Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:58, реферат
Дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это – непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.
Таким образом, правовой статус ребенка - это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная международно-правовыми актами, Конституцией РФ, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Структурно законодательство в части защиты прав и законных интере-сов несовершеннолетних можно изобразить в виде следующей схемы:
Международно-правовые акты |
Федеральные нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ |
Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации |
В данной схеме нормативно-правовые акты представлены по степени их юридической силы.
Юридическая сила - место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов.
а) Международные правовые акты
Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.
Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:
осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;
соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;
законодательное обеспечение прав ребенка;
государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:
максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров .
б) Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ
Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:
Конституция РФ,
Семейный кодекс РФ,
Гражданский кодекс РФ,
Уголовный кодекс РФ,
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и др.
Заключение
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.
Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п. 1 ст. 2). Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действительность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.
Таково в самом общем виде объяснение важности правовых проблем обеспечения интересов несовершеннолетних граждан. Причем речь идет о широкой гамме правовых средств защиты ребенка, тем более что их предпосылкой являются неодинаковые по своей отраслевой принадлежности законодательные акты, каждый из которых так или иначе, прямо или косвенно служит или может служить правовым инструментом, защищающим права детей.
Защита прав и законных интересов ребенка -- первейшая обязанность государства. Гарантированность провозглашенных прав несовершеннолетних обеспечивается государством путем проведения им соответствующей социальной политики. Согласно Конституции, Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности ребенка.
Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и законные интересы несовершеннолетних, создавать надлежащие материальные, правовые и иные условия для их осуществления, а также воплощения в реальной жизни, можно только по его успехам в социальной политике. Оценивая роль российского государства в реализации прав несовершеннолетних на современном этапе, к сожалению, приходится констатировать ставшее очевидным для всего общества реальное положение дел, свидетельствующее о несостоятельности социальной политики государства. Прежде всего об этом свидетельствуют такие факты, как крайне низкий уровень жизни семей с детьми, не позволяющий гарантировать достойную жизнь и свободное развитие ребенка, как это предусмотрено в Конституции страны; низкая рождаемость, высокая смертность детей, рост детской преступности, недостатки в системе образования и здравоохранения являются самыми убедительными аргументами, доказывающими неблагополучие в государстве. Реальное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что они носят зачастую декларативный характер и нарушаются в массовом порядке, а состояние семьи и детей в России близко к социальной катастрофе. В настоящее время произошло изменение проблем защиты несовершеннолетних, в частности:
во-первых, требование законодателя о заботе и всесторонней защите прав и законных интересов детей со стороны государства и семьи и, вместе с тем, массовые нарушения прав несовершеннолетних заслуживают, на наш взгляд, самого детального рассмотрения;
во-вторых, в связи с появлением и вступлением в силу федеральных законов, гарантирующих защиту прав ребенка, стали складываться новые правоотношения между детьми и родителями, а также лицами, их заменяющими, что требует переосмысления;
в-третьих, ежегодное увеличение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, заставляет задуматься над причинами и последствиями этого явления.
Известно, что именно Россия была одним из первых государств, внедривших еще в 1910 г. ювенальные суды. В свое время эта судебная система считалась одной из наиболее передовых в Европе.
Список использованной литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ // [Текст] СЗ РФ. №1. 2002.
2. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». [Текст] // СЗ РФ. № 31. 2002.
3. Решение Городской думы г.Ижевска от 17 июня 2004 г. «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // СПС «Гарант»
4. Антокольская М.В. Семейное право. [Текст] - М.: Юрист, 1999
18. Баринов Л.В. Российские сироты. [Текст] // Независимая газета. - № 6. - 2004
5. Борисова Н.Е. , Дмитриев Ю.А. , Захаров С.В. и др. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. [Текст] - М., 1998. С. 10.
6. Грудцына Л.Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних [Текст] // Адвокат. - 2005
7. Варывдин, В. А. Управление системой социальной защиты детства : учеб. пособие. / В. А. Варывдин. - М. : Педагогическое общество России, 2005
8. Поддубная, Т. Н. Управление системой социальной защиты детства. / Т. Н. Поддубная. - Ростов н/Д : Феникс, 2005.
Информация о работе Особенности правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации