Этому требованию
отвечает бюрократия - социальная структура,
основанная на иерархии должностей и
ролей, предписанных четкими правилами
и стандартами, и на разделении функций
и власти.
Социологи используют
этот термин в смысле, совершенно отличном
от тех негативных значений, которые
слово "бюрократия" приобретает в
быту. К примеру, в повседневной жизни
этим термином определяют неэффективность
функционирования организаций. Слово
"бюрократ" стало синонимом чиновника,
строго следующего всем правилам, уклоняющегося
от ответственности, погрязшего в бумажной
волоките и сверхпоглощенного своей работой,
которая представляется ему самой важной
на свете.
В западном мире
развитие бюрократии шло веками. В
средние века и позднее этот процесс
шел медленно и беспорядочно. Только в XX в. бюрократия сформировалась
в полной мере - в соответствии с требованиями,
диктуемыми индустриальным обществом.
В связи с
укрупнением современных организаций
и повышением их сложности, потребовалось
большое количество структурных
единиц и подразделений, возникла потребность
в некоем механизме синхронизации и интеграции
различных видов деятельности. Поставив
выполнение задач на регулярную и упорядоченную
основу, бюрократические структуры открывают
возможности для эффективного планирования
и успешной координации этих видов деятельности.
Кроме того, бюрократические структуры
стремятся исключить все посторонние
влияния на людей и направить их деятельность
в первую очередь в организационных интересах.
В настоящее время в России наиболее крупномасштабные
и сложные организации построены на бюрократических
принципах управления.
М. Вебера поражала
способность бюрократического аппарата
рационализировать и контролировать
процессы коллективного достижения
людьми своих целей. Бюрократию часто называют классической или традиционной
организационной структурой. Большинство
современных организаций представляют
собой варианты бюрократии. Причина столь
длительного и широкомасштабного использования
бюрократической структуры состоит в
том, что ее характеристики еще достаточно
хорошо подходят для большинства промышленных
фирм, организаций сферы услуг и всех видов
государственных учреждений.
Повсеместное
распространение бюрократии вызвано
прежде всего тем, что она оказывается
более эффективной, чем любая
другая форма управления. Все
это делает бюрократию совершенно незаменимой
в современном обществе. Развитие современных
форм организации, как считает Вебер, практически
совпадает с распространением бюрократического
управления. Превосходство бюрократии
над иными формами управления обусловлено
главным образом тем, что она выступает
носителем специальных знаний, которые
необходимы для нормального функционирования
любой крупной организации. В "Хозяйстве
и обществе" Вебер подчёркивает, что
бюрократизация предоставляет, прежде
всего, оптимальную возможность проведения
в жизнь принципа специализации административных
функций в соответствии с чисто объективными
критериями, а собственно управление осуществляется
функционерами, которые обладают специальной
подготовкой и в ходе непрерывной практики
развивают свои навыки.
Рациональная бюрократия
характеризуется Вебером в ходе
анализа легального господства. Отличительной
чертой этого типа господства служит
наличие системы формальных правил,
регулирующих деятельность управленческого
персонала.
Эти формальные правила могут быть изменены
в соответствии с принятыми процедурами.
Если при традиционном господстве возможности
создания новых законодательных норм
ограничены священной традицией, то при
легальном господстве не существует каких-либо
ограничений для законотворчества, коль
скоро соблюдены соответствующие процедуры.
Предполагается, что повиноваться
следует формальным правилам, а не
лицу, обладающему властью. При этом
глава политического союза также
подчинен формально-правовым нормам. На смену принципу
личной преданности, имеющему центральное
значение при традиционном и харизматическом
господстве, приходит ориентация на безличный
порядок. Как отмечает Э.Геллнер: “Лояльный
член либерального гражданского общества
в известном смысле убежден в его условной
легитимности, признает необходимость
его защищать и соблюдать установленные
в нем законы - даже если он пытается их
изменить. Но он не обожествляет структуры
власти и не испытывает священного трепета
перед теми, кто стоит выше по социальной
лестнице”.
Вебер считал, что легитимность
власти является центральным элементом
почти всех административных систем и различал три основания легитимности.
Он ввел понятие, названное им "тремя
чистыми типами законной власти":
- Рациональные основания – в основе лежит легитимность моделей или нормативных правил и прав тех, кто пришел к власти в их системе отдавать приказы (законная власть).
- Традиционалистские основания – в основе лежит вера в незыблемость традиции и законность статуса власть предержащих (традиционная власть).
- Харизматические основания – в основе лежит почтительное отношение к необычайной праведности, героизму или образцовым качествам определенной личности, а также к нормативным решениям и распоряжениям, исходящим от этой личности (харизматическая власть).
В своем анализе законной власти,
имеющей бюрократический административный
аппарат, он излагает пять концепций, определяющих законность
полномочий:
- Должен быть установлен свод законов, требующий от участников организации послушания.
- Закон – это система абстрактных правил, имеющих конкретные приложения; в рамках именно такого закона администрация отстаивает интересы организации.
- Член организации, осуществляющий властные функции, также подчиняется этому безличному порядку.
- Член организации должен подчиняться ее законам только как член организации.
- Подчинение определяется не личностью, осуществляющей властные полномочия, безличным порядком, обусловившим, помимо прочего, и занятие этой личностью данного поста.
Основываясь на этих концепциях,
Вебер формулирует восемь принципов структурирования
властных систем:
- Служебные обязанности организуются на постоянной регулируемой основе.
- Эти обязанности относятся к различным функциональным сферам, в каждой из которых должны обеспечиваться необходимая полнота власти и полномочий.
- Должности образуют иерархическую структуру, при этом оговариваются права контроля.
- Правила, которыми определяется ход работ, могут быть как техническими, так и юридическими, что в любом случае требует привлечения компетентных работников.
- Ресурсы организации не следует смешивать с ресурсами ее членов, рассматриваемых в качестве частных лиц.
- Держатель офиса не может обращать этот офис в свою собственность.
- Управленческая работа основывается на письменных документах, в силу чего офис (бюро) становится центральным звеном организации.
- Системы законной власти могут принимать множество форм, идеальным видом которых является бюрократический штат.
Согласно Веберу, бюрократическая
администрация (т. е. наиболее рациональный
тип бюрократии) соответствует пяти концепциям законности и восьми
принципам власти, приведенным выше. Помимо
прочего, бюрократическая система и участвующие
в ней служащие должны удовлетворять следующим
критериям:
- Они свободны как личности и должны подчиняться власти только в силу своих безличных (должностных) служебных обязанностей.
- Они образуют ясно выраженную иерархию должностей.
- Каждая должность имеет четко выраженную в юридическом смысле сферу компетенции.
- Занятие должностей происходит на свободной контрактной основе.
- Кандидаты на должность отбираются на основе их технической квалификации. Они назначаются, а не выбираются.
- Должность получает фиксированное материальное вознаграждение, сохраняя, по большей части, право на получение каких-то субсидий. Шкала окладов примерно соответствует уровням иерархии, однако в известных случаях при этом могут приниматься во внимание мера ответственности и социальный статус должностного лица.
- Исполнение должностных обязанностей рассматривается как единственное или, по крайней мере, основное занятие должностного лица.
- Возможность карьеры. Система "продвижения", определяемого старшинством или уровнем достижений, или и тем и другим. Вопросы о продвижении должностных лиц решаются начальством.
- Служащий работает в организации, не являясь владельцем организационных средств, и должность, которую он занимает, не является его собственностью.
- Поведение работников организации должно соответствовать существующим требованиям дисциплины и контроля.
Можно подумать, что подход
Вебера к бюрократии носит ярко выраженный
функциональный характер. Вебер рассматривает
различные компоненты своего идеала
как функциональный ответ на требования,
предъявляемые крупной организацией.
Эти характеристики позволяют формальной организации добиться своих
целей максимально быстрым, эффективным
и рациональным способом.
Некоторые из этих признаков
впервые проявились в системе
государственного управления в странах
Запада. К их числу относится прежде
всего специализация чиновников и их профессиональная компетентность.
Как писал Вебер: "Конечно, "чиновник",
даже специализировавшийся в определенной
области, издавна известен различным культурам.
Однако полной зависимости всей жизни,
всех ее политических, технических и экономических
предпосылок от организации профессионально
подготовленных чиновников... не было ни
в одной стране, кроме современного Запада"
Вебер М. Избранные произведения. - М.: «Прогресс»,
1990, с.47.
Наряду со специализацией
чиновников, важным отличительным признаком современной бюрократии, не существовавшим
в прошлом, выступает отделение чиновника
от собственности на средства управления.
Такое отделение позволяло снять финансовые
ограничения частного хозяйства и вело
к тому, что получение индивидом средств
к существованию зависело от организации,
тем самым подчиняя его организационной
дисциплине.
Важным
моментом Масловский считает то, что
Вебер особо подчеркивает контрактно-договорный
характер отношений между отдельным
чиновником и организацией в современной
рациональной бюрократии.
Он отмечает также роль образовательной
подготовки чиновников, уровень которой
должен проверяться экзаменами или удостоверяться
соответствующим дипломом, что в значительной
мере определяет рациональный характер
бюрократии. С точки зрения Вебера, специфическую
рациональность придает бюрократии то,
что она действует в соответствии с четко
сформулированными правилами и обладает
специальными знаниями, которые применяются
ею в процессе управления. Кроме того,
следует отметить, что бюрократия представляет
собой иерархию чиновников, назначенных
на их должности вышестоящими органами.
Организация, состоящая из выборных
чиновников, не является, согласно
Веберу, бюрократической в строгом
смысле слова. Таких чиновников,
имеющих свой собственный источник легитимности
вне организации, невозможно подчинить
дисциплине, отличающей подлинную бюрократию.
Важной особенностью бюрократического
управления является то, что глава организации
всегда может быть уверен, что его распоряжения
будут переданы по каналам коммуникации
и исполнены в соответствии с существующими
формальными правилами. Бюрократическую
организацию отличает строгая дисциплина.
Именно объединение специальных знаний
и дисциплины образует основу бюрократической
администрации.
5. Критика бюрократии.
Однако бюрократические
структуры подвергались и критике
за их неспособность к внедрению
новшеств и отсутствие достаточной
мотивации сотрудников. Другие социологи отмечали,
что бюрократии имеют недостатки, или
дисфункции.
Хотя
рациональная бюрократия неизменно функционирует
в соответствии с объективно установленными
правовыми нормами, которые определяют
пределы компетенции органов управления,
внутри этих пределов перед чиновниками
открывается некоторая свобода маневра.
В конечном счете, высшим принципом, служащим
ориентиром всей деятельности государственных
чиновников, выступает идея интересов
государства. По мнению Вебера, понятие
интересов государства всегда является
довольно-таки расплывчатым, что дает
возможность руководствующимся этой абстрактной
идеей чиновникам во многих случаях действовать
по собственному усмотрению.
Одно из важнейших
критических замечаний было сформулировано
социологом Р.К.Мертоном. По его мнению,
трудности, возникающие в бюрократических
структурах, связаны с преувеличением
значимости стандартизированных правил, процедур
и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение
сотрудниками своих задач, выполнение
запросов других подразделений этой организации,
а также взаимодействие с клиентами и
общественностью. Это приводит к тому,
что организация утрачивает гибкость
поведения, поскольку все возникающие
здесь вопросы и проблемы решаются исходя
из прецедентов. Постепенно тщательных
поиск альтернатив начинает сокращаться.
Торстейн Веблен
указывал на то, что бюрократические
структуры поощряют у своих членов привычку полагаться
на установленные правила и инструкции
и применять их механически и нетворчески.
Эту модель поведения он назвал привитой
неспособностью. В результате социализации,
происходящей в организациях, у работников
часто складывается узкий кругозор, который
ограничивает их способность реагировать
по-новому на меняющиеся ситуации. Из-за
привитой неспособности бюрократические
учреждения при быстрых переменах зачастую
оказываются негибкими и неэффективными.
То, как бюрократии реагируют на кризисные
ситуации, лишь усложняет проблемы. Должностные
лица обычно принимают только те меры,
которые помогают быстро устранить лишь
наиболее видимую часть проблемы, предоставляя
заботиться об остальном другим.
Еще одним негативным
свойством бюрократических структур, по мнению Катца и Кана, является "отсутствие способности
спонтанно и по-новому реагировать на
окружающие условия, что существенно необходимо
для эффективного функционирования организации". Для расширения возможностей организаций
реагировать на происходящие изменения
и вводить новшества были разработаны
специальные адаптивные структуры.