Особенности и проблемы молодой семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Изменения в социальной и культурной сферах современной России затрагивает все формы социального бытия, где одной из важнейших является молодая семья. Представляя собой сложную и крайне неустойчивую систему, молодая семья испытывает влияние множества конкретно-исторических, социально-психологических, социокультурных факторов, обуславливающих в ней глубокие сдвиги.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Молодая семья как особая социальная категория.
1.1. Теоретические подходы к понятиям «брак», «семья», «молодая семья».
1.2. Структура молодой семьи.
1.3. Типы молодой семьи
1.4. Периоды развития молодой семьи.
1.5.Функции молодой семьи.
1.6.Молодая семья в современном российском обществе.
Глава 2. Проблемы молодой семьи.
Глава 3. Студенческая семья как особая категория молодой семьи.
3.1. Проблемы студенческой семьи.
Заключение
Библиографические ссылки
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по социологии публикация.docx

— 94.94 Кб (Скачать файл)

Мы видим, что семья  является основой всех социальных институтов, и, говоря о 

развитии семьи, подразумеваем  развитие общества в целом.

Молодая семья относится  к особым, фундаментальным группам  общества. Она 

является одновременно социальной группой и общественным институтом. Молодая семья является своеобразной  моделью общества, всех ее социальных связей и отношений.

Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном  обществе утвердился

сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался  какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем  современной семьи. Поэтому отношение  к молодой семье определяется той социальной политикой, которая  проводится в отношении института  семьи в целом.

В разных исследованиях специалисты  по-разному определяют понятие  «молодая

семья», предлагая как  обывательские формулировки, так  и научно-обоснованные с указанием  четких критериев отнесения семьи  к группе молодых семей.

Молодая семья в ХХI веке –достаточно слабо изученный объект социологического

познания. Молодая семья  – совершенно особая социальная структура. Молодые семьи составляют значительную часть российских семей. В 2006 году их насчитывалось более шести миллионов (около 20 миллионов граждан России)26 . Представляя собой классический союз мужчины и женщины, молодая семья, тем не менее, подчиняется собственным закономерностям функционирования и развития.

Во-первых, этот период –  специфический возрастной этап, когда  совпадают

период  создания семьи  и  прохождение определенных ступеней социализации, связанных с получением образования, поиском работы, профессиональным самоопределением.  От того, насколько успешно пройдут молодые супруги этот  этап семейной жизни, во многом зависит стабильность и прочность семейного союза в будущем.

Вторая особенность –  недостаточный уровень материальной и финансовой

обеспеченности, как следствие, зависимость от родителей. Последнее  усугубляет ситуацию в том смысле, что порождает инфантилизм и иждивенчество молодых. Излишняя забота  родителей,  гиперопека в условиях малодетности  мешают молодым супругам осознать всю взрослость, ответственность за свою семью. Они стараются не обременять себя в случае возникновения проблем, конфликтов в семейной жизни, мало  прилагают усилий для их разрешения, потому что наиболее легкий способ их решить –это развод и, как следствие, возможность вернуться в родительскую семью.

У молодой семьи есть еще  две особенности, а именно:

- объективно  повышенная  материальная и финансовая потребность  в связи с необходимостью укоренения  семейной жизни: финансовых вложений  и приобретение жилья и организацию  быта;

- необходимая психологическая  адаптация к семейной жизни  в силу специфического возрастного  периода в жизни семьи.

Почти во всех обществах  начальная стадия возникновения  супружеской пары связана с помехами, различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которых будущие супруги проверяют правильность выбора партнера. Тщательная подготовка к будущему браку обусловлена его важностью: ведь он скрепляет желание людей вести совместное хозяйство и воспитывать детей. Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.

Как показывает опыт, образцы  брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы  общества. Нам, например, может казаться противоестественным практикуемое в некоторых современных обществах  заключение брака по сговору, когда  будущие супруги практически  заранее не встречаются. Как они  могут знать, нравятся ли они друг другу или нет? Почему никто не интересуется их чувствами и симпатиями? Однако наша реакция, когда мы считаем, что люди с другой культурой думают и чувствуют, как и мы, является обычной ошибкой этноцентризма. В нашем обществе рассматривают начальную стадию создания супружеской пары как романтическое приключение, через которое люди приходят к любви. Однако девушка в классическом Китае или современной Японии, например, считает странным выходить замуж за человека, не выбранного ее родителями. Стоя на позициях этноцентризма, мы жалеем молодых людей в других обществах потому, что при выборе партнера они не имеют свободы, а они жалеют наших молодых людей, лишенных родительской опеки. Но и те, и другие молодые люди не чувствуют себя нуждающимися в жалости.

 Каждое общество ограничивает  выбор партнера в браке тем,  что разрешает выбирать его  только вне определенной узкой  группы. Это явление называется  экзогамией. В нашем обществе  это ограничение применяется  для избегания кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

На практике встречаются  также противоположные требования, когда выбор партнера в браке  возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская  или племенная эндогамия очень  часто встречается в примитивных  обществах. В современных обществах  широко распространена расовая эндогамия  или эндогамия сословная (когда  запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп  типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.

Для россиян, англичан или  американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия, т.е. брак одного мужчины  с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии большинства обществ  практиковалась полигамия, т.е. формы  брака, при которых существует более  одного партнера в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько  мужчин и несколько женщин находятся  одновременно между собой в брачных  отношениях. Еще сравнительно недавно  эта форма брака была широко распространена, она существует и сейчас, например, на Маркизских островах. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе. Полиандрия в семьях Южной Индии стала понятной, когда в результате анализа демографической ситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значительно превосходит по своей численности женское.

Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстве также в значительной степени  этноцентрично. Многие в нашем обществе, например, считают, что культивирование  такой формы брака ведет к  деградации женщины, к превращению  ее в рабыню. Это считается неслыханной  жестокостью и вызывает возмущение (возможно, это чувство навеяно  некоторыми фильмами о восточных  владыках). Однако факты говорят  об обратном. Трудно сказать, в каком  обществе женщина имеет более  высокий статус - в обществе с  полигамной или моногамной формой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во-вторых, обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.

Что делать в том случае, когда супруги не могут по разным причинам нормально существовать совместно? Сменить партнера по браку мешает совместная собственность, общие дети. Кроме того, обществу невыгодна любая  нестабильность института семьи. Поэтому  практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной  из сторон. Есть, правда, отдельные общества, где в случае затруднений в  совместной жизни муж просто собирается и уходит, а жена через определенное время выставляет его вещи за дверь. Однако это редкое исключение; большинство  же обществ стремится сделать  развод весьма болезненной операцией. Особенно это касается тех обществ, где партнер по браку выбирается родителями. Очень часто в тех  обществах, где большое значение имеет родственная семья, воспитание ребенка в случае развода частично берут на себя братья, сестры, дяди или  тети. В нашем обществе с сильным  акцентом на индивидуальную любовь при  выборе партнера и при ярко выраженном приоритете нуклеарной семьи развод чаще всего влечет за собой трагические  последствия как для детей, так  и для взрослых.

Молодая семья относится  к особым, фундаментальным группам  общества.  Она является одновременно социальной группой и общественным институтом. Молодая семья  является своеобразной моделью  общества, всех его социальных  связей и отношений.

В российском законодательстве  к молодым отнесены семьи, находящиеся  в браке до 3-х лет после заключения брака (в случае  рождения детей  – без ограничения  продолжительности  брак), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста.

Говоря о молодой семье, можно иметь в виду семью, в  которой  специфика взаимоотношений  и функционирования  обусловлена  молодым возрастом и  присущими  этому возрасту проблемами.

Необходимо отметить, что  невозможно дать  однозначное  определение  молодой семье для всех областей знания. В области юриспруденции  необходимо точно  разграничивать основные критерии, такие как возраст супругов. В других областях упоминание в определении только одного критерия  недостаточно, необходимо определять также стаж брака, его очередность, юридическую оформленность.

Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности:

1.Объективно недостаточный  уровень  материальной и финансовой  обеспеченности.

2.Объективно повышенная  материальная и финансовая потребность  в связи с необходимостью укоренения  семейной жизни:  финансовых вложений  в приобретение жилья и организацию  быта.

3.Специфический  возрастной период членов семьи.

4.Необходимая  психологическая  адаптация  к семейной жизни.

От того, как успешно  будет пройден  данный период, во многом зависит сохранение и прочность  семейного союза.

 

    1. Структура молодой семьи

  Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

Когда речь заходит о семье, мы прежде всего представляем себе мужа, жену и их детей. Такая форма  организации семьи называется супружеской, или нуклеарной, семьей. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем  обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной  семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве  большого числа родственников. Эта  семья представляет собой клан родственников  вместе с их супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для  общества неодинаково. Так, хотя в нашем  обществе существует родственная семья  для семейных сборов, торжеств и  других церемониальных целей, важнейшие  социальные функции выполняются  нуклеарной семьей. Это выражается во многих элементах культуры, например когда законы и нравственные нормы  требуют, чтобы родители поддерживали своих детей, но ничего не говорят  об обязанностях по отношению к братьям  или сестрам, дядям или тетям.

Если нуклеарная семья  имеет в основе супружескую пару, то основой родственной семьи  являются братья и сестры в окружении  их мужей, жен и детей. В большинстве  родственных семей женатый муж  чина (или замужняя женщина) в первую очередь остается привязанным к  родительской семье и наполовину входит и семью жены (или мужа). Это имеет важные последствия. Человек  в основном связан обязательствами  и ответственностью с той семьей, в которой он родился, но не с той, с которой он связан узами брака. Так, женщина может не зависеть от своего мужа, но полностью быть в  зависимости от своих братьев  и сестер в деле защиты и воспитания детей.

Информация о работе Особенности и проблемы молодой семьи