Особенности социальной организации. Веберовская концепция бюрократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения.
Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Слово «организация» происходит от латинского organize – делать сообща, стройный вид, устраиваю.
Несмотря на то, что феномен социальной организации существует на Земле десятки тысячелетий, его научное осмысление и изучение началось лишь в XIX в. в связи появлением общественных наук.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Понятие социальной организации
Классификация социальной организации
Особенности социальной организации
Веберовская концепция бюрократии
Критика негативных свойств бюрократии
Основные компоненты идеальной бюрократии по Веберу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Контр. Социология.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Вебер считал бюрократию механизмом для достижения эффективности  организации. Совершенно другую картину  дает К. Норткот Паркинсон, прославившийся как автор закона Паркинсона: "Объем работы увеличивается для того, чтобы заполнить время, имеющееся для ее выполнения". Несмотря на ироничный тон, Паркинсон старается показать, что "число чиновников и объем работы не связаны друг с другом". Он утверждает, что бюрократический аппарат увеличивается не из-за роста объема работы, а из-за того, что должностные лица стремятся иметь больше подчиненных. Эти подчиненные в свою очередь создают работу друг для друга, а координация их труда требует еще большего числа начальников.

Неумолимый рост бюрократического аппарата находит свое отражение в увеличении численности работников, занятых в органах государственной власти России. Считается, что в наше время, по крайней мере, в нашей стране бюрократический аппарат управления особенно сильно развит. Такое сильное его развитие началось во времена Советского Союза, и с тех пор штаб управления начал неимоверно разрастаться. Бюрократия сильно укрепилась за время своего существования, постоянно происходит разрастание бюрократического аппарата, что усложняет жизнь обычным людям.

 

 

 

 

 

 

6.  Основные компоненты идеальной бюрократии по Веберу.

 

Хотя Вебера беспокоили некоторые негативные последствия  бюрократического правления, он был  убежден, что необходимость в  управлении большими народными массами сделала бюрократию неизбежным условием современной организационной жизни.

 Вебер рассматривал  бюрократию как идеальный тип  - социологическое построение, призванное  определять основные характеристики  какого-то явления. К примеру,  социологи могут выделить некий общий элемент, присущий правительственному учреждению, Русской Православной Церкви, профсоюзу шахтеров, телекомпании НТВ и Московскому университету, и создать модель, подходящую для описания и анализа организационных структур. Однако такую модель не следует смешивать с реальной картиной функционирования бюрократического аппарата в современном мире.

Представим основные компоненты идеальной бюрократии по Веберу - образец полностью усовершенствованной  организации, построенной на базе подбора  наиболее подходящих средств для достижения конкретной задачи.

1. Каждый пост  или должность имеет ясно определенные  обязанности и ответственность,  вследствие чего постоянная деятельность  организации строится на четких  принципах разделения труда и  обязанностей.

2. Все должности размещаются на конкретных уровнях иерархической структуры власти, имеющей форму пирамиды. Должностные лица отвечают перед вышестоящими руководителями не только за собственные действия и решения, но и за действия и решения своих подчиненных.

3. Вся деятельность организации зиждется на последовательной системе абстрактных норм и правил, которые определяют ответственность различных должностных лиц и принципы взаимоотношений между ними, обеспечивают скоординированность основных видов деятельности и качество их исполнения независимо от смены персонала.

4. Все должностные  посты предполагают наличие определенных  профессиональных навыков. Работники  принимаются на эти должности  на основании их технической  компетентности, а не личных качеств.  Работники с хорошей профессиональной подготовкой лучше справляются со своими обязанностями, чем люди, получившие должность благодаря родственным и дружеским связям или политическим предпочтениям. Компетентность подтверждается соответствующими документами (например, ученая степень) или тестами.

5. Должностные  лица не являются "владельцами"  своих постов. Должности остаются  в собственности организации,  и работодатели обязаны снабжать  своих сотрудников всем необходимым  для работы.

6. Работа в  организации рассматривается как  карьера. Мотивами для продвижения по службе могут служить старшинство или заслуги перед организацией или и то и другое. По истечении испытательного срока индивиды утверждаются в должности и ограждаются от спонтанных увольнений. Благодаря этому фактору должностные лица менее восприимчивы к посторонним влияниям.

7. Административные  приказы, правила, процедуры и  полномочия оформляются в письменной  форме и подлежат постоянному  хранению.

Как полагал Вебер, бюрократические  организации, в большей или меньшей  степени приближающиеся к чистому типу, можно обнаружить в самых различных сферах жизни современного общества: в аппарате государственного управления и в политических партиях, в университетах и больницах, в армии и на крупном капиталистическом предприятии. Но наибольшее развитие бюрократизация получает в государстве и массовой политической партии.

Вебер был убежден, что бюрократическое правление  является характерной чертой современного капитализма. Однако он также настаивал  на том, что и социалистическое общество не в состоянии освободиться от этой структуры, причем оно станет свидетелем не падения, а возвышения бюрократических структур. Признавая ограниченность капитализма, Вебер, тем не менее, считал, что капиталистическое общество предоставляет наилучшие возможности для сохранения свободы личности и творческого руководства в мире, где доминирующую роль играют формальные организации. Некоторые социологи не разделяют оптимизма Вебера, они выражают обеспокоенность тем, что бюрократические структуры ставят препоны свободе человеческой личности, превращая людей в "винтики" организационной машины.

Идеальная форма  бюрократии, предложенная Вебером, недостижима  на практике по ряду причин. Во-первых, индивиды существуют не только для  организаций. Люди переносят всю  грязь, скопившуюся в их жизни, в бюрократические структуры, и у них есть множество интересов помимо организации. Во-вторых, бюрократии не защищены от социальных перемен. Если такие перемены происходят часто и быстро, соответствующие ответы, предусмотренные бюрократическими правилами и постановлениями, мешают рациональной работе. В-третьих, бюрократические системы предназначены для "среднего" человека. Но ведь в реальной жизни люди различаются по интеллекту, энергии, усердию, преданности делу, поэтому фактически они незаменимы в повседневном функционировании организации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первые социальные организации  на Земле имели естественное происхождение. Искусственные организации появились  позднее естественных, которые первоначально  служили в качестве эталонов  для создания искусственных организаций.

Естественно-искусственные  организации являются промежуточной (смешанной) формой социальной организации, сочетающей в себе как искусственные, так и естественные образцы организационной  культуры.

В настоящее время  доминирующими являются искусственные и естественно-искусственные организации, которые вытесняют естественные организации из всех сфер человеческой деятельности, что предъявляет высокие требования к социальным инженерам, от которых зависит не только эффективность создаваемых организаций, но также их жизнеспособность, а главное, социальная защищенность членов организации. Для этого социальные проекты  должны включать в себе не только производственную, но и социальную составляющую.

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что ни рационалистический, ни так называемый системный подход не позволяют глубоко изучить природу социальных организаций, поскольку отталкиваются от  абстрактных моделей, далеких от действительности.

Поэтому, придерживаясь  позитивистской традиции, в  будущем необходимо разобраться: каким образом социальная организация выявляет и удовлетворяет свои потребности, что позволило бы в дальнейшем «выйти» на понимание механизма ее функционирования.

В ходе данной контрольной работы также  были решены следующие задачи:

1. Изучены  основные работы М. Вебера, в  которых он изложил свою теорию  бюрократии.

2. На  основе изученной литературы  был проведён сравнительный анализ  двух основных концепций в  теории бюрократии М. Вебера.

3. Была  оценена роль бюрократии в  общественной жизни и управлении государством.

Главной особенностью теории бюрократии М. Вебера является то, что он выделяет два  существенно различных типа бюрократической  организации. Одним из этих типов  выступает патримониальная бюрократия, которую характеризуют недостаточное развитие рациональных черт и личностный характер отношений власти в управленческих структурах. Патримониальную бюрократию отличает также тенденция к апроприации государственных должностей занимающими их чиновниками. Основу власти патримониальной бюрократии образует, прежде всего, присвоение чиновниками должностей и связанных с ними привилегий и экономических преимуществ. Вместе с тем предельное развитие тенденции к присвоению средств управления чиновниками приводит к распаду бюрократических структур. При этом патримониальная бюрократия трансформируется в господство "сословного" типа, которое уже не является бюрократическим.

Согласно  Веберу, лишь в странах Запада в  результате рационализации процесса управления складывается иной характер отношений между патримониальным монархом и чиновниками. Бюрократический аппарат западного абсолютистского государства приобретает власть не в результате децентрализации политического режима, а благодаря наличию у чиновников специальных знаний и навыков. В странах Запада впервые происходит переход от патримониального управления к бюрократии современного типа.

Разработанная в "Хозяйстве и обществе" теоретическая  модель рациональной бюрократии образует второй тип бюрократической организации  в социологии Вебера. Для административных структур, приближающихся к данной модели, характерно преобладание формально-правового начала. Принцип личной преданности, на котором основывается патримониальное управление, уступает место объективно установленному служебному долгу. Формируется тип чиновника, который руководствуется в своей деятельности системой формальных правил, а не предписаниями традиции и волей монарха.

Однако  бюрократия в современном обществе представляет собой не просто безличный  инструмент управления, но также и особую социальную группу со своими собственными взглядами и ценностными ориентирами. Идеально-типическая модель рациональной бюрократии не предусматривает такого положения дел, когда корпоративные интересы чиновников получают преобладание над требованиями служебного долга. Тем не менее, анализ типично бюрократических ценностей в работах Вебера свидетельствует о том, что бюрократия нередко действует, исходя из своих собственных групповых интересов, а не интересов той организации, которая использует бюрократический управленческий аппарат.

Проблема  ограничения власти бюрократии являлась для Вебера одной из центральных. Немецкий социолог рассматривал различные  институциональные механизмы, которые  могли бы послужить противовесом бюрократическому управлению. Наибольшие возможности для установления контроля за деятельностью административного аппарата предоставляла, по его мнению, система представительного правления. Вместе с тем основной функцией парламентской системы является, с точки зрения Вебера, отбор политиков, обладающих качествами подлинного лидера.

Российская  социология и теория управления также  могут многое почерпнуть в арсенале политической теории М. Вебера. Разработанные  Вебером понятия могут, по-видимому, успешно использоваться для анализа  структур государственного управления в России на различных этапах их эволюции. Обращение к веберовским политическим идеям должно способствовать лучшему пониманию как недавнего прошлого нашей страны, так и современного состояния ее политической системы.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М.: 1998 г.
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: 2000 г.
  3. Гидденс Э. Социология. М.: 1999 г.
  4. Збаровский Г.Е. Общая социология. М.: 2004 г.
  5. Збаровский Г.Е. История социологии: классические и современные этапы. М.: 2000 г.
  6. Збаровский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М.: 2004 г.
  7. Кравченко А.И. Социология. М.: 1999 г.
  8. Радугин К.А., Радугин А.А. Социология курс лекций. М.: 2004 г.
  9. Смелзер Н, Социология. М.: 1998 г.
  10. Большакова Г.И. Курс лекций. Ростов-на-Дону: 2003 г.



Информация о работе Особенности социальной организации. Веберовская концепция бюрократии