Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 10:03, курсовая работа
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разные. В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из одного родителя, чаще всего матери – неполных. По мнению специалистов, адекватная социализация детей в семье с одним родителем невозможна. «Для счастливого детства ребёнок нуждается в доме, где есть и отец, и мать», – пишет известный социолог И. Кон [32, с. 17].
Введение
1. Теоретическое исследование проблемы воспитания мальчиков в неполных семьях
1.1 Неполные семьи как актуальная проблема социума
1.2 Необходимые условия для воспитания мальчиков
1.3 Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2. Экспериментальное исследование работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.1 Описание методик исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Литература
После реализации вышеупомянутой программы, которая позволила максимально скорректировать свое отношение к поведению со своим сыном, был проведен повторный срез с использованием теста-опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин). Сравнительные результаты до реализации программы и после представлены на рис. 4.
Рис. 4. Результаты исследования типа родительского отношения после реализации программы
Из представленных данных можно увидеть, что 25% родителей в ходе проведения программы и, в частности, бесед, пересмотрели свое отношение к детям. Также хочется отметить, что 25% исследуемых матерей не отмечают позитивного изменения в поведении своих детей. Вероятнее всего, что данные семьи не изменили своего отношения к воспитанию мальчиков и с не интересов подошли к реализации всех мероприятий предусмотренных программой. С такими семьями необходимо проводить работу с привлечением специалистов практической психологии и психотерапии. Можно лишь сказать, что ухудшения в поведении в ходе реализации программы у мальчиков из этих семей не было.
На основе вышеизложенного в главе 2 можно сформулировать рекомендации для родителей:
В воспитании мальчиков необходимо учитывать следующее:
залогом эффективного воспитания является атмосфера любви и доброжелательности в семье;
при общении с ребенком важно умело сочетать уважения к его личности с высокой требовательностью;
нужно уметь понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
воспитательные воздействия нужно строить с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей и с опорой на положительное в ребенке.
Нужно внимательно относиться к мнению и суждениям ребенка, старайтесь его понять. Нужно постараться не заставлять ребенка, а убедить его, учить рассуждать и анализировать вместе с ним возможные последствия его действий.
В основе семейных конфликтов с детьми, как правило, лежит несоответствие родительских отношений и требований желаниям и возможностям ребенка. Необходимо уделить особое внимание обоснованности запретов для ребенка и возможно дать ему немного больше свободы и самостоятельности.
Главное в общении матери с сыном является поддержка его стремления к предстоящей роли мужчины. Необходимо помнить и использовать важное преимущество семейного воспитания – мать имеет возможность хорошо изучить внутренний мир своего ребенка, его потребности интересы и на основе этого максимально индивидуализировать процесс воспитания, тем самым, обеспечить благоприятное протекание процесса становления мальчика мужчиной.
Как показывают
данные проведенного исследования, основной
причиной формирования неправильного
поведения у мальчиков
Предотвращению и профилактике неправильного поведения может способствовать реализация специальных программ организации совместной деятельности социального педагога, педагогов и родителей. Такая программа может включать в себя блоки просвещения, организацию различных видов деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними. При этом работа социального педагога должна вестись в комплексе с работой таких специалистов, как педагог-психолог, врач-педиатр, психотерапевт при их тесной взаимосвязи, соблюдение этого условия необходимо и при организации работы с матерями. Только при выполнении этих условий деятельность социального педагога будет успешной и приведет к положительному результату.
Только совместными усилиями и всесторонней помощью можно решить проблему воспитания мальчиков в неполных семьях, где воспитанием занимается одна мать. Проблему неполных семей решать необходимо на государственном уровне, в органах местной администрации, привлекая внимания всей общественности.
Представленная
программа социально-
Заключение
Воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Но наиболее сложной является проблема воспитания ребенка в неполной семье. В основном единственным родителем в такой семье является мать. Отсутствие роли отца в воспитании мальчика усугубляет формирование мужского характера. В таком случае матери необходима помощь со стороны социального педагога.
В данной исследовательской работе были определены и рассмотрены такие понятия, как «семья», «неполная семья», «внебрачная семья», «разведенная семья», «распавшаяся семья». Кроме того, были рассмотрены различные типы отношений между матерью и ребенком и даны теоретические основы работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков.
Полученные в теории выводы были подтверждены практическим исследованием. В ходе написания исследовательской работы были решены поставленные задачи, а именно: изучена социально-педагогическая и психолого-педагогическая литература по проблеме воспитания мальчиков в неполных семьях; разработана и апробирована программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков; эффективность разработанной программы проверена и доказана на практике; разработаны и предложены матерям-одиночкам рекомендации по воспитанию мальчиков. Таким образом, поставленная цель – изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях – достигнута.
В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза исследования, а именно, то, что родители мужского пола из полных семей способны оказать положительное влияние на формирование мужского характера мальчиков из неполных семей, где воспитанием занимается только одна мать. Результаты были подтверждены на практике.
Данная исследовательская работа может быть использована в деятельности не только социального педагога, но и социальных психологов, педагогов-психологов, социальных работников, классных руководителей, учителей. В связи с тем, что увеличивается рост неполных семей, то проблема воспитания мальчиков в этих семьях становится все более актуальной. Поэтому к исследованию по этой проблеме необходимо подключать психотерапевтов и психиатров. Это необходимо для того, чтобы молодое поколение мужчин, соответствовало произведению настоящей мужской роли.
Литература
Агарков С.Т. Дисгармоничный брак // Социологические исследования. 1987. №4. С. 81 – 85.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М., 1993.
Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М., 1989.
Антонов А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов. – М., 1998.
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1995.
Баракан А.Н. Его Величество Ребенок какой он есть: Тайны и загадки. – М., 1996.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1999.
Боздарев К.К. Единственный ребенок. – М., 1988.
Бойко В.В. Социально защищенные и не защищенные семьи в изменяющейся России. – СПб., 1999.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 2000.
Васильева Э.К. Семья и ее функции. – М., 1999.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М., 1994.
Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. – М., 2000.
Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.
Ган М.П., Черепанова Э.М. Я сама: В помощь неполной семье. – М., 2002.
Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХ1 века. – СПб., 1999.
Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? – м., 1995.
Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995. №5. С. 18 – 19.
Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. – М., 1992.
Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. 2001. №11. С. 108 – 113.
Демидов А.М. Особенности жизнедеятельности неполных семей // Семья и социальная структура. – М., 1987.
Демидов А.М. Семья с одним родителем. – М., 1987.
Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1998.
Дубровина И.В. Психология. – М., 1999.
Захаров А.Н. Детские неврозы. – СПб., 1995.
Захарова Л. Дитя в очереди за лаской. – М., 1991.
Ковалев С.В. Писхология современной семьи. – М., 1988.
Кон И. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа. 2003. №4. С. 17 – 20.
Кочубей Б.Н. Мужчина и ребенок. – М., 1990.
Куликова Т.А. Семеная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990.
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2005.
Марова З. Ребенка воспитывает одна мать // Воспитание детей в неполной семье. – М., 1980. С. 5 – 68.
Матейчик
З. Некоторые психологические
Махова В.К. Просто счастье (записки матери). – М., 1982.
Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теория, методология и методики. – М., 1989.
Медведева Н.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. – М., 1994.
Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2002.
Морозова О.В. Педагогика семьи. – Омск, 2000.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
Никитин Б.Н., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М., 1986.
Нусхаева Б. Особенности социализации детей в неполной семье. // Социальная педагогика. 2005. №5. С. 63 – 66.
О положении семей в Российской Федерации. – М., 1998.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
Педагогика / Под ред. П.Н. Пидкасистого. – М., 1998.
Пилиповский В.Я. Помощь родителям в воспитании детей. – М., 1995.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М., 2004.
Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.
Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005.
Синельников А.Б. Проблемы неполных семей в современной России. – М., 1994.
Соловьев Н.Я. Женщина и ребенок в послеразводной ситуации. – М., 1984.
Солодовников В.В. Дети развода // Социологические исследования. 1988. №4. С. 58 – 62.
Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.
Социальная педагогика / Под ред. В.И. Загвязинского. – Тюмень, 2005.
Социальная работа: теория и практика / Отв. Ред. Е.И. Холостова. – М., 2002.
Степаненков Н.К. Педагогика. – Минск, 1998.
Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987.
Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. – М., 1989.
Фигдор Х. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. – М., 1992.
Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1994.
Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 2000.
Целуйко В.М. Неполная семья: психологические и социально-правовые особенности; формы и методы психологической и социальной работы. – Волгоград, 1999.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и психология работы социального педагога. – М., 2001.