Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Южно-Уральский государственный
университет»
(национальный исследовательский
университет)
Факультет «Юридический»
КАФЕДРА «КОНСТИТУЦИОННОЕ И
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
«Конституционно правовой статус
Российской Федерации»
( КУРСОВАЯ РАБОТА)
По дисциплине « Конституционное
право России »
ЮУрГУ - 030900.2014..Ю КР
Нормоконтролер,
Руководитель работы, к.ю.н.
доцент кафедры
______________ /
_________/ Б.М.Щипачев
___________________2014 г.
____________________2014 г.
Автор работы
Студентка группы Ю-253
Шестерова М. А
__________________2014 г.
Работа защищена с оценкой
__________________________
______________________2014г.
Челябинск 2014.
Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Южно-Уральский государственный
университет»
Факультет «Юридический»
Кафедра «Конституционного
и административного права»
Специальность «Юриспруденция»
З А Д А Н И Е
на курсовую работу (проект)
студента
Меркуловой Алёны Александровны
Группа Ю-253
Дисциплина (специализация):
Конституционное право РФ
Тема работы (проект): Конституционные
основы местного самоуправления в современной
России
Срок сдачи студентом законченной
работы:
Перечень вопросов, подлежащих разработке:
- Рассмотреть основные
функции, принципы и правовое
регулирование местного самоуправления
в России;
- изучить конституционные
основы местного самоуправления
в современной России;
- проанализировать развитие
и проблемы местного самоуправления
в современной России.
Свои данные введеш
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Наименование этапов
курсовой работы (проекта)
|
Срок выполнения этапов работы
(проекта) |
Отметка о выполнении
руководителя |
1 Подбор литературы |
30.10.2014 г. |
|
2 Написание введения и
первой главы курсовой работы |
17.11.2014 г. |
|
3 Написание второй главы
курсовой работы и заключения |
25.11.2014 г. |
|
4 Оформление курсовой
работы |
10.12.2014 г. |
|
Руководитель работы (проекта)_________________/И.О. Ф.______________________/
(подпись)
Студент
_________________________/И.О. Ф.______________________/
(подпись)
АННОТАЦИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………6
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВОГО СТАТУСА РФ
1.1.Конституционно-правовой
статус государства в конституционном
праве…………………………………………………….
1.2 Общая характеристика
конституционно-правового статуса
Российской Федерации
1.3. Элементы конституционно-правового
статуса РФ……………………….
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ РФ
2.1.
Российская Федерация как демократическое
государство………………………
2.2.
Российская Федерация как федеративное
государство………… 2.3.
Российская Федерация как правовое государство………….
2.4.
Российская Федерация как государство
с республиканской формой правления…………………………………………………………….
2.5. Российская
Федерация как социальное государство…………………………………………………………………….
2.6. Россия как
светское государство……………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………37
ВВЕДЕНИЕ
Конституционно-правовой статус
России как федеративного государства
определяется федеральной Конституцией
1993 г., Декларацией о государственном суверенитете
РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором
от 31 марта 1992 г.
При этом приоритетное значение
в определении правового статуса федерации,
ее субъектов принадлежит Конституции
РФ. Федеративный договор от 31 марта 1992
г. «исходит из исторического факта существования
Российского государства1» и ставит целые, только перераспределение
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти федерации
и ее субъектов.
Конституционно-правовой статус
Российской Федерации - это совокупность
прав и обязанностей Российской Федерации
как субъекта конституционно-правовых
отношений.
Конституционно-правовой статус
РФ находит свое конкретное юридическое
выражение в закрепленных Конституцией
РФ предметах ведения РФ, реализуемых
органами государственной власти. Под
предметом ведения РФ понимаются те сферы
государственной и общественной жизни,
в которых федеральные органы государственной
власти наделяются определенными полномочиями.
Характеристика конституционно-правового
статуса РФ была бы неполной без конституционных
характеристик РФ.
Конституционные характеристики
России – это часть принципов конституционного
строя, к которой принято относить положения
о демократическом, федеративном, правовом,
республиканском, социальном, светском
характере современного российского государства.
Все элементы конституционно-правового
статуса крайне важны для изучения, поскольку
именно они определяют положение нашей
страны. Этим обусловлена актуальность
данной работы.
Целью данной работы является
характеристика конституционно-правового
статуса Российской Федерации.
Достичь цели поможет решение
следующих задач:
1. Проанализировать основные
элементы конституционно–правового
статуса РФ.
2. Проанализировать конституционные
характеристики РФ.
Данными задачами обусловлена
структура работы, состоящей из введения,
заключения, двух глав, включающих параграфы,
списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВОГО
СТАТУСА РФ
1.1. Конституционно-правовой
статус государства в конституционном
праве
Понятие правовой статус означает
некое правовое состояние (правовое положение)
того или иного участника правоотношений.
Иными словами, правовое положение человека
и гражданина или государства в соответствии
с нормами конституционного права следует
признать синонимом их конституционно-правового
статуса. В связи с тем, что в науке конституционного
права предлагается различать нормативный
конституционно-правовой статус и фактический
статус, под которым понимается реальное
положение субъекта соответствующих правовых
отношений, представляется вполне обоснованным
выделять два основных аспекта в понимании
конституционно-правового статуса названных
субъектов: как реальных отношений, урегулированных
нормами конституционного права, и как
конституционного (конституционно-правового)
института.
Конституционно-правовой статус
государства представляет собой правовое
состояние этого субъекта, включающее
в себя систему правовых связей (общих
правоотношений), соответствующих специфике
государства как субъекта конституционного
права и конституционно-правовых отношений
и его главному назначению и функциям.
Категория «конституционно-правовой
статус» выполняет интегрирующую функцию,
она позволяет объединить набор правовых
связей, характерных для государства,
в единую систему, единый комплекс. Разные
по характеру и целевому назначению правовые
связи называются его элементами. Нередко
определение правового статуса того или
иного субъекта конституционного права
выводится путем перечисления основных
элементов статуса. Таким образом, можно
говорить о различных видах элементов
конституционно-правового статуса государства,
которые в совокупности составляют его
структуру, позволяющую отразить общие
черты и особенности статусов различных
субъектов.
В литературе отмечаются такие
общие черты конституционно-правового
статуса любого субъекта, как его целостность,
устойчивость, внутренняя согласованность,
системообразующая значимость, т.е. способность
отражать единство юридических свойств
субъектов конституционно-правовых отношений,
объединять их различные виды в единую
систему. Названные свойства конституционно-правового
статуса (в частности, такого субъекта,
как государство), несомненно, полнее раскрываются
при широком подходе к определению структуры
конституционно-правового статуса различных
субъектов, когда в нее в качестве самостоятельных
элементов помимо прав и обязанностей
(или полномочий применительно к государству
и некоторым другим субъектам) включаются
и иные виды конституционно-правовых связей,
находящихся в диалектической связи друг
с другом, и в первую очередь с правами
и обязанностями как ядром правового статуса
любого субъекта.
Рассмотрение структуры конституционно-правового
статуса государства предполагает выявление
общих (родовых) признаков и черт (присущих
элементам статуса различных субъектов),
а также индивидуальных особенностей,
свойственных структурным элементам статуса
субъектов, осуществляющих деятельность
публично-властного характера, и, наконец,
непосредственно Российскому государству
как одному из этих субъектов. Поскольку
специфика статуса и его структура определяются
особенностями и ролью субъекта правовых
отношений во взаимосвязи с другими участниками
общественных отношений, определяя структуру
статуса государства, нужно помнить о
публично-властной природе этого субъекта,
о таких его свойствах, как обладание государственным
суверенитетом, производным от суверенитета
народа, о функциях государства, в частности
функции правового регулирования общественных
отношений в интересах защиты прав граждан,
обеспечения устойчивого развития российского
общества.
Конституционная (конституционно-правовая)
правосубъектность государства отражает
такие его «юридически значимые характеристики»,
политико-правовые свойства и особенности,
как обладание государственным суверенитетом
и одновременно олицетворение собой формы
народовластия. Эта двойственная природа
государства и обусловливает главную
особенность его правосубъектности, которая
наиболее ярко проявляется при характеристике
прав и обязанностей этого субъекта.
Есть все основания для выделения
ответственности государства по отношению
к обществу, народу, человеку и гражданину
в качестве самостоятельного элемента
его конституционно-правового статуса.
Широкое понимание конституционно-правовой
ответственности, предполагающее неразрывную
связь двух сторон ответственности как
единого явления - позитивной и ретроспективной,
позволяет определить механизм ответственности
государственной власти перед народом,
обществом, человеком и гражданином, а
также взаимной ответственности государства
и личности, понять роль и место конкретного
государства в современном цивилизационном
развитии, сделать его ответственным за
происходящее не только в моральном, но
и юридическом смысле слова перед настоящими
и будущими поколениями. По юридической
природе конституционно-правовая ответственность
государства - это общее правоотношение
(правовое состояние), которое представляет
собой постоянные, длящиеся правовые связи
между государством и обществом, народом,
каждым человеком и гражданином.
Конституционные полномочия
и ответственность государства реализуются
в полном соответствии с закрепленными
конституционно-правовыми нормами целями
и задачами государства, которые также
следует рассматривать в качестве обособленного
элемента его статуса. В свою очередь,
содержание последних зависит от конституционно
закрепленных сфер и объектов воздействия
со стороны государства, то есть предметов
ведения, которые являются самостоятельным
элементом конституционно-правового статуса
государства. Предметы ведения государства
как субъекта конституционно-правовых
отношений понимаются в широком смысле.
Фактически под ними подразумевается
предмет конституционно-правового регулирования
отношений с участием государства. Конституционно
закрепленные предметы ведения Российской
Федерации (ст. 71 - 72) представляют собой
детализацию в широком смысле слова понимаемых
предметов ведения Российского государства
в связи с их разграничением между различными
уровнями государственной власти: федеральным
и субъектов Федерации (по сути дела, речь
идет о разделении компетенции между уровнями
власти внутри государства). Но это лишь
один из аспектов возможного рассмотрения
предметов ведения государства, призванного
обеспечить воздействие на всю систему
общественных отношений и сферы жизнедеятельности
общества для обеспечения его развития
в интересах каждого человека.