Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разные. В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из одного родителя, чаще всего матери – неполных. По мнению специалистов, адекватная социализация детей в семье с одним родителем невозможна. «Для счастливого детства ребёнок нуждается в доме, где есть и отец, и мать», – пишет известный социолог И. Кон [32, с. 17].

Содержание работы

Введение
1. Теоретическое исследование проблемы воспитания мальчиков в неполных семьях
1.1 Неполные семьи как актуальная проблема социума
1.2 Необходимые условия для воспитания мальчиков
1.3 Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2. Экспериментальное исследование работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.1 Описание методик исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Особенности работы социального педагога с неполными семьями.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Для выявления  особенностей взаимоотношений в  семьях и семейного воспитания, нами были выбраны и проведены такие  методики, как тест «Кинетический рисунок семьи», разработанный Р. Бернсом и С. Кауфманом, тест-опросник родительского отношения к детям представленный А.Я. Варга и В.В. Столиным, а также опросник «Анализ семейного воспитания».

Для получения  информации о субъективной семейной ситуации исследуемых учащихся нами был использован тест «Кинетический рисунок семьи». Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них (см. приложение 1).

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей  ребенку анализировать, переосмыслять  семейные отношения. Поэтому рисунок  семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Для выполнения теста ребенку дается стандартный  лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Предложите: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь».

В системе  количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации  КРС основное внимание обращается на следующие аспекты: 1) анализ структуры  рисунка семьи (сравнение состава  реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке); 2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Анализ  процесса рисования дает богатую  информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его  работы. Чаще всего свой рисунок  дети начинают с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникать паузы перед тем, как ребенок начнет рисовать одну из фигур. Это в отдельных случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше не вступать в разговор.

Для теста  КРС разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуация, 2) тревожность, 3) конфликтность в семье, 4) чувство неполноценности в семейной ситуации, 5) враждебность в семейной ситуации.

Для выявления  отношения матери к сыну нами была проведена диагностика с использованием теста-опросника родительского отношения  к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин). Данная методика представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними (см. приложение 2).

Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания  характера и личности ребенка, его  поступков.

Опросник  состоит из 5 шкал.

1. «Принятие-отвержение».  Шкала отражает интегральное  эмоциональное отношение к ребенку.  Содержание одного полюса шкалы:  родителю нравится ребенок таким,  какой он есть. Родитель уважает  индивидуальность ребенка, симпатизирует  ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация»  – социально-желательный образ  родительского отношения. Содержательно  эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз»  – шкала отражает межличностную  дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой  шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная  гиперсоциализация» – отражает  форму и направление контроля  за поведением ребенка. При  высоком балле по этой шкале  в родительском отношении отчетливо  просматривается авторитаризм. Родитель  требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

5. «Маленький  неудачник» – отражает особенности  восприятия и понимания ребенка  родителем. При высоких значениях  по этой шкале в родительском  отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешностъ и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Далее, для того, чтобы определить тип  семейного воспитания матери в отношении  сына и характер его нарушений  нами был использован опросник «Анализ  семейного воспитания» [49, с. 468]. В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:

1. Уровень  протекции – сколько сил, времени  уделяют родители воспитанию  ребенка:

1) гиперпротекция (чрезмерная);

2) гипопротекция  (недостаточная).

2. Степень  удовлетворения потребностей –  в какой мере деятельность  родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных;

1) потворствование  (стремление родителей к максимальному  и некритическому удовлетворению  любых потребностей ребенка);

2) игнорирование  потребностей ребенка (недостаточное  стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка).

3. Уровень  требовательности к ребенку в  семье. Они выступают в виде  обязанностей, запретов, наказаний:

1) чрезмерность  требований-обязанностей представляет  риск психотравматизма;

2) недостаточность  требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу;

3) чрезмерность  требований-запретов формирует реакцию  эмансипации или предопределяет  развитие черт сенситивной и  тревожно-мнительной акцентуации;

4) недостаточность  требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера;

5) чрезмерность  санкций – чрезмерное реагирование  даже на незначительные нарушения  поведения;

6) минимальность  санкций – упование на поощрение,  сомнение в результативности  любых наказаний.

4. Неустойчивость  стиля воспитания – резкая  смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство

Устойчивые  сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного  воспитания. Классификация типов  нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.

Потворствующая  гиперпротекция. Ребенок находится  в центре внимания семьи, которая  стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у детей.

Доминирующая  гиперпротекция. Ребенок также в  центре внимания родителей, которые  отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя  многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию  эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у детей с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.

Повышенная  моральная ответственность. Этот тип  воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку  с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой  о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.

Затем, после проведения первого этапа  исследования нами была разработана  и внедрена в практической работе программа социально педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим  мальчиков. После реализации вышеупомянутой программы, которая позволила максимально скорректировать свое отношение к поведению со своим сыном, был проведен повторный срез с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Теперь  обратимся к результатам диагностики, которые были получены в ходе исследования.

 

2.2 Анализ результатов исследования

 

На этапе  диагностики для определения  ситуации в неполной семье по тесту  «Кинетический рисунок семьи» были получены результаты, по которым можно  утверждать, что преобладающими для внутрисемейных взаимоотношений являются следующие типичные ситуации:

благоприятная семейная ситуация – 25% (3 чел.);

тревожность в семье – 25% (3 чел.);

конфликтность в семье – 25% (3 чел.);

чувство неполноценности – 50% (6 чел.);

враждебность в семейной ситуации – 16,7% (2 чел.).

Полученные  данные представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Результаты исследования внутрисемейных отношений

 

Тест  «Кинетический рисунок семьи» позволил выявить, насколько благополучно складываются взаимоотношения в семьях детей. Данные результаты подтверждают, что взаимоотношения между матерью и сыном в 75% семей складываются неблагополучно. Этому, в первую очередь, способствуют нарушенные отношения между матерью и отсутствующим отцом. Кроме того, можно предположить, что в семьях 50-ти% детей вообще отсутствует социальная роль отца. В рисунках этих детей прослеживается чувство неполноценности из-за несформированности отношений между мальчиком и его отцом.

Далле для определения типа родительского  воспитания мы провели тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга – В.В. Столина. Настоящим тестом было выявлено, что наиболее часто используются такие типы родительского отношения, как «симбиоз» – 58,3% и «авторитарная гиперсоциализация» – 25%. Реже используется матерями тип отношения «маленький неудачник» – 16,7%. Кроме того, был выявлен такой тип родительского отношения к детям как «отвержение» – 16,7%. Такой тип родительских отношений как «кооперация» выявлен не был.

Полученные  результаты представлены на рис. 2.

 

Рис. 2. Результаты исследования типа родительского отношения

 

Из представленных результатов можно сделать вывод, что почти у 17% матерей присутствует отвержение в типе родительского отношения к детям. Вероятно, что такие отношения наблюдаются из-за того, что сын напоминает матери своего бывшего мужа, с которым не так давно был развод. В результате чего на ребенка может выплескиваться агрессия, которая предназначается для бывшего супруга.

Для того, чтобы определить адекватность полученных результатов, нами был проведен сравнительный  анализ полученных рисунков мальчиков  и ответов их матерей. В ходе анализа  было выявлено, что у 25% неполных семей отношения матери к сыну и сына к матери совпадают. В полученных рисунках прослеживается благоприятная семейная ситуация, а матери в своих ответах указывают на «Симбиоз» в отношениях с ребенком. Детям в этом возрасте матери должны уделять большое эмоциональное и межличностное влияние. Поэтому такое родительское отношение матери к сыну как «симбиоз» в данном случае является адекватным поведением.

Информация о работе Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков