Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:56, курсовая работа
Изменения в социальной и культурной сферах современной России затрагивает все формы социального бытия, где одной из важнейших является молодая семья. Представляя собой сложную и крайне неустойчивую систему, молодая семья испытывает влияние множества конкретно-исторических, социально-психологических, социокультурных факторов, обуславливающих в ней глубокие сдвиги.
Введение
Глава 1. Молодая семья как особая социальная категория.
1.1. Теоретические подходы к понятиям «брак», «семья», «молодая семья».
1.2. Структура молодой семьи.
1.3. Типы молодой семьи
1.4. Периоды развития молодой семьи.
1.5.Функции молодой семьи.
1.6.Молодая семья в современном российском обществе.
Глава 2. Проблемы молодой семьи.
Глава 3. Студенческая семья как особая категория молодой семьи.
3.1. Проблемы студенческой семьи.
Заключение
Библиографические ссылки
Список использованной литературы
В таких семьях ответственность
и забота распределяются среди достаточно
большого числа членов семьи. Создается
ситуация, когда ребенок тесно
связан не только с родителями, но и
со своими дядями и тетями. Он окружен
взрослыми, которые в некоторых
случаях готовы взять на себя обязанности
родителей. Таким образом, у ребенка
в родственной семье появляется
большая возможность для
В реальной жизни родственная семья далеко не всегда возможна. Это связано, например, с тем, что место рождения и место вступления в брак могут быть значительно удалены друг от друга. Кроме того, родственники могут быть фактически или социально отдалены от супружеской пары, и в этом случае семья остается в чистом виде нуклеарной. Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной.
В конце XX – начале XXI вв. усилилось внимание к изучению молодой семьи. Была предпринята попытка типологизации молодых семей по стилю жизнедеятельности. Было выделено три основных типа успешных молодых семей по данному критерию.
Первый тип – «традиционный». Ориентация супругов исключительно на семейные ценности, на средне - или даже многодетную семью. Жена в таких семьях работает только из материальных соображений. Досуг совместный, «закрытый». Лидером в семье, по крайней мере, формальным является муж. Круг друзей у супругов общий и довольно ограниченный. Женщина выполняет большинство хозяйственно-бытовых обязанностей и ухаживает за детьми.
Второй тип – «профессионально-
Третий тип – «досугово-
Российское государство, исходя из принципа дифференцированного подхода к решению проблем семей, выделяет основные типы молодых семей:
По степени благополучия:
–маргинальные (крайне
низкие доходы, высокий уровень
потребления алкоголя или
-кризисные (находящиеся
ниже черты бедности, имеющие
серьезные проблемы
-благополучные (уровень жизни несколько выше среднего, все свои проблемы могут решить самостоятельно);
По уровню экономического благосостояния:
-бедные (уровень нищеты, душевой доход ниже или на уровне минимальной зарплаты);
-малообеспеченные (душевой доход от уровня минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума);
-обеспеченные (душевой доход
на уровне среднего по региону)
-состоятельные (душевой
доход значительно выше
По пространственно-
-патрилокальные (молодожены переходят жить в дом отца мужа);
-матрилокальные (супруги живут у родителей жены);
-неолокальные (молодожены
имеют возможность жить
По критерию доминирования различают:
-патриархальную семью,
где главенствующую роль
-матриархальную семью, когда доминирующее положение занимает женщина;
-эгалитарную семью, в
которой нет четко выраженных
функций главы семьи, а
-партнерскую семью, где обсуждаются семейные решения, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, а если жена – то с доминированием жены.
В зависимости от количества детей в семье выделяют следующие типы молодых семей:
-бездетные – супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности иметь детей. Такие семьи составляют в России 8-10%;
-малодетные – 1-2 ребенка в семье. В России такие семьи составляют примерно 80%;
-среднедетные -3-4 ребенка в семье, их в России -10%.
По критерию социального положения:
-гомогенные семьи, в которых супруги из одной социальной группы;
-гетерогенными – семьи, состоящие из супругов, происходящих из разных социальных классов.
По антропологическим признакам:
-консангвинальные, состоящие
из кровных родственников,
-конъюгальные - семьи, основанные на супружеских, а не на родственных отношениях.
Молодая семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с созданием семьи, появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом меняют и ролевое функционирование. На каждом этапе семья должна решать определенные задачи для своего успешного функционирования в дальнейшем.
Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза).
Цель - достижение эмоциональной и экономической самостоятельности, принятие ответственности за себя и за свою судьбу.
Задачи:
- эмоциональная дифференциация
от родителей, автономизация
-развитие интимности
межличностных отношений, способность
любить и быть любимым в
межличностных отношениях с
-становления «Я» личности
через получение профессии и
достижение экономической
Развитие и функционирование будущей семьи в значительной мере определяется успешностью решения указанных задач. Если задачи не решены, они откладываются и их решение переносится на последующие этапы развития семьи, что, несомненно, чревато низкой эффективностью функционирования вновь созданной семьи.
Заключение брака, образование новой семейной пары.
Цель – формирование новой семейной системы на основе заключения брака.
Задачи:
- выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;
-решение вопросов главенства и установления лидерства;
-распределение ролей,
принятие ответственности
-определение финансово-
-организация досуга;
-брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье;
-формирование семейного самосознания «МЫ», выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей;
-установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов).
От успешности решения задач формирования новой семейной системы существенным образом зависит жизнедеятельность семьи и ее будущее. Нередко браки распадаются, что свидетельствует как о сложности задач, данного жизненного цикла семьи, так и о недостаточной психологической способности молодых супругов к их решению, обусловленной низкой эффективностью решения задач предшествующей стадии, в частности, сохранением эмоциональной, поведенческой, ценностной зависимости от родителей, отсутствием экономической самостоятельности семьи.
Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста).
Цель – начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с заключением в нее новых членов.
Задачи:
-формирование родительской позиции матери и отца;
-адаптация семейной системы с включением детей;
-выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;
-установление новых отношений
с расширенной семьей с
1.4.Функции молодой семьи
Молодая семья во всех обществах развивается как структура института семьи, целью которой является решение определенных социальных задач. Какие же задачи решает молодая семья? Каковы ее функции как основного социального института?
1. Функции сексуального
регулирования. Семья - это главный
социальный институт, через который
общество упорядочивает,
2. Репродуктивная функция.
Одна из основных задач любого
общества - воспроизводство новых
поколений его членов. При этом
важно, чтобы дети были
3. Функция социализации.
Несмотря на большое число
институтов, участвующих в социализации
личности, центральное место в
этом процессе безусловно
Эти редкие исключения, пожалуй,
только подчеркивают первостепенное значение
семьи для социализации детей. Семья
для ребенка является первичной
группой, именно с нее начинается
развитие личности. Несмотря на появление
позднее других первичных групп,
у личности всегда остаются привитые
в раннем детстве основные образцы
поведения. Главным способом семейной
социализации является копирование
детьми моделей поведения взрослых
членов семьи. Трудности социализации
возникают в том случае, если ребенок
ориентируется на неудачные образцы
поведения родителей, которые приходят
в противоречие с тем, что ребенок
видит в других семьях. При этом
часто возникает
4. Функция эмоционального
удовлетворения. К многочисленным
потребностям человека