалы  и наблюдения показали, что одной  из отличительных черт студенческой семьи является ее гомогенный, социально однородный характер.  Одинаковое социальное положение супругов-студентов обусловливает общность их интересов, привычек и жизненных позиций.

Вместе с тем было бы неверно отрицать влияние социального  происхождения супругов на поведение в быту, на характер семейных отношений. Представители разных социальных групп отличаются своими жизненными ориентирами. В зависимости от места проживания родителей, их социального статуса планы молодых супругов корректируются. Различна и материальная  помощь со стороны родителей, проживающих в селе или в городе.

Выходцы из сельской местности, иногородние студенты чаще сталкиваются с трудностями в решении проблем жилья по сравнению с уроженцами города, в котором расположен вуз. Поэтому острота жилищной проблемы  у семейных студентов  различных вузов зависит  не только от наличия или отсутствия специальных общежитий, но и от численности иногородних студентов  в институте.  Многие вузы стремятся решить эту проблему, выделяют студенческим семьям комнаты в общежитиях, но их недостаточно по сравнению  с числом семей. Молодым супругам приходится снимать квартиры или комнаты, что ухудшает и без того сложное материальное положение семьи.

Как уже отмечалось, в  социальном  отношении студенческая семья является типично гомогенной, а в национальном – весьма разнородной (гетерогенной) семьей. Этническая  принадлежность супругов самая разнообразная. Совместное обучение  в вузах,  отличающихся  пестрым этническим составом и отсутствием национальных предрассудков у студенческой молодежи, все это способствует  образованию межнациональных браков. Эти браки способствуют распространению прогрессивных традиций, взаимообогащению национальных культур, языка, обычаев и традиций.

На студенческих свадьбах наиболее типичной является ситуация, когда невесте 19-20 лет, а жениху 21-23 года. У большинства пар разница  в возрасте муже и жены составляет 2-2.5 года, студенческая семья отличается от других тем, что среди них довольно много семей, где муж и жена одного возраста.

Немаловажным является вопрос  распределения бюджета студенческой семьи, который  складывается из трех источников: стипендии, материальной помощи родителей, приработка мужа и жены. Стипендии получают  почти все  семейные пары. Проблема с трудоустройством  стоит очень остро, студенты могут  рассчитывать  только на небольшие и непостоянные заработки. Помощь родителей тоже может быть  разной, одни присылают  ежемесячное пособие, другие – покупают вещи, одежду, продукты. Денежные ресурсы  студенческая семья  чаще всего расходует  стихийно, бюджет семьи  супруги ведут совместно.

В студенческих семьях часто  один из  супругов жертвует  своими интересами во имя интересов другого, особенно когда это касается  перспектив семьи. Важной психологической  основой  брака является духовная, психологическая совместимость  у супругов,  студенческая семья  отличается  высоким уровнем адаптивности. Взаимопонимание и взаимопомощь, духовная близость супругов в студенческих семьях высока. Она основана на общих  принципах миропонимания и воспитания. Поэтому не случайно студенческие семьи  отличаются высоким уровнем  демократизма. Это проявляется  в различных  сферах жизни,  в том числе и  в распределении обязанностей по дому, студенты привыкли делать все  вместе,  но существуют зоны в домашнем хозяйстве, где правит один из супругов.

Сравнительный  анализ семейно-брачных  отношений в семьях  различного типа показал, что  в студенческой семье  уровень удовлетворенности  браком  и супружеством выше по сравнению  с другими  типами семей.  Также  жизненные  планы, ценностные ориентации супругов-студентов в большей мере связаны с семьей, ее укреплением, нежели с материальными благами.

Студенты связывают свою  жизненную стратегию с  семейным образом жизни.  Они рассматривают семью как надежную защиту, жизненную опору. Главной семейной ценностью  студенты называют  возможность иметь и растить детей. Молодые люди считают, что семья должна  обеспечить возможность развития человеческой личности. В 2004 году было проведено исследование  зависимости времени добрачного знакомства и длительности сохранности семейных отношений.  Если длительность знакомства до брака  меньше месяца, показатель устойчивости брачных отношений впоследствии составляет 4%, от 1 до 6 месяцев – 14%, до года – 22%, от 1 года до 3 лет – 42%,  а уже свыше 3 лет – 18%37.  Получается, что как слишком короткий, так и слишком длительный период  развития добрачных отношений является  фактором риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период недостаточно  информативен и не способствует  хорошему узнаванию своего партнера. Длительный период ведет  к снижению интереса и привлекательности.

 

3.1. Проблемы студенческой семьи

В современной России студенческие семьи переживают  кризис, это  связано с изменением духовно-нравственных  ориентиров  молодежи и со сложившейся  политической и социально-экономической  ситуацией в стране.  В связи  с этим студенческой семье  предстоит  столкнуться  с рядом проблем  социально-экономического характера.

Одной из актуальных проблем  является материально-бытовая. Во-первых, это финансовые проблемы, по статистике, большинство студенческих семей  находятся в очень тяжелых  материальных условиях,  несмотря на то, что бюджет семьи  складывается из  стипендий (если они имеются), пособий на ребенка, вторичных и непостоянных заработков и  помощи родителей. Во-вторых, это жилищная проблема. Редкая студенческая семья  имеет собственную квартиру. Самым предпочтительным  вариантом является проживание  с родителями. К сожалению, в современном обществе сформировалась установка, согласно которой раздельное  проживание  с родителями является, чуть ли не  гарантией благополучного брака.  В некоторых случаях совместное проживание с родительской семьей  в первые годы жизни  для молодых супругов просто необходимо. Проживание с родителями дает молодым супругам не только  завершить образование и более рационально  и интересно проводить свое время, но и своевременно  иметь ребенка, что хорошо для здоровья женщины  и морального климата студенческой семьи.

 

Заключение

Молодая семья как подсистема  в институте семьи создает  предпосылки для его устойчивого  функционирования, выполняет  жизненно необходимые для  общества функции,  среди которых  основные – репродуктивная и социализационная.  Вместе с  тем данная социальная структура  характеризуется отсутствием  устоявшихся  социальных норм. Поведенческие нормы  и стереотипы  имеют скорее групповой, чем социальный характер и во многом обусловлены  индивидуальным сознанием  брачных партнеров. В то же время  система контроля  и самоконтроля молодой семьи  развита недостаточно, она подчинена социальным деформациям, происходящим  в российском обществе в процессе  его социальной трансформации.

Как малая группа  молодая  семья находится на начальном  этапе  своего развития, как формируется  модель будущих отношений – распределение  власти и обязанностей, тип социальных  связей  между супругами, идет поиск  взаимоотношений, удовлетворяющих  обоих супругов, вырабатываются  общие семейные ценности  и поведенческие  установки.

В современных условиях молодая  семья  оказывается в ситуации особого риска: взаимоотношения  между супругами осложняются   большим числом мимолетных и стабильных социальных контактов, связей и взаимодействий, в которые вступают  активные в сфере коммуникаций  молодые  мужчины и женщины. Немалая часть  молодежи занята неквалифицированным  и малоквалифицированным физическим трудом,  которому соответствует  особый стиль взаимоотношений.  Как  правило, это несколько упрощенный стиль, формирующийся вне системы классического воспитания, все еще сохраняющегося  в высшей профессиональной школе. Данный стиль диктует однообразный ритм производственных процессов, отсутствие необходимости в  подлинно духовных контактах членов производственного коллектива, высокая скорость взаимодействия как в профессиональной, так и в социально-бытовых  сферах. Достаточно показателен  пример трансляции социальной и межличностной информации через сотовую и мобильную связь, лаконичность которой  обедняет не только речь, но и вызываемые ею чувства и эмоции.

Предпосылками  снижения значения  брачных и семейных традиций становятся также автономность  и анонимность существования  юношей и девушек, как реального, так и виртуального; ослабление  половой морали  вплоть до ее полного игнорирования молодыми людьми; навязывание  со стороны СМИ  молодежи  стандартов  общества потребления – материального и духовного; опережение в ее сознании  позиций личного успеха над социальным престижем семьи  как малой группы.  Семейное сознание  и подсознание, во многом  является глубоко табуированным для отдельного индивида, в действительности уходит на второй план, тогда как на первом обосновывается  сознание профессиональное и служебное.

В начале XXI века облик молодой семьи не тот, что был полтора-два десятилетия назад. Это семья более автономна по отношению к родственной общине  и к социуму, чем зависима от них, а ее члены более автономны относительно своей семейной группы, чем их  ровесники более старших поколений. Престиж молодой семьи остается высоким для семейного окружения супругов, тогда как для них самих в большинстве случаев вступление в официальный, гражданский брак  воспринимается  всего лишь как «штамп в паспорте». Данные факты  красноречиво свидетельствуют о кризисном состоянии  как института семьи в целом, так и молодой семьи в частности.

Современное кризисное состояние  и явно невысокий  социальный и  социокультурный статус молодой  семьи – закономерные последствия  пережитых российским обществом  трансформаций социально-экономического и культурно-нравственного характера, а также тенденций  общемирового процесса. Однако события, происходящие в российском обществе в последние  годы, свидетельствуют о том, что  проблемы  молодой семьи  начинает активно решать государство. 

Нельзя забывать и о  такой особенности современных  молодых семей, как доминирование  супружеских отношений над родительскими. Установка на продолжение образования, включая получение второго высшего или написание кандидатской диссертации, в последние годы получает все большую популярность, закономерно отодвигая  рождение первого ребенка.

Проблемы молодой семьи  во многом обусловлены ее структурой, социально-психологической и социально-бытовой  нестабильностью. Во-первых, неустойчивость молодой семьи провоцируют отсутствие  детей либо наличие  единственного  ребенка, чьи интересы, как правило, фактически не учитываются  при расторжении брака.

Во-вторых, притчей во языцех остается  неподготовленность молодых супругов к семейной жизни, потребительское отношение к браку как средству достижения социального и материального успеха. При высокой планке ожиданий  от брачных обязательств низкой остается самоотдача брачных партнеров.  Социальная роль «выйти замуж  за принца»  остается  стратегией поведения,  волнующей умы молодежи.  Огромные усилия  направляются  на выработку  внешних атрибутов  успеха личности  при  небрежении к развитию ее внутренних качеств и свойств.

В-третьих, отсутствие  собственного жилья  является  препятствием  к организации  хозяйственно-бытовой  сферы молодой семьи.

Практика показывает: в  современном обществе статус молодых  супругов является подчиненным по отношению к статусу молодых специалистов,  имеющих стабильный заработок и жилье, к статусу социально успешной личности.

Современная молодая семья  имеет иные цели и потребности  в отличие от семей родительских. Старые семьи сохраняют  целостность  в силу утраты социально-профессиональной и социально-экономической мобильности  супругов, ориентированы на  домашний очаг, моральную поддержку внутри семейной группы.  Молодые семьи проявляют активность в поиске индивидуальных жизненных стратегий и охотно  отказываются  от известных семейных  поведенческих стереотипов ради инновационных и квазисовременных.

Семьи, образованные в уходящую эпоху коллективизма, сохраняют  чувство «мы».  Семья образца  нового, XXI века,  его не имеет изначально. В молодых семьях с момента регистрации бака появляются два самостоятельных «я», которые почти не зависят друг от друга как экономически, так и психологически.  Расширяя сферы своего функционирования, молодые супруги сокращают сферу жизнедеятельности внутри семьи. Муж и жена представляют собой вполне самостоятельные элементы  семейной структуры, взаимовлияние которых уменьшается по мере  усложнения социальной жизни.

Однако мотивы вступления в брак в молодых семьях остаются традиционными. В их числе – стремление вырваться из-под опеки родителей, чувство любви, интерес к семейной жизни,  потребность в ребенке, жажда самоутверждения, конкуренция среди сверстников и т.д. При этом как для молодых  людей. Так и для социального окружения не столь важно, в каких отношениях  находятся брачные партнеры – официальных или неофициальных. Общественное мнение  принимает решение  двух сексуальных партнеров  как данность, избегая вмешиваться в личную жизнь каждого из них. Подобная толерантность  становится  дезорганизующим началом в отношениях семьи и общества, с одной стороны, и отношениях индивида  как члена семейной группы и его семьи, с другой.

Современная молодая семья  классифицируется как  семья  по преимуществу моногамная, эгалитарная, унилокальная и малодетная. Отдельный  признак современной российской молодой семьи – ее брачное  состояние: в двух случаях из  трех супруги находятся в официальном  браке, в одном из трех – в неофициальном  браке.

Практика показывает: наиболее эффективна для российского общества модель  молодой семьи, отвечающая социально-демографическим  потребностям общества, и это семья в возрасте супругов до 30 лет, моногамная, нуклеарная, двухдетная, унилокальная, эгалитарная. Данная модель не полностью  отвечает  социально-психологическим установкам  ее членов, поскольку молодые супруги  не ориентированы  на двух- и трехдетность, а также на длительную моногамию.

Информация о работе Особенности и проблемы молодой семьи