Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:58, реферат
Дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это – непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.
Введение
Дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.
И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрит голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.
Дети, будучи уязвимыми, нуждаются в особой заботе и охране. Именно государство в лице уполномоченных органов обязано защитить ребенка от любых форм насилия и дискриминации, принять все меры по защите его прав.
В наше время проблема защиты прав ребенка не становится менее актуальной несмотря на общемировой гуманитарный прогресс. К сожалению, не приходится говорить о способности большинства взрослых преодолеть и, тем более, предупредить проявления жестокости и нарушения прав даже своих собственных детей. Вот простейший пример: мама спешит домой, ребенок хочет еще поиграть, она его шлепает - и это уже нарушение его права на неприкосновенность. Из таких мелочей, незаметной на первый взгляд, бытовой жестокости, равнодушия и непонимания образуются сначала ручейки, а затем мутные потоки произвола и насилия по отношению к детям во многих сферах нашей жизни.
Учитывая изложенное, в настоящей работе предпринята попытка исследования форм защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, как актуальной научной и практической проблемы.
Объектом исследования является совокупность правоотношений, возникающих в процессе защиты и реализации прав детей.
Предметом исследования выступает деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав детей, а также проблемы теории и практики, порядок защиты их прав, в том числе и в судебном порядке.
Особенности правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации
На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном строе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, и лишь по достижении указанного возраста начинали приучать их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого. В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенно усиленной защите.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что один из важнейших критериев дееспособности и прозорливости власти - ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. С этого, по сути, начинается соблюдение прав гражданина и человека.
В раннем возрасте дети, как известно, особо уязвимы и особенно подвержены различным влияниям. Поэтому ребенок всегда должен пользоваться приоритетом в том, что касается забот о нем со стороны государства.
Россия переживает непростой период социального и экономического реформирования. Оценивая реальное положение детей в этих условиях в нашей стране, следует признать, что в большинстве своем они стали жертвами плохо подготовленных экономических реформ и разрушительных политических и социальных преобразований. Даже Правительство Российской Федерации было вынуждено констатировать, что им не были приняты во внимание все последствия этих реформ "их влияния на положение детей, не проведены в необходимом объеме компенсационные и защитные меры". Со своей стороны добавим, что именно этим, последним обстоятельством во многом объясняется стремительный, на протяжении последних 10-15 лет, рост алкоголизма, наркомании, преступности среди несовершеннолетних.
В ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации указано, что материнство и детство , семья находятся под защитой государства, в ч.2 этой же статьи, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Государство, возлагая на родителей основную обязанность по воспитанию детей, заботе о них, в тоже время создало многочисленные инструменты, позволяющие пресекать нарушения прав детей. Это и возможность представительства интересов детей их родителями в любых инстанциях, это и институты защиты детей от нерадивых родителей. В России создана целая совокупность государственных органов, которые обладают широкими полномочиями в области соблюдения прав ребенка и их реализации. Это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства органы внутренних дел и прокуратура.
Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность». Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка - это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.
В главе 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" понятия "ребенок" и "дети" употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины "гражданин", "каждый". Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.
Как уже было сказано, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.
Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 Основного закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Примером нормативного акта, закрепляющего конкретно обязанности ребенка, является Закон Республики Саха от 1 июля 1994 г. N 23-I "О правах ребенка", где, в частности, установлено, что ребенок обязан заниматься самовоспитанием и самообразованием, заботиться о своем здоровье, развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравственную ответственность за них.
Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданин. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.
Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа - права на семейное благополучие; третья группа - права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса РФ). В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих). При нарушении прав и законных интересов ребенка либо при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет - в суд. Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, об угрозе его жизни или здоровью, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять необходимые меры по защите законных интересов и прав ребенка.
В российском законодательстве, регулирующем различные сферы общественных отношений, действует принцип особого положения несовершеннолетних. Данный принцип обусловлен комплексом физиологических, психологических и интеллектуальных особенностей несовершеннолетних, а его действие направлено на осуществление органами, учреждениями и должностными лицами, работающими с несовершеннолетними, воспитательной и предупредительной функций. Особое внимание законодателя к регламентации положения несовершеннолетних объективно обусловлено необходимостью создания более высокого уровня юридической защиты несовершеннолетних, дополнительных гарантий их прав и законных интересов.
Особенности личности несовершеннолетних обусловили внимание международного сообщества к вопросам, касающимся специфики взаимоотношения государства и несовершеннолетнего. Этому вопросу посвящены многие международно-правовые документы (например, Каракасская декларация; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными; Минимальные стандартные правила, относящиеся к несовершеннолетним, лишенным свободы; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Минимальные стандартные правила защиты прав несовершеннолетних - жертв преступлений; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних).
Важнейшим международным документом, утвердившего целый ряд правовых принципов и обеспечивающего правовую защиту самой уязвимой части человечества - Конвенция ООН о правах ребенка. Она была единогласно принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года. Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (родители, опекуны).
Также Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г. были утверждены Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Они получили название «Пекинские правила», поскольку именно в Пекине проходило итоговое совещание экспертов по обсуждению и принятию окончательного текста этого документа. В пекинских правилах нашли отражение общие принципы защиты прав несовершеннолетних, сформулированные в основных международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод), подчеркнуто, что важнейшим средством раннего предупреждения преступности несовершеннолетних является создание достойных условий жизни и воспитания молодежи.
Принцип особого положения несовершеннолетних находит проявление в различных сферах деятельности российского государства и реализуется в нормативных правовых актах, специально посвященных охране прав и законных интересов этой категории лиц. К числу таких актов относятся Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ (в последующ. ред.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где определены основные направления обеспечения прав несовершеннолетних, установлены основные гарантии их прав и законных интересов. Однако этот Закон определяет лишь общие гарантии прав и законных интересов, конкретные же права и интересы защищаются законами и иными нормативными правовыми актами, специально регулирующими каждую из сфер жизнедеятельности несовершеннолетних. Так, права несовершеннолетнего в сфере семейного воспитания защищаются Семейным кодексом Российской Федерации (СК РФ); в сфере трудовой деятельности - Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ); в сфере образования - рядом нормативных правовых актов, к числу которых относится Федеральный закон от 10 июля 1992 г. №3266 - 1 «Об образовании» (в последующ. ред.); в сфере подготовки к военной службе - Федеральным законом от 28 марта 1998г. №53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в последующ. ред.) и т.д.
Существует специальный правовой нормативный акт, который посвящен профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120 - ФЗ (в последующ. ред.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В случае вовлечения несовершеннолетнего в сферу уголовно-процессуальных и уголовно-правовых отношений специфика их личности учитывается в соответствии с положениями УК РФ и УПК РФ.
Таким образом, нормативной основой регулирования правоотношений по защите прав детей является широкий комплекс правовых актов, как международных, так и внутригосударственных.
Информация о работе Особенности правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации